Источник: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24808
В настоящее время государственные, общественные и предпринимательские структуры, имеющие отношение к реальному сектору экономики, признают необходимость использования методов стратегического планирования и управления развитием промышленных предприятий. Базой, обеспечивающей необходимые параметры экономической эффективности функционирования промышленных предприятий в рамках системы стратегического менеджмента, является экономическая стратегия. Экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения стратегических целей развития промышленных предприятий путем обеспечения заинтересованности всех участников этого процесса. К числу важнейших составляющих экономической стратегии следует отнести товарную стратегию предприятия, перспективными задачами которой является разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающего прибыль в долговременной перспективе; стратегию ценообразования, определяющую, как должно вести себя предприятие на тех или иных сегментах рынка, чтобы привлечь покупателей с помощью ценовой политики к его продукции. Важное значение для обеспечения эффективности промышленного предприятия имеет стратегия инвестиционной деятельности, определяющая набор методов поддержания материально-технической базы на уровне, позволяющем предприятию постоянно увеличивать конкурентный статус. Нельзя забывать и о стратегии стимулирования персонала предприятия. Грамотный подход к управлению интеллектуальными ресурсами фирмы способствует повышению заинтересованности персонала в своевременном, эффективном и высококачественном удовлетворении требований рынка. Эффективная реализация экономической стратегии достигается при правильном сочетании ее основных составляющих, объединенных системой стратегического менеджмента, которая, в свою очередь, содержит определенные требования, этапы и процедуры. Определяющее влияние на функционирование промышленных предприятий оказывает дальняя и ближняя окружающая рыночная среда, которая может предоставить благоприятные условия для развития, но может и быть источником постоянных угроз благополучию фирмы. Взаимодействуя с внешней средой, предприятия используют потенциал своих внутренних возможностей. Как и любой сложный экономический субъект, каждая компания имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому характер взаимоотношений предприятий с внешней окружающей средой должен включать определенный набор необходимых требований. Так, возможности внешней среды должны в полной мере использоваться с учетом сильных сторон потенциала предприятий. Используя сильные стороны, предприятия могут противостоять угрозам или избегать их. С другой стороны, знание слабых сторон предприятия необходимо использовать для того, чтобы максимально избегать непосредственного воздействия на них со стороны агрессивной внешней среды. Учет перечисленных требований позволяет построить систему стратегического планирования и управления производством и реализацией продукции промышленных предприятий. Такая система должна включать формулировку стратегии предприятия, определение его цели. На этой основе осуществляется диверсификация производственных процессов, формирование производственных цепочек партнеров предприятия и определение цели каждой производственной цепочки [1]. Конструкция стратегии развития предприятия должна быть устойчивой. Устойчивость обеспечивается разработкой и управлением процедурой целеполагания. Поэтому система целей развития предприятий должна соответствовать общим требованиям, которые мы рассматриваем далее. Во-первых, на всех фазах жизненного цикла предприятия должно обеспечиваться единое управление достижением стратегических, тактических и оперативных целей, с учетом того, что они часто противоречат друг другу. Стратегические хозяйственные центры, ответственные за принятие стратегических решений, и центры текущей коммерческой деятельности, отвечающие за получение текущей прибыли, должны работать с единым вектором целей. Во-вторых, на отдельных этапах жизненного цикла фирмы ее стратегические цели должны пересматриваться в соответствии с результатами анализа внешней среды и внутренних возможностей, а также результатов, достигнутых при реализации ранее поставленных целей. Реализация каждой цели основана на решении задач, присущих стратегии, определяемой на этапе стратегического выбора. Этап стратегического выбора направлений развития промышленных предприятий осуществляется после этапов стратегического анализа и целеполагания. Каждой стратегической альтернативе соответствует базовая стратегия развития предприятия, а также набор функциональных стратегий и продуктовых программ, соответствующих основным закономерностям различных фаз макроэкономического, межотраслевого, отраслевого циклов, жизненного цикла предприятий. На основании учета общих требований к целям и логической схемы стратегического выбора выявляется динамика изменений в развитии отраслей, и ранжируются по степени важности проблемы формирования и управления промышленными предприятиями. Стратегический анализ внешней деловой среды, учет отрицательной и положительной динамики ее развития, разбивка траектории цикла на отдельные этапы являются необходимыми элементами деятельности по организации стратегического управления. При этом важно иметь в виду, что для каждого отдельного этапа имеется отличное от других этапов сочетание возможностей и угроз со стороны внешней среды, определяющее характер воздействия на промышленные предприятия. Таким образом, взаимодействие предприятий с внешней средой будет, прежде всего, зависеть от формирования системы целей, соответствующей каждому этапу. В фазе спада активности внешней среды для промышленных компаний главными целями развития являются такие, как выживание, приобретение устойчивого конкурентного положения в отрасли и подготовка потенциала, необходимого для быстрой активизации деятельности при появлении симптомов стабилизации внешней среды. Конкурентное преимущество промышленного предприятия в фазе спада деловой активности обеспечивается использованием внутренних возможностей с целью реализации стратегии снижения издержек и стратегии ценообразования, соответствующей данной фазе. В период окончания спада и начала стабилизации экономической активности внешней деловой рыночной среды промышленные предприятия должны обновлять стратегию развития. В рамках новой стратегической альтернативы меняется система целей и задач развития фирмы. При этом следует учитывать, что стратегический успех на данном этапе приходит не сразу, а лишь после стабилизации макроэкономических условий, обеспечивающих сбалансированную структуру рынков и формировании первичного потенциала экономического роста. Наращивание потенциала развития предприятий и отраслей может быть осуществлено за счет мобилизации внутренних возможностей, экономии по всем направлениям деятельности, повышения эффективности производства. Таким образом, на этапе окончания спада и начала экономической активности основной стратегической целью следует считать повышение конкурентного статуса промышленных предприятий, способных решать проблемы макроэкономической стабилизации. Во время оживления тенденции экономического роста продолжение рост внутренней эффективности промышленных предприятий позволяет ориентировать стратегический выбор направлений развития в сторону внешней деловой окружающей среды. В указанный период во внешней среде происходят качественные изменения, учет которых дает шанс сформировать конкурентные преимущества фирмы. Заметим, что еще Й. Шумпетер, исследуя закономерности инновационного развития, показал, что нововведения, внедряемые в ходе экономического цикла, воздействуют на траекторию хозяйственного оборота и, тем самым, нарушают рыночное равновесие спроса и предложения как независимых факторов [4]. Предложение в период изменения кругооборота оказывает непосредственное влияние на спрос, поэтому производители новой продукции на промышленных предприятиях могут сами устанавливать цену на свою продукцию, сообразуясь лишь с готовностью потребителя приобретать ее по данной цене. Современная макроэкономическая ситуация в России в последнее время приобретает черты инновационной модели роста, что подтверждается статистическими данными, накопленным опытом предпринимательства в инновационной сфере промышленности, заявлениями органов государственной власти различных уровней. В этих условиях для эффективной реализации экономической стратегии российские промышленные предприятия должны использовать теоретические и практические наработки в области стратегического менеджмента с учетом особенностей развития реального сектора экономики. Необходимость инновационной кооперации нефтегазового и высокотехнологичного комплексов требует реорганизации системы государственного регулирования промышленного развития. Активная государственная структурная и промышленная политика должна устранить недостаточную экономическую мотивацию существующих хозяйственных структур к технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков, а также преодолеть слабость хозяйствующих субъектов, готовых к решению масштабных задач структурной диверсификации национального промышленного производства [3]. Реализуя концепцию промышленной реорганизации, предприятия высокотехнологичного комплекса могли бы формировать стратегические альтернативы развития, используя теорию и практику стратегического менеджмента в направлении формирования стратегии управляемого роста. По мнению Дж. Гэлбрейта, на протяжении всего своего жизненного цикла предприятие осуществляет две основные функции: выживания и роста [2]. Решение задач масштабного инновационного промышленного развития требует наличия крупных промышленных предприятий. Стратегическое планирование развития и роста промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса в своей экономической основе предполагает контроль над ценами на новую продукцию в качестве одного из важнейших направлений. Промышленные предприятия, внедряя современные научно-технические проекты, должны располагать значительным запасом времени и капитала. По этой причине развивающиеся предприятия высокотехнологичного комплекса не должны допустить ситуации, когда цены на производимую ими продукцию могут подвергнуться влиянию неуправляемого рынка. Контроль над ценами состоит в том, чтобы, во-первых, сократить до минимума риск потери самостоятельности предприятий и, во-вторых, добиться их ускоренного управляемого роста. Угрозы эффективности и безопасности компаний исходят от существования возможности непредвиденных колебаний цен и объемов продаж продукции. В случаях, когда предприятия вынуждены держать фиксированные цены на свою продукцию, возникшие колебания объемов продаж в дальнейшем будут значительно усиливаться, так как уменьшению объемов продаж не противодействует снижение цен, как это могло бы происходить при эластичном спросе. Следовательно, обязательная взаимосвязь контроля над объемами продаж по установленным ценам и контроля над ценами является необходимым условием управляемого роста промышленных предприятий. Согласно концепции Й. Шумпетера, опасность нарушения взаимосвязи между контролем над устанавливаемыми ценами и объемами продаж может быть нейтрализована в период изменения траектории экономического цикла и возникновения новых отраслей или их комплексов возможностью производителей новой продукции самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию при готовности потребителей приобрести ее по ценам производителя. Руководствуясь этой концепцией можно утверждать, что в период начала экономического подъема организационно-экономический механизм функционирования предприятий развивающихся отраслей, к которым следует отнести предприятия высокотехнологичного комплекса, на этапе стратегического выбора может стать основой формирования стратегической альтернативы развития предприятий как стратегии управляемого роста. Ее реализация обеспечит конкурентное преимущество производителям новой продукции. Достижение главной стратегической цели производителей позволит также создать потенциал саморазвития, который будет использован на этапе устойчивого экономического роста. Эффективная реализация экономической стратегии промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса будет достигнута в результате сочетания стратегии ценообразования, основанной на контроле над ценами на инновационную продукцию, товарной стратегии, базирующейся на контроле над продажами и другими составляющими, учитывающими направленность экономической стратегии. |
|
Литература
|