Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия

Шилова Т.А
Одесский государственный экономический университет


Источник: Журнал "Економіст - 2005 р.- №3. - с.17-21"


Становление рыночной среды – процесс длительный и относительно сложный. Особенности этого процесса влияют на формирование конкурентной продукции предприятия, которая должна удовлетворять требованиям рыночной ситуации, сложившейся на данном этапе развития экономики, а также предусматривать эффективные способы конкуренции, которые соответствовали бы специфике конкретного производства.

Конкуренция представляет собой наличие на рынке большого количества независимых продавцов и покупателей, которые имеют возможность свободно входить на рынок и покидать его.

В такой ситуации предприятие может быть конкурентоспособным тогда, когда возможна реализация его основной цели – максимизация прибыли за счет завоевания симпатий потребителя, а это возможно при условии создания на предприятии соответствующего постоянно действующего организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Целью данной статьи является изучение различных составляющих элементов организационно-экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными.

Конкурентоспособность является одним из важнейших показателей состояния предприятия как хозяйствующего субъекта, который определяет перспективы его дальнейшего развития, возможность достижения стратегический целей и заданий. Поддержка и повышение конкурентоспособности может рассматриваться как одна из функциональных стратегических целей предприятия.

Под организационно-экономическим механизмом обеспечения конкурентоспособности предприятия следует понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности.

Одним из важнейших составляющих компонентов организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия следует считать управление качеством продукции. Качество, реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, может обеспечить фирме значительные конкурентные преимущества на целевых рынках. Отсутствие же научно обоснованных стратегий управления качеством продукции предприятия может лишить его, с одной стороны, уже завоеванных конкурентных позиций на рынках, а с другой – сделать невозможным эффективное ведение конкурентной борьбы на новых рынках, поскольку качество продукции, как известно, является одним из главных конкурентных преимуществ товара.

Как показывает практика и результаты исследований в публикуемых материалах по этой проблеме, особенности функционирования механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях формирования рыночных отношений зависят от способов взаимодействий спроса и предложений на конкретном рынке: характеристики рынков по сферам экономики, степени контроля и методов маркетинговых исследований, вариантов формирования рыночных ситуаций, специфики рынка, обусловленной динамикой его развития и т.д.

Таким образом, сбор необходимой информации о рынке, конкурентной среде, деятельности предприятий – конкурентов, структуре и динамике спроса, вкусах и предпочтениях потребителей для формирования товарного ассортимента, который отвечает требованиям рынка и удовлетворяет спрос лучше, чем товар конкурента.

При этом в рамках формирования организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать как факторы саморегуляции рынка, так и особенности государственного регулирования рыночных отношений. Диагностика методов и средств, позволяющих предприятию поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности должна опираться на систему определенных критериев – финансовой, технической, кадровой, организационной и информационной обеспеченности.

В современных условиях рыночной экономики одним из насущных и важных приоритетов в обеспечении конкурентоспособности предприятий является определение основных аспектов стратегического и тактического планирования маркетинга.

Важнейшей функцией механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий есть защита от неблагоприятных условий рыночной среды, которые должны предусматривать разработку комплекса мер по ограничению экономического риска в деятельности предприятия. При этом разработка процедуры передачи экономического риска партнерам, проведение диверсификации производства, расширение сферы маркетинговых исследований рыночной среды, использование преимуществ инновационных процессов и особенностей ценового регулирования спроса и предложения продукции – представляют собой важный блок проблем, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности предприятия.

Оценку конкурентоспособности предприятия можно проводить по следующим направлениям деятельности предприятия: торгово-производственная деятельность, финансовая деятельность, организационная и управленческая деятельность, кадровая работа и коммерческая деятельность предприятия.

Таким образом, можно выделить три группы показателей, отображающих уровень конкурентоспособности предприятий:


- показатели финансового состояния;
- показатели экономической эффективности деятельности;
- специальные (основные) показатели конкурентоспособности предприятия.

Зная размер и динамику этих показателей, каждое предприятие сможет держать под контролем основные показатели своей конкурентоспособности, а также обеспечить проведение мер по их повышению. Необходимо заметить, что использование какой-либо из трех указанных групп показателей дает лишь частичное представление про нее. Для полной оценки конкурентоспособности предприятий необходимо использовать все три группы показателей в комплексе, только тогда они смогут держать под контролем свои конкурентные позиции, обоснованно определять стратегию и тактику поведения на рынке.