Источник: Материалы конференции «Экономика и маркетинг в ХХІ веке» - Донецк, ДонНТУ - 2008, с. 306-307.
Деятельность любой организации направлена на достижение определенных результатов. Однако одни из них достигают целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. Эффективность работы предприятия определяется благоприятностью исходных условий (обеспеченность материальными, финансовыми, человеческими, информационными ресурсами) и рациональной управленческой ориентацией в их использовании. В качестве объекта управления предприятия может выступать его экономический потенциал. Существуют такие подходы к пониманию сущности экономического потенциала: 1.Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. В рамках данного подхода экономический потенциал представляет собой совокупную способность субъектов экономики производить продукцию и оказывать услуги. 2.Экономический потенциал как совокупность имеющихся ресурсов. 3.Отождествление терминов «экономический потенциал», «экономическая мощь» и «народно-хозяйственный потенциал». Экономический потенциал предприятия (страны, отрасли) характеризуется максимально возможным объемом материальных благ и услуг, которого можно достичь при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Экономическая мощь характеризует фактически достигнутый уровень развития производительных сил. Выделяют достигнутый и перспективный экономические потенциалы. Уровень имеющегося у предприятия потенциала определяется объемом и качеством накопленных ресурсов, вся совокупность которых подразделяется на следующие виды: технические ресурсы (производственное оборудование, материалы) технологические ресурсы (технологии и их динамичность, наличие конкурентоспособных идей, научные разработки и т.п.); кадровые ресурсы (квалификационный и демографический составы работников, способность персонала адаптироваться к изменению целей предприятия и т.п.); пространственные ресурсы (характер производственных помещений и территории предприятия, наличие и качество коммуникаций, возможность расширения производства и т.д.); ресурсы организационной структуры управления (характер, гибкость системы управления, скорость прохождения управленческих воздействий); информационные ресурсы (информация о внутренних возможностях предприятия и о внешней среде); финансовые ресурсы (состояние активов, уровень ликвидности, возможность и объемы получения кредитов и т.п.). Содержание экономического потенциала предприятия определяется следующими факторами: объективные факторы (совокупность материальных и нематериальных ресурсов, в том числе природных, как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но обладающих реальной возможностью в будущем умствовать в нем); субъективные факторы (способность работников к использованию ресурсов и созданию материальных благ (услуг) и способность управленческого аппарата к оптимальному использованию имеющихся ресурсов). Потенциальные возможности предприятия при эффективном использовании ресурсов определяют стратегический потенциал предприятия. Уровень освоения потенциальных возможностей предприятия определяет конкурентный статус предприятия. Конкурентный статус предприятия используется не для оценки положения предприятия на рынке (относительно от конкурентов). Он характеризует возможности предприятия N ведению конкурентной борьбы, предпосылки достижения предприятием конкурентных преимуществ. Рыночный потенциал предприятия в большой степени характеризует его способность обеспечивать устойчивое положение на рынке данных товаров и услуг. Экономический потенциал является характеристикой внутренних возможностей предприятия в производстве товаров и услуг и получении соответствующего дохода. Его величина в значительной степени зависит от количества и качества экономических ресурсов, которыми обладает предприятие и определяется его способностью адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации, возможностью быстрого изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с потребностями рынка. В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют систему управления, в которой различают такие подсистемы: планирование (выявление потенциала будущего успеха); организация (создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха); мотивация (эффективная мотивация персонала к реализации имеющегося потенциала); контроль (проверка эффективности осуществления планов и решений), Каждый из указанных потенциалов характеризуется определенной величиной и качественным состоянием соответствующих ему видов экономических ресурсов. Экономический потенциал предприятия представляет собой сложную динамическую, иерархическую, взаимосвязанную систему. Величина экономического потенциала предприятия во многом определяется величиной и качественной структурой составляющих элементов экономического потенциала региона, в котором оно расположено.