Источник: Журнал "Экономист - 2008г. - № 4.-с.17-20 "
Анализ реструктуризации угольной отрасли Украины, обобщение теоретических разработок и нормативных документов, выводов ученых и специалистов, сравнение с зарубежным опытом позволило определить теоретические и правовые особенности реструктуризации отечественных шахт, которые обусловили низкую эффективность угледобычи, а именно:
- проведение перестройки угольной отрасли при отсутствии государственной стратегии развития энергетики и концепции реструктуризации;
- полное отсутствие теоретической и правовой базы реструктуризации угольных предприятий в период с 1992 г. по 1996 г.; предприятия отрасли переходили к рыночным условиям самостоятельно, без государственной опеки;
- несовершенство механизма распределения шахт по группам рентабельности. Систематизация шахт согласно Постановлению КМУ от 24.02.1997 г. № 189 проведена формально, без рассмотрения вариантов инвестирования и диверсификации деятельности, на основании фактических данных по рентабельности шахт. Постановлением КМУ от 27.12.2001г. № 1733 упрощен порядок распределения дотаций, установлен критерий – по экономической целесообразности реконструкции шахты, но без учета социального и экологического аспектов, без механизма расчета данного критерия;
- наличие элементов субъективизма при проведении ежегодной оценки и группировке угольных предприятий;
- отсутствие системности в характере направлений реструктуризации угольных шахт вследствие ориентации на текущую поддержку шахт, без учета долгосрочных проектов их развития, суммы требуемых инвестиций и срока окупаемости проектов;
- дотирование угольных предприятий с использованием метода определения стоимостных эквивалентов продукции с целью возмещения граничных затрат производства, которое не стимулирует повышение эффективности угледобычи;
- ограничение финансирования шахт рамками годового бюджета, что, в основном, позволяет покрывать только текущие расходы и поддерживать низкий уровень эффективности добычи угля;
- первоначальная установка реструктуризации шахт на их закрытие;
- отсутствие комплексного подхода по вопросу закрытия угольных предприятий, системы оптимизации социальных и экологических последствий, несовершенство механизма обоснования целесообразности закрытия шахт, нечеткость в определении критерия закрытия шахт (Постановление КМУ от 28 марта 1997 г. № 280);
- несовершенство организационно-экономического механизма ликвидации шахт, которое привело к катастрофическим последствиям в виде массового подтопления шахт, возникновению депрессивных районов и т.п.
Установлено, что последовательность действий в направлении реструктуризации угольных шахт не соответствует теоретическим и практическим наработкам в этой проблематике. Существующий механизм реструктуризации угольных предприятий фактически сведен к ежегодному перераспределению государственных средств и контролю за их использованием, без расчета экономической эффективности деятельности каждой шахты. При значительном сроке окупаемости капитальных вложений на шахтах и высоком уровне производственного риска, законодательно разработанный механизм реструктуризации не позволяет шахте повысить эффективность деятельности и перейти в группу рентабельных шахт.
К основным факторам, вызвавшим снижение эффективности работы угольных шахт, следует также отнести:
Таким образом, стратегия государственного горнодобывающего предприятия регулируется государством при помощи финансирования и ряда Программ реформирования отрасли и ликвидации убыточных предприятий. Действующие методические разработки и положения имеют поверхностный характер, не охватывают комплексно всех проблем, касающихся коренной реструктуризации, что приводит к ликвидации убыточных предприятий без учета экономических, социальных и экологических последствий.
Обобщение зарубежного опыта показало, что успех проведения реструктуризации в Англии, Франции, Германии был определен следующим:
- наличием единой политики по вопросам топливно-энергетического комплекса, национальной концепции его развития;
- проведением эффективной и обоснованной замены угля на другую энергетическую составляющую наукоемкого производства электроэнергии, при обеспечении занятости высвобождаемого населения;
В Украине в настоящее время не разработана национальная концепция развития топливно-энергетического комплекса, нет предпосылок к переходу на альтернативное топливо, возможности бюджетного финансирования ограничены. Поэтому реструктуризацию отечественных угольных предприятий следует рассматривать как инструмент сохранения угольной отрасли в качестве базовой в топливно-энергетическом комплексе страны, как гарант ее энергетической безопасности, экономического и социального роста.