Факультет менеджмента и инноваций
Специальность: Управление персоналом и экономика труда
Вязать меня научила бабушка. Первым моим опытом были носочки. Затем я начала вязать свитерки и штанишки своим большим куклам, при этом я не знала техники вязания, у меня все получалось интуитивно. Учительница по трудам выставляла мои работы на школьные и городские конкурсы.
Как-то ко мне в руки попал журнал для вязания и тут все началось. Я стала по схемам вязать кофточки, юбки, сумочки, шапки, шарфы. Выписывала журналы. И однажды я наткнулась на такой вид вязания как аранское – это исключительно красивое однотонное вязание, богато украшенное выпуклыми косами, ромбами, шишечками и другими объёмными узорами. Меня заинтересовала не только техника данного вида вязания, но и история его возникновения.
Многие слышали об аранском вязании и видели исключительно красивые вещи, выполненные в этой технике. Аранское вязание уже стало классикой моды. Интерес к этническим направлениям в моде и народному костюму постоянно возрастает, и все ведущие модельеры так или иначе обращались в своих коллекциях к аранскому вязанию.
С другой стороны, аранское вязание становится своего рода романтической легендой. Многие, наверное, слышали истории о том, что секреты узоров свитеров передаются из поколения в поколение в пределах кланов, что в переплетении кос и скрещиваниях петель заключены истории жизни семей на протяжении веков. Широко известны примерно такие описания узоров свитеров:
Косы - символическое изображение веревок рыбака, и представляют пожелание успешного дня в море, всевозможные сетки изображают маленькие группы островов. Эти сетки иногда заполнены узором ирландского мха или изображением морских водорослей, которые использовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай. Следовательно, сетки - желание успеха и богатства. Узоры зигзагов, ломаных линий и цепочек обычно представляют дорожки утесов, закручивающиеся на островах. Дерево Жизни - один из наиболее распространенных узоров - выражение желания единства клана, с долговечными родителями и сильными детьми.
Одним из наиболее «эффектных» фактов, касающихся истории аранских свитеров, является упоминание о том, что уникальные узоры свитеров иногда служили для опознания выброшенных на берег тел погибших в море рыбаков.
Я давно интересуюсь историческими текстильными техниками. Заинтригованная этой романтической, уходящей вглубь веков историей аранского вязания, я решила познакомиться с ней поближе. И выяснились неожиданные вещи…
Аранские свитера и аранская техника вязания берут своё название от группы островов, лежащих неподалёку от западного побережья Ирландии, в устье залива Голуэй, во власти яростного и бушующего Атлантического Океана. Три острова - Инишмор, Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски «лунного ландшафта» с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Здесь селились первые христиане Ирландии, а до них здесь жили совершенно неведомые племена. Островитяне были рыбаками и фермерами, жизнь которых была тесно связана с Океаном.
Ручное вязание было широко распространено во всей Ирландии по крайней мере с XVII столетия. Однако вплоть до начала XX века нет упоминаний о каких-то особых аранских свитерах. Островитяне вязали простые толстые чулки и носки для рыбаков и «обычные» рыбацкие свитера - точно такие же, какие носили французские, английские и шотландские рыбаки. Причем в самой Ирландии эти свитера были известны как свитера «Гернси» (Гернси - один из Нормандских островов, расположенных между Францией и Англией). Рыбацкие свитера вязались из домашней неокрашенной шерсти, которая была не полностью очищена от естественного жира, поэтому такой свитер обладал водоотталкивающими свойствами. Рукава свитера были чуть укорочены, чтобы меньше намокали во время работы в море.
История же собственно аранских свитеров начинается с XX века, когда правительство страны, чтобы поощрить экономическое развитие западных сельских регионов, финансировало программу обучения населения вязанию. С 1914 г начали работать классы для деревенских вязальщиц, и с середины 1930-х годов свитера аранского производства начали продаваться в Дублине. В 1920-х годах, когда в деревнях было уже много опытных вязальщиц, распространилась мода вязать красивый свитер с узорами мальчикам для первого Святого причастия. Естественно, каждая семья стралась обеспечить своего ребенка лучшим образцом такого свитера, и довольно быстро было разработано множество узоров. Образцами узоров служили древние кельтские орнаменты, высеченные на памятниках языческой и христианской культур, которых на островах сохранилось множество.
Возможно, это разнообразие узоров породило легенду об их связи с многовековой историей семей. Миф же о том, что тела погибших рыбаков опознавались по узорам свитеров, скорее всего, восходит к пьесе Джона М. Синга «Скачущие к морю». Дж. М. Синг некоторое время жил на Аранских островах, и в основе его пьесы - наблюдения за реальной, наполненной смертельным риском жизнью рыбаков. В пьесе есть эпизод, когда сестра узнает тело погибшего брата по характерному дефекту на его носках - спущенным петлям. Видимо, со временем носки трансформировались в устных преданиях в свитер, а спущенные петли - в «клановые» орнаметы, и легенда приобрела завершенность.
В 1950-х годах начался активный экспорт аранских свитеров в США, что, несомненно, способствовало как развитию и усложнению самих узоров, так и связанных с ними легенд, теперь уже отчасти как маркетингового хода. Сегодня аранские семейные кланы, действительно, имеют свои образцы узоров, которые хранятся в музее Аранских свитеров (есть и такой!).
Так, седой легенде на поверку оказалось меньше века, и во многом эта легенда – «новодел». Но, тем не менее, это все равно легенда, и, наверное, она будет жить. Откровенно говоря, труд сегодняшних рыбаков не многим легче, чем был труд их коллег столетия назад, и их жизнь так же полна опасностей. Поэтому женщины, вяжущие свитера для своих мужей, так же стремяться вложить в них всю свою любовь и веру в то, что магические узоры послужат защитой для рыбака в море. И это, безусловно, так и будет.
1) спицы бывают различной толщины и обозначаются номерами. Каждый номер соответствует диаметру спицы в миллиметрах. Например, спицы № 2,5 имеют диаметр 2,5 мм. Номер спиц выбирайте в соответствии с толщиной пряжи: спица должна быть в 2 раза толще пряжи. Но это не всегда является правилом, так как каждая вязальщица имеет свою плотность вязания, поэтому выбор спиц очень индивидуален. Для начала попробуйте связать двумя - тремя номерами спиц и выберите те, при которых полотно не будет очень тугим или рыхлым. Конечно, при выборе узора необходимо будет менять номера спиц, так как ажурные узоры вяжут более плотно, а узоры, состоящие из перекрещенных петель (косы и т.д.), более рыхло, чем чулочное полотно.
2) качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.
3) при вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Но все же рекомендуется проявлять чувство меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы ваши модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными. С помощью выставок, журналов, демонстрации моделей постарайтесь создать свой неповторимый образ и настроение.
4) цените материалы и свое время, создавайте свои модели. Ведь иногда случается так, что модель нравится в журнале, а в Вашем исполнении она не смотрится. Это происходит из-за многих причин: ошибка при выборе узора; не учтено сочетание различных нитей или цветов; ошибка при расчете; детали связаны очень аккуратно, а вот изделие обработано не качественно; не учтены мотивы узоров и т.п.
А переделать не всегда есть время, да и желания уже того нет… И пряжа после перевязывания хоть немного, но меняет свои качества не к лучшему – некоторые виды современной пряжи вовсе нельзя перевязывать.
А ведь очень часто достаточно лишь использовать фактуру пряжи для создания красивой неординарной вещи. Практичный человек сумеет «вписать» в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий, потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды используются кружева и ажурные воротнички, – и Ваше платье уже выглядит более изящным, элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное дополнение к костюму. Их нельзя повторить из ткани – а шаль, связанная крючком всегда будет только Вашей неповторимой вещью. И вообще головные уборы – особые изделия, они всегда на виду, привлекают внимание в отличие от платьев, костюмов, кофточек, которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж – это и украшение нашего интерьера. Можно создать вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку – и Ваш дом приобретет только Вам свойственный уют и тепло.
Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций этих узоров может быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание множество форм.
В статье рассматривается история возникновения вязания, его распространение и развитие. Описываются преимущества ручного вязания по сравнению с другими видами рукоделия. Приводятся рекомендации для успешного вязания и перечисляются наиболее распространенные ошибки, возникающие в его процессе.
Статья посвящена истории возникновения вязания. Приводится интересная легенда Древней Греции об истории вязания.
В статье рассматривается история возникновения Аранского вязания, секреты вязания свитеров из овечьей шерсти. Описывается происхождение данного вида вязания.
В статье дается описание вязальных спиц, рекомендации выбора номеров спиц в зависимости от плотности и узора вязки. Рассматриваются преимущества и недостатки спиц, изготовленных из различных видов материалов. Описываются различные виды спиц.
Статья посвящена описанию пряжи, дается характеристика различных видов пряжи, рассматриваются преимущества и недостатки различных видов пряжи.