ДонНТУ>
Портал магистров ДонНТУ>
Кудлай Тамара Васильвна
Об авторе Реферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание UKR ENG Кудлай Тамара ВасильевнаФакультет: Менеджмента и инновацийСпециальность: Менеджмент персонала и экономика трудаНазвание темы выпускной работы: Развитие персонала предприятияРуководитель: доц. к.э.н. Е. В. ЧумаченкоКризис и персоналОльга КарповаИсточник: bmconsult.ru Кризис и персонал http://www.bmconsult.ru/library/publications/element.php?ID=408 Кризис и персоналВ случае кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления, и забывается основной актив медиапредприятия- персонал.
Как выглядит кризис персонала?
- низкая производительность труда; - высокая текучесть кадров; - дефицит квалифицированного персонала; - уход сотрудников из компании; - отсутствие четкого, рационального распределения функций между работниками, дублирование работ; - избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия; - отсутствие мотивации персонала; - отсутствие инициативы работников; - напряженная эмоциональная атмосфера в коллективе.
В отношении персонала, как правило, проводятся мероприятия - сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал, и сокращение зарплат. Однако все признают ценность и важность собственно человеческого ресурса и значимость его вклада в успех деятельности организации. Очевидна необходимость включения в антикризисную стратегию программы совершенствования системы управления персоналом. Антикризисная программа в области управления персоналом - необходимо решить две основные задачи: - удержание одних сотрудников; - минимизация рисков возникновения конфликтных ситуаций при увольнении других. В какую группу попадет каждый сотрудник — «удерживаемых» или «увольняемых» — зависит от общих планов компании по выходу из кризиса, и от выбранных направлений развития. Работа с персоналом всегда начинается с себя. Руководителю важно выйти из «зоны комфорта»: привычных действий, правил, процедур. В кризисных условиях все это перестает работать. Необходимо увидеть ситуацию внешним взглядом. Отказаться от стереотипов «я работаю в отрасли 15-20-30 лет, чего я не знаю». Это только попытка «спрятаться» от действительности.
Что нужно делать с персоналом? Сообщить о кризисе. Открыто объявить о создавшейся ситуации, подробно объяснить причины ее возникновения и поговорить о возможных последствиях в случае, если не будут предприняты активные действия. Рассказать сотрудникам о том, как важна их роль в выходе из кризиса и о том, что только полнейшая самоотдача поможет решить текущие проблемы и даже достичь новых рубежей. В результате данной меры: • Даем людям возможную уверенность в будущем. • Прекращаем слухи. • Проводим профилактику увольнений. • Повышаем лояльность и производительность труда. • Рост доверия к руководству. Информация для сотрудников должна содержать: • характеристику ситуации, в которой находится компания; • наиболее вероятный вариант развития событий в случае, если не будут приняты антикризисные меры; • запланированные меры по преодолению кризиса и ожидаемые результаты от их реализации; • программу вывода компании из кризиса и роль сотрудников в ее успешной реализации Перед разговором важно правильно определить целевую группу. Выбор способа передачи информации зависит также от статуса сотрудников и размеров компании. Можно использовать личный контакт, обращение, распространяемое по электронной почте, или взаимодействие с «рабочими советами». 2. Изменить систему принятия решений. Если в компании сотрудники не допускались к принятию решений, то, предложив им взять на себя больше ответственности, можно повысить мотивацию. В то же время, если в организации были приняты демократические формы правления, то переход к единоличному принятию решений поможет ускорить изменения и заставит сотрудников мобилизоваться для выполнения поставленных задач. 3. Поставить цели. Необходимо четко сформулировать, что требуется от персонала, и добиться адекватного понимания этих задач. Цели должны быть сложными, но достижимыми, измеримыми и приемлемыми самими сотрудниками. Необходимо учитывать и следующий аспект: после того как кризис будет преодолен, у работников неизбежно наступит период расслабления. Поэтому цели должны быть поставлены таким образом, чтобы по их достижении люди имели время осознать и проанализировать выполненную работу, "сделать глубокий вдох" и двинуться дальше. 4. Материально стимулировать персонал. Премия или переменная часть заработной платы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения, что за эти деньги стоит выкладываться по полной программе. Но необходимо учитывать, что те же сотрудники останутся работать в компании и после кризиса. Если их совокупное денежное вознаграждение вернется на прежний уровень, это станет настолько сильным демотивирующим фактором, что может спровоцировать увольнения. Одним из средств является специальная программа оплаты труда и стимулирования, разработанная на основе дифференцированного подхода к различным категориям и группам персонала. Для мотивации наиболее значимых сотрудников часто требуется введение дополнительных выплат за выполнение задач в рамках антикризисной программы. К ценным работникам необходим индивидуальный подход. Материальная мотивация не всегда играет решающей роли. Работник скорее оценит признание своей уникальности для компании, внимание к своим проблемам, возможность диалога с руководством на «равных», предоставление новых возможностей для карьерного роста. Люди не знают, каково будет положение компании через год, и не готовы работать на долгосрочные цели. Поэтому система мотивации должна быть краткосрочной (от трех до шести месяцев), направленной на достижение оперативных целей, необходимых для преодоления кризиса, и предполагать высокие бонусы в случае успеха. Хорошим стимулом для менеджера, эффективно действовавшего в ситуации кризиса, может стать включение в состав партнеров компании. Для остальных сотрудников мотивирующим фактором служит неукоснительное соблюдение обязательств со стороны менеджмента в части сроков и размера заработной платы. Это позволит избежать саботажа и забастовок. 5. Провести обучение. Показать, как достичь цели, как работать по-другому; привести наглядные примеры. Задача данного этапа — определить, как сделать. Поняв, каким образом можно добиться поставленных целей, сотрудники почувствуют уверенность в собственных силах, что послужит дополнительной мотивацией. При этом нельзя забывать, что компания находится в кризисе и времени на исправление ситуации немного — следовательно, обучение должно быть точечным и затрагивать самые острые вопросы. 6. Продемонстрировать правильное поведение на личном примере. Приступив к работе по выходу из кризиса, сотрудники непременно будут сталкиваться с трудностями. Этот период очень сложен, а преодолеть его можно, если руководитель сумеет постоянно подпитывать веру подчиненных в конечный успех. На данном этапе руководство компании обязано на личном примере показывать сотрудникам, как работать: выполнять все задачи с большой самоотдачей, постоянно разъяснять все происходящие в компании изменения. 7. Рассказать о первых успехах. Предъявление наглядных результатов выхода из кризиса показывает эффективность намеченного курса. Чем очевиднее связь между действиями и результатами, тем больше приверженности и энтузиазма наблюдается в дальнейшей работе. Если связь усилий с результатами неочевидна, то, в конце концов, непременно обострится сопротивление изменениям, возникнут апатия и неуверенность. Быстрые успехи очень способствуют выходу из кризиса — благодаря им: • становится понятным, ради чего приносятся жертвы; • вознаграждая наиболее активных участников, руководство показывает, чего ждет от остальных; • доказывается жизнеспособность выбранного курса; • подрываются позиции тех, кто не хочет прилагать максимум усилий; • сохраняется и укрепляется моральный дух персонала. Менеджеры высшего звена должны оценивать все свои действия, направленные на преодоление кризиса, с точки зрения того, как это повлияет на мотивацию персонала. |