Источник информации: http://www.iks-media.ru/articles/28336.html
Аутстафинг (outstaffing – дословно «вне штата») – предоставление кадровым агентством в распоряжение предприятия персонала для выполнения определенной работы. При этом кадровое агентство, предоставляющее услуги аутстафинга, является фактическим работодателем для временно привлекаемых сотрудников: оформляет трудовые книжки, оплачивает выполненную работу, отпуска, больничные листы, выдает работникам необходимые справки и т.п. Предприятие же отвечает за организацию производственного процесса, ведет учет рабочего времени, количества и качества выполненных работ, готовит первичные документы по расчету заработной платы, непосредственно руководит деятельностью поступивших в его распоряжение сотрудников, труд которых практически ничем не отличается от работы штатного персонала.
Аутстафинг помогает предприятиям решать следующие задачи: регулировать численность работников, не выходя за рамки официального штатного расписания; снизить затраты на работу с персоналом при создании филиальной сети или представительств, специфика деятельности которых (например, неполная загрузка сотрудников) зачастую не позволяет эффективно использовать труд квалифицированных специалистов; реализовать временную потребность компании в высококвалифицированных специалистах или в работниках с редкой специальностью при выполнении краткосрочных и среднесрочных проектов для внешнего заказчика; найти замену работникам предприятия, например, на период отпусков или праздников; удовлетворить потребность предприятия в большом количестве низкоквалифицированных работников на непродолжительное время, например для проведения рекламных и маркетинговых кампаний; оформить в штат кадрового агентства сотрудника, с которым у предприятия заключены только гражданско-правовые отношения (договор подряд, контракт на определенный вид работ), для обеспечения ему социальных гарантий; оформить в штат кадрового агентства сотрудника на испытательный срок с перспективой последующего его перевода в штат предприятия.
Принято считать, что аутстафинг «изобрели» японские менеджеры. В Японии в штате компании состоит не более трети всех работающих на нее людей. Штатные сотрудники определяют лицо фирмы, формируют корпоративную культуру, отвечают за развитие и нормальное функционирование предприятия. Остальные работники не входят в штат компании, но при этом получают достойную зарплату, имеют социальный пакет, у них идет трудовой стаж. На Западе тоже очень многие компании отдают предпочтение этой форме отношений с персоналом. На российском рынке аутстафинг приживается с трудом. В нашей стране около 40% организаций используют труд временных работников, и аутстафинг мог бы значительно повысить эффективность их деятельности. Но в России сегодня не так много компаний, предоставляющих своим клиентам услуги аутстафинга. Можно назвать 4–5 агентств, уверенно работающих в этом направлении. Среди них «АНКОР», Kelly Services, Men Powers. На неразвитость аутстафинга в России влияют и его отрицательные стороны. Основные из них – дополнительные затраты компаний на оплату услуг кадрового агентства и возможность снижения лояльности сотрудников по отношению к компании. Для многих людей психологически тяжело работать в одной фирме, а числиться в другой. К тому же нельзя сбрасывать со счетов различия в социальной поддержке штатных сотрудников и «внештатников», в возможностях их участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Сегодня в России более 90% привлекаемых сотрудников – это административный и обслуживающий персонал: секретари, переводчики, ИТ-специалисты, бухгалтеры, маркетологи, водители, горничные, уборщики, в то время как на Западе передача в штаты кадровых агентств менеджеров среднего звена и даже топменеджеров – обычная практика
Альтернативным вариантом аутстафинга является аутсорсинг. В Иркутском филиале ОАО «Сибирьтелеком» за счет передачи функций сторонним организациям только в 2005 г. удалось высвободить 275 человек. И хотя аутсорсинг по сравнению с аутстафингом менее затратный и менее хлопотный вариант сокращения численности персонала, он не везде и не всегда применим: например, там, где нет предприятий, готовых выполнять эти функции, или слишком мал объем передаваемых работ.
Эффективность аутстафинга на предприятии во многом зависит от условий договора с кадровым агентством. При заключении договора заказчик может воспользоваться такими преимуществами аутстафинга, как: получение квалифицированного персонала в нужном количестве и в короткий срок; снижение объемов кадрового делопроизводства, отсутствие бухгалтерского и налогового учета по заработной плате привлеченным сотрудникам; снижение затрат на компенсационные пакеты (для временных сотрудников они либо не предусмотрены, либо минимальны); отсутствие простоев: если временный работник заболел или ушел в отпуск, кадровое агентство обязано предоставить ему замену; возможность приема сотрудника на любой срок и неоднократной его замены, если он не подходит по тем или иным причинам; возможность пригласить понравившегося сотрудника к себе в штат, а значит, избежать затрат на поиск и подбор персонала; Кроме того, расторжение договора аутстафинга – менее затратная и менее продолжительная процедура, чем процесс сокращения штатов. При этом никаких выплат работникам не производится. Предмет договора аутстафинга – предоставление исполнителем (кадровым агентством) персонала, отвечающего требованиям заказчика (предприятия), для выполнения определенной работы, причем исполнитель не несет ответственности, если работник по тем или иным причинам не подошел заказчику. В договоре должны быть определены основные права и обязанности исполнителя и заказчика. Исполнитель среди прочего несет обязанности работодателя по отношению к направляемому к заказчику персоналу, обеспечивает взимание налога на доходы физических лиц, производит отчисления в установленные законодательством фонды и др.