МАРКЕТИНГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ДИНАМИКА ИХ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДМПЗ»

Куроедова Л.А., Ярым-Агаев А.Н.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Современные тенденции менеджмента в Украине: правовые и экономические аспекты / Материалы IV межвузовской студенческой конференции. - Донецьк, ДонНТУ - 2009, с. 129-130.


Металлургия – одна из базовых, динамично развивающихся отраслей промышленности и всей экономики Украины. В ее продукции постоянно нуждаются другие сферы производства. Металлургическая отрасль Украины производит около 30% продукции страны и обеспечивает 40% валютных поступлений в бюджет государства. Жесткая конкуренция на мировом рынке металла требует постоянного отслеживания тенденций и изучения существующего инновационного потенциала отрасли, проведения маркетинговых исследований рынка.

Сегодня Донецкий металлопрокатный завод, который выпустил первый прокат в 1958 году, - одно из самых современных и более мобильных предприятий в металлопрокатном производстве Украины. Завод входит в первую четверку украинских производителей по выпуску товарной металлопродукции на одного работающего. ОАО «ДМПЗ», шагая в ногу со временами, осуществляет реконструкцию и модернизацию своего производства.

Таблица 1. – Производство проката на заводе ОАО «ДМПЗ», Украине и стали в мире за 1989-2008 года

Год ДМПЗ, млн.т Прокат в Украине, млн.т Сталь в мире, млн.т
1989 0,268598 40,1 771
1990 0,259871 38,6 775
1991 0,206025 37,2 770
1992 0,138926 32,5 766
1993 0,086121 26,2 762
1994 0,019403 19,2 759
1995 0,037998 16,6 756
1996 0,056109 17 755
1997 0,038412 19,5 799
1998 0,063159 17,8 777
1999 0,064479 19,3 789
2000 0,088488 22,6 848
2001 0,133594 25,4 850
2002 0,137365 26,4 904
2003 0,16191 29,1 970
2004 0,159527 32 1069
2005 0,147667 34,9 1142
2006 0,135195 36,6 1244
2007 0,150818 37,7 1326
2008 0,096728 20,49 1307


Диаграмма 1. – Производство проката ОАО «ДМПЗ», Украины и мира

На диаграмме мы видим, что пространство, которое образовалось между кривыми прокат на заводе и прокат в Украине – есть неиспользованные маркетинговые возможности завода. Пространство между кривыми прокат в Украине и прокат в мире – неиспользованные возможности украинского рынка проката по отношению к мировому. Этими проблемами в первую очередь должны заниматься маркетинговые службы предприятий.

Также мы наблюдает такую картину, что темпы мирового роста производства проката значительно опережают темпы роста проката в Украине и на заводе. Хотя стоит отметить, что мировой рынок работает на пределе своих мощностей, а в Украине есть огромные запасы. Тем не менее, наши металлурги не могут справиться с возникшими проблемы и поэтому теряют значительную прибыль.

ОАО «Донецкий металлопрокатный завод» работает не на всю свою производственную мощность, причиной этого является неэффективное управление деятельностью всего завода в целом. Начиная с 1997 года завод постепенно увеличивал темпы роста, однако в 2003 году ситуация снова стала ухудшаться. И на сегодняшний день предприятие находится на уровне 1999 года.

Проблемы, которые существуют на отечественном металлургическом рынке являются очень сложными, глубокими, и только грамотная политика во всех сферах хозяйствования поможет отрасли выйти из кризиса и с уверенностью смотреть в будущие.