Источник: Менеджер по персоналу. – 2007. – № 3. – С. 8-13.
В развитых странах основой экономики являются высококвалифицированные рабочие: в США они составляют примерно 43 % от общего числа работающих, в Германии – 56 %; в этих государствах действуют эффективные системы непрерывного производственного обучения. Украина по этому показателю пока отстает в несколько раз, сегодня у нас повсеместно – дефицит квалифицированных рабочих кадров.
В материалах ЮНЕСКО подчеркивается, что приоритетная задача обучения наемных работников (взрослых) – обеспечение каждого человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой деятельности в современном динамично меняющемся мире. Речь идет о развитии человека – как работника, гражданина, личности, на протяжении всей его жизни.
Европейский Союз в качестве своих главных стратегических целей до 2010 года определил: формирование и развитие конкурентоспособной, динамичной, основанной на знаниях экономики; создание новых современных рабочих мест; обеспечение высокого уровня социальной защиты населения. При этом особое внимание будет уделяться профессиональному обучению работников в течение всего периода их трудовой деятельности, повышению их продуктивности. Так, в марте 2002 года была утверждена рабочая программа «Образование и обучение 2010», предусматривающая создание единой европейской системы профессионального образования и обучения. Ее основные особенности:
– развитое социальное партнерство;
– отделение от системы общего образования;
– преимущественно негосударственный характер;
– активное участие работодателей в разработке профессиональных стандартов;
– гибкость (быстрое реагирование на изменения рынка труда);
– ориентация профессиональных стандартов на получение практических умений и навыков, развитие компетенций;
– наличие механизма оценки навыков;
– сформированный механизм финансирования.
Украине необходимо тщательно изучать передовой опыт других стран в сфере профессионального обучения и использовать его, в том числе европейские политики, стратегии и практики в области профессионального обучения. Нужно разработать методики оценки и открыть независимые центры оценки уровня профессиональной квалификации; подготовить методики оценки потребности в подготовке кадров и планирования прогнозных показателей (исходя из перспектив социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом); разработать концепцию непрерывного обучения на протяжении всей трудовой жизни и т. д.
В период экономического кризиса в Украине система профессионального обучения кадров на производстве – как отдельная часть общей системы непрерывного профессионального образования, практически не развивалась. Сегодня она не соответствует требованиям работодателей.
Преобразование плановой экономики в рыночную сопровождается реструктуризацией предприятий, внедрением новой техники и технологий, современных форм организации работы и т. п., и это предъявляет новые требования к качеству рабочей силы. Производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию могут только высококлассные специалисты, но современного рабочего невозможно подготовить на устаревшем оборудовании, по старым учебникам. Поэтому для нашей страны одной из важнейших задач является реформирование системы профессионального образования и обучения, внедрение системы профессионального обучения на протяжении всей жизни.
Сознавая важность кадровых проблем, Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 20 марта 2006 года № 158-р утвердил «Концепцию развития системы повышения квалификации работников на период до 2010 года». В частности, предполагается внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство, принять ряд новых нормативно-правовых актов (в том числе законопроект «О профессиональном развитии персонала на производстве»), разработать ряд методологических материалов.
Для содействия предприятиям в организации профессионального обучения работников было бы целесообразно:
1. Восстановить систему профессиональной ориентации учащейся молодежи, объединив усилия учебных заведений и работодателей.
2. Максимально упростить условия лицензирования предприятий, осуществляющих профессиональное обучение работников на рабочих местах.
3. Изменить подходы и требования к разработке учебных планов и программ для профессионального обучения на производстве (с учетом особенностей обучения взрослых).
4. Обеспечить предприятия, проводящие обучение работников на рабочих местах, учебными пособиями, аудио- и видеоматериалами, наглядными пособиями и т. п.
5. Разработать, апробировать и распространить методику расчета эффективности обучения персонала предприятий, включая примерные нормативы численности и описание функций сотрудников служб, занимающихся организацией обучения.
6. Разработать механизм стимулирования работников к непрерывному повышению профессионального уровня.
7. Предложить на законодательном уровне действенный механизм стимулирования работодателей (уменьшение налогов, предоставление льготных кредитов и т. п.), занимающихся обучением и профессиональным развитием персонала, повышающих качество рабочей силы.
8. Создать эффективную систему социального партнерства.
Работодатели совместно с государственными органами должны принимать участие в мониторинге рынка труда и прогнозировании его развития, формировать социально-экономический заказ на подготовку специалистов (в том числе перечень специальностей для учреждений профессионального образования), а также принимать участие в финансировании обучения работников.
Старение высококвалифицированных рабочих и ухудшение демографической ситуации в стране в целом вынуждают производственные предприятия активно заниматься профессиональной подготовкой молодежи. Практика свидетельствует, что экономических успехов добиваются те из них, кто системно решает эти проблемы. Среди лучших можно отметить ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» Донецкой обл., АНТК «Антонов» (Киев), Ильичевский морской торговый порт Одесской обл., ОАО «Орион» Тернопольской обл., Акционерное общество «Филип Моррис Украина», ЗАО «Кондитерская фабрика «Харьковчанка» Харьковской обл. и др. На этих предприятиях выделяются значительные средства для развития необходимой материально-технической базы и обеспечения учебного процесса, что позволяет ежегодно охватывать разными видами обучения 20-30 % работников.
В условиях повышения конкуренции, серьезных изменений в социальных отношениях между работниками, работодателями и государством необходимо радикально пересмотреть механизм партнерства в сфере профессионального образования и профессионального обучения. Начало формирования механизма партнерства на национальном уровне было положено с принятием Генерального соглашения между правительством, работодателями и профсоюзами, в котором видное место отводится обязательствам сторон относительно повышения качества рабочей силы и развития системы профессионального обучения на производстве.
Правовые отношения между социальными партнерами в сфере профессионального образования и обучения на сегодня регулируются законами «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях», положеннями 142-й Конвенции МОТ и другими актами. Кроме того, при Президенте Украины образован Национальный трехсторонний социально-экономический совет.
Несмотря на значительные сдвиги в структуре занятости населении, в регионах пока отсутствуют эффективные механизмы взаимосвязи между заинтересованными партнерами, в первую очередь, органами образования и науки, труда и социальной защиты, государственной службы занятости, объединениями работодателей и профсоюзов. Практически во всех областях Украины объемы и качество подготовки рабочих и специалистов не соответствуют потребностям работодателей. Учебные заведения (ПТУ, лицеи, техникумы, колледжи, институты) продолжают готовить специалистов по профессиям и специальностям, которые в избытке имеются на рынке труда, нередко дублируя друг друга. Это свидетельствует о том, что они недостаточно изучают вопросы работодателей, и что пока не выработаны процедуры согласования интересов партнеров.
Значительное количество учебных заведений по-прежнему подчинены отраслевым и общенациональным ведомствам, в то время как рыночные условия требуют создания региональной системы профессионального образования, способной учитывать потребности конкретного города или района. Проблемным остается партнерство учебных заведений и предприятий, которые в связи с экономическими трудностями не всегда могут предоставлять рабочие места для прохождения производственной практики ученикам и студентам и оплачивать работу практикантов.
Отсутствие механизмов регионального образовательного маркетинга не позволяет учебным заведениям оперативно реагировать на потребности работодателей в подготовке кадров. До сих пор нет научно обоснованных методик для проведения прогнозных расчетов необходимых объемов и направлений подготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях.
Все это вынуждает работодателей самостоятельно проводить первичную подготовку рабочих непосредственно на рабочих местах, разрабатывать корпоративные системы повышения квалификации персонала, вместо того, чтобы размещать заказы на профессиональное обучение работников в учебных заведениях. При этом со стороны госорганов предприятия не обеспечиваются нормативно-правовой, информационной (учебные планы, программы, пособия) и методической поддержкой. Использующиеся на предприятиях (особенно негосударственных) устаревшие, не отвечающие требованиям современного производства учебные планы и программы снижают результативность обучения.
Мировая практика подтверждает целесообразность функционирования органов партнерства на отраслевом/межотраслевом уровне. Отраслевой консорциум (или ассоциация) может быть создан как объединение представителей предприятий области, государственных структур, органов образования и науки, труда и социальной защиты, государственной службы занятости, учебных заведений (при содействии отраслевого управления облгосадминистрации). Для большей оперативности отраслевой консорциум может создавать комиссии по отдельным направлениям деятельности, которые определяются с учетом отраслевой специфики и приоритетности требующих решения проблем кадровой политики.
Развитие институтов партнерства на региональном уровне позволяет:
– развивать систему социально-трудовых отношений, предусматривать в коллективных договорах обязательства по профессиональному обучению кадров;
– улучшать научно-методическое обеспечение учебных заведений и предприятий, занимающихся обучением персонала (создавать региональные научно-методические центры, консультативные пункты и т. п.);
– улучшать ресурсное обеспечение системы профессионального образования и обучения (кадровое и финансовое – за счет, к примеру, долевого участия партнеров в финансировании заказа);
– повышать качество профессионального образования;
– предлагать инициативы по улучшению нормативно-правовой базы (упрощение условий лицензирования и т. п.).
В существенном усовершенствовании нуждается механизм партнерства между предприятиями и учебными заведениями. Предприятия являются главными потребителями и партнерами учебных заведений, поэтому они должны вести совместную деятельность по следующим направлениям:
– анализ рынка труда и прогнозирование потребности предприятий в кадрах;
– формирование государственного заказа на подготовку кадров в учебных заведениях;
– подготовка заказа на обучение персонала предприятий в учебных заведениях;
– разработка учебных планов, программ, учебных пособий и др.;
– участие квалифицированных работников предприятий в учебном процессе;
– предоставление предприятиями рабочих мест для прохождения учащимися производственной практики;
– участие в итоговой аттестации выпускников системы профессионального образования и обучения;
– трудоустройство выпускников учебных заведений, содействие их адаптации на рынке труда;
– финансовая поддержка предприятиями учреждений профессионального образования и обучения;
– разработка методологии оценки качества и эффективности профессионального обучения персонала предприятий;
– повышение квалификации преподавательских кадров, привлекающихся к обучению работников на производстве.
Развитию партнерства в сфере профессионального образования и обучения содействует деятельность Украинского аналитического центра профессионального образования «Национальная обсерватория», созданного при поддержке Европейского фонда образования. Благодаря деятельности центра все заинтересованные партнеры имеют возможность ознакомиться с европейскими подходами к реформированию и модернизации (с учетом потребностей рынка труда) системы профессионального образования в странах с рыночной экономикой.
Центр также проводит международные конференции и семинары, готовит предложения для центральных органов исполнительной власти.
Проект TACIS «Развитие системы профессионального обучения на рабочем месте» реализуется в Украине с 19 января 2005 года. Главная его задача – содействие центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учебным заведениям, другим заинтересованным организациям в дальнейшем усовершенствовании и модернизации системы профессионального обучения кадров на производстве. Для этого планируется провести оценку состояния системы профессионального обучения на производстве и совместно с основными социальными партнерами разработать стратегию ее развития.
Проект финансируется Европейским Союзом, его бенефициарием является Министерство труда и социальной политики (включая его региональные органы), партнерами – Министерство образования и науки, организации работодателей, профсоюзов, предприятия, учебные заведения и научные учреждения. Пилотными для реализации проекта были выбраны Одесская, Тернопольская и Харьковская области.
Ключевые направления деятельности проекта:
- подготовка предложений изменений и дополнений к нормативно-правовым актам;
– разработка учебных программ и методических материалов, новых подходов и механизмов взаимодействия предприятий и учебных заведений;
– проведение информационных и рекламных кампаний;
– создание и обеспечение функционирования национального и региональных ресурсных центров для предоставления информационной, консультативной и методологической поддержки всех заинтересованных сторон по вопросам профессионального обучения кадров на производстве и др.
За время реализации проекта нами подготовлены и переданы для рассмотрения Министерством труда и социальной политики предложения относительно изменении и дополнении к нормативно-правовым актам по вопросам профессионального обучения кадров на производстве. В рамках пилотных проектов на предприятиях и учебных заведениях разрабатываются и апробируются новые методики, рекомендации, учебные программы и методические материалы, современные подходы и механизмы сотрудничества предприятий и учебных заведений. В пилотных областях выросли объемы обучения наемных работников.
Были созданы четыре ресурсных центра профессионального развития; развивается сотрудничество с социальными партнерами; заинтересованным сторонам предоставляются материалы, обобщающие опыт европейских стран в области профессионального обучения работающих граждан; в Киеве и в регионах регулярно проводятся семинары-тренинги для специалистов и т. д.
Ныне наши усилия направлены, прежде всего, на поддержку общественных объединений – ресурсных центров профессионального развития, организованных с участием социальных партнеров. Такой подход отвечает европейскому мировоззрению.
Главная задача региональных ресурсных центров – содействовать формированию целостной системы непрерывного профессионального образования и обучения граждан Украины, оказывать поддержку предприятиям (организациям), независимо от формы собственности и подчинения, в развитии системы профессионального обучения кадров на производстве. Также они могут выполнять заказы конкретных предприятий по решению проблемных вопросов в этой сфере.
Работа центрального и региональных ресурсных центров осуществляется по следующим направлениям: информационно-рекламная деятельность; реализация пилотных проектов; учебно-методическая и исследовательская деятельность; организационная деятельность и работа с персоналом. Сотрудники центров консультируют и дают разъяснения по вопросам организации и проведения профессионального обучения на рабочих местах: предоставляют необходимую информацию, учебные планы и программы, методические материалы, пособия. Кроме того, они проводят семинары (тренинги) для работников кадровых служб, помогают всем социальным партнерам установить деловые взаимоотношения (прежде всего, с организациями работодателей и профсоюзов), организуют исследования по актуальным проблемам в сфере профессионального обучения кадров на производстве и пр.
Надеемся, что со временем воспользоваться услугами и наработками ресурсных центров смогут предприятия всех областей Украины.