Источник: Журнал Фокус
На фоне снижения внутреннего потребления едва ли не по всем видам металлопроката украинские металлурги проглядели вторжение иностранных коллег на собственный рынок. С учетом наступившей осенью стагнации и переполненных складов у потребителей до конца нынешнего года отечественные литейные бароны вряд ли наверстают упущенное.
На прошлой неделе Украинская ассоциация металлоторговцев (УАМ) констатировала снижение в стране потребления металла и значительное увеличение присутствия на внутреннем рынке иностранной продукции. По данным ассоциации, за девять месяцев 2008 г. возросло лишь потребление арматуры, которое по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличилось на 3% и составило 907,1 тыс. т. В остальных сегментах рынка спрос на металлопродукцию снизился. Причем наиболее заметно он упал на листовую сталь. Так, в январе–сентябре потребление горячекатаного листа уменьшилось на 21% — до 2,39 млн. т, а холоднокатаного — на 11% (до 460,5 тыс. т). В совокупности же металлурги и металлотрейдеры смогли продать на внутреннем рынке 4,3 млн. т металлопроката, что на 14% меньше, чем в прошлом году.
О причинах падения спроса на металл особо говорить не приходится. Общий экономический спад и финансовый кризис не оставили участникам рынка надежды продать больше проката, чем в 2007 г. Тем не менее, с точки зрения динамики продаж, 2008 г. был весьма интересен. По словам президента УАМ Андрея Федосеева, в первой половине года спекулятивный спрос на металлопрокат на мировом рынке заставил потребителей металла под завязку набить свои склады, опасаясь, что цены еще более вырастут. При этом отпускная цена на продукцию украинских металлургов держалась выше, чем экспортная в черноморских портах на металл меткомбинатов из других стран СНГ. Поэтому многие потребители предпочли нашей продукции иностранную. В целом же, по данным УАМ, за девять месяцев нынешнего года импорт металлопроката в Украину вырос на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и достиг 1,2 млн. т. До конца года ожидать большой активности от покупателей не приходится, поскольку многие попросту не имеют оборотных средств, оставшись с металлом вместо денег. А те, у кого они есть, не спешат покупать прокат, ожидая снижения цен. Хотя металлурги пока что предпочитают не продавать металл себе в убыток, а останавливают печи.
Если принять во внимание общее производство проката отечественными предприятиями, которое в прошлом году достигло 32,68 млн. т, а по итогам нынешнего, по прогнозам, составит 28,8 млн. т, то успехи иностранных сталеваров на нашем рынке не очень заметны. Однако не стоит забывать, что большую часть своего металла мы экспортируем, а внутренний рынок выглядит далеко не так внушительно, как внешний. По оценке УАМ, в 2008 г. потребление металлопродукции в Украине составит 9,17 млн. т, из которых на долю импорта придется 2,65 млн. т, то есть более четверти. А это значит, что нашим сталеварам, которые этой осенью сдали свои позиции в экспорте под влиянием коллег из Поднебесной, есть над чем поразмыслить.
Пока металлургические ФПГ страны в основном завоевывают внутренний рынок с помощью наращивания сети собственных сервисных металлоцентров. Предполагается, что в 2008 г. металлотрейдеры — «Метинвест-СМЦ» (входит в «Метинвест»), Украинская горно-металлургическая компания (ИСД) и «МД-групп» («Запорожсталь») — сообща увеличат свою долю на рынке розничных продаж металлопроката с 34 до 38%, потеснив сотню компаний помельче.
И все же ситуация развивается не слишком оптимистично для отечественных магнатов. Например, на недавнем «Металл Форуме» замминистра экономики Виктор Пантелеенко заявил, что только из-за недостаточной номенклатуры стального листа, который машиностроители завозят из-за рубежа, украинские меткомбинаты ежегодно теряют около $3 млрд. Аналогичная ситуация складывается и на внутреннем рынке катанки, где «Arcelor Mittal Кривой Рог» проигрывает конкуренцию Молдавскому метзаводу и турецким металлургам. Во всяком случае глава наблюдательного совета метизного завода «Гарант Метиз Инвест», недавно построенного в Желтых Водах (Днепропетровская обл.), Олег Перцев утверждает, что иностранное оборудование, которым снабжено его производство, более приспособлено для зарубежного сырья, а не отечественной катанки.
Неготовность наших металлургов удовлетворять возрастающие требования машиностроителей по качеству проката способствует появлению в стране сбытовых структур иностранных меткомбинатов, прежде всего российских. Например, «Северсталь» уже реализует свою продукцию через украинскую «дочку» ООО «Северсталь-Украина». По словам директора этого предприятия Игоря Гуторова, в основном украинские потребители покупают ту продукцию, которая не производится у них. Как утверждают металлотрейдеры, с недавних пор желание продавать больше листового, сортового проката и метизов в нашей стране проявляет и еще один крупный российский производитель — «Мечел». Поэтому вероятность компенсации потерь металлургов на внешних рынках за счет сотрудничества с местными потребителями без вложения «заначенных» ранее миллиардов в повышение качества своей продукции и расширение сортамента представляется невысокой.