Источник: Современные тенденции менеджмента в Украине: правовые и экономические аспекты / Материалы IV межвузовской студенческой конференции. - Донецьк, ДонНТУ - 2009, с. 129-130.
Металлургия – одна из базовых, динамично развивающихся отраслей промышленности и всей экономики Украины. В ее продукции постоянно нуждаются другие сферы производства. Металлургическая отрасль Украины производит около 30% продукции страны и обеспечивает 40% валютных поступлений в бюджет государства. Жесткая конкуренция на мировом рынке металла требует постоянного отслеживания тенденций и изучения существующего инновационного потенциала отрасли, проведения маркетинговых исследований рынка.
Сегодня Донецкий металлопрокатный завод, который выпустил первый прокат в 1958 году, - одно из самых современных и более мобильных предприятий в металлопрокатном производстве Украины. Завод входит в первую четверку украинских производителей по выпуску товарной металлопродукции на одного работающего. ОАО «ДМПЗ», шагая в ногу со временами, осуществляет реконструкцию и модернизацию своего производства.
Таблица 1. – Производство проката на заводе ОАО «ДМПЗ», Украине и стали в мире за 1989-2008 года
Год | ДМПЗ, млн.т | Прокат в Украине, млн.т | Сталь в мире, млн.т |
1989 | 0,268598 | 40,1 | 771 |
1990 | 0,259871 | 38,6 | 775 |
1991 | 0,206025 | 37,2 | 770 |
1992 | 0,138926 | 32,5 | 766 |
1993 | 0,086121 | 26,2 | 762 |
1994 | 0,019403 | 19,2 | 759 |
1995 | 0,037998 | 16,6 | 756 |
1996 | 0,056109 | 17 | 755 |
1997 | 0,038412 | 19,5 | 799 |
1998 | 0,063159 | 17,8 | 777 |
1999 | 0,064479 | 19,3 | 789 |
2000 | 0,088488 | 22,6 | 848 |
2001 | 0,133594 | 25,4 | 850 |
2002 | 0,137365 | 26,4 | 904 |
2003 | 0,16191 | 29,1 | 970 |
2004 | 0,159527 | 32 | 1069 |
2005 | 0,147667 | 34,9 | 1142 |
2006 | 0,135195 | 36,6 | 1244 |
2007 | 0,150818 | 37,7 | 1326 |
2008 | 0,096728 | 20,49 | 1307 |
Диаграмма 1. – Производство проката ОАО «ДМПЗ», Украины и мира
На диаграмме мы видим, что пространство, которое образовалось между кривыми прокат на заводе и прокат в Украине – есть неиспользованные маркетинговые возможности завода. Пространство между кривыми прокат в Украине и прокат в мире – неиспользованные возможности украинского рынка проката по отношению к мировому. Этими проблемами в первую очередь должны заниматься маркетинговые службы предприятий.
Также мы наблюдает такую картину, что темпы мирового роста производства проката значительно опережают темпы роста проката в Украине и на заводе. Хотя стоит отметить, что мировой рынок работает на пределе своих мощностей, а в Украине есть огромные запасы. Тем не менее, наши металлурги не могут справиться с возникшими проблемы и поэтому теряют значительную прибыль.
ОАО «Донецкий металлопрокатный завод» работает не на всю свою производственную мощность, причиной этого является неэффективное управление деятельностью всего завода в целом. Начиная с 1997 года завод постепенно увеличивал темпы роста, однако в 2003 году ситуация снова стала ухудшаться. И на сегодняшний день предприятие находится на уровне 1999 года.
Проблемы, которые существуют на отечественном металлургическом рынке являются очень сложными, глубокими, и только грамотная политика во всех сферах хозяйствования поможет отрасли выйти из кризиса и с уверенностью смотреть в будущие.