На Главную Библиотека |
Когда в 30-е годы разразилась Великая Депрессия, Дж. Пол Гетти понял, что может сделать больше денег, покупая нефтяные компании, чем самостоятельно заниматься разведкой нефти. Поэтому, когда нефтяные акции резко упали, Гетти из нефтепроходчика превратился в одинокого волка, охотящегося на жертву.
Он искал компании, акции которых торговались ниже балансовой стоимости, но обладавшие ценными активами. Его первые вклады в другие нефтяные компании, однако, принесли убытков на еще 1 миллион долл. Ставки были высоки. «Я финансировал закупки акций каждым долларом, который имел, - говорил он, - и каждым центом кредита, который мог получить. Если бы я проиграл эту кампанию... я остался бы лично без гроша и глубоко в долгах.»
У людей пишущих на финансовые темы сложилась традиция брать интервью у успешных бизнесменов и инвесторов всякий раз, когда на фондовом рынке происходит «необычное» событие. Мнения, информация и советы собираются из этих источников и затем публикуются, якобы для руководства менее искушенных инвесторов.
В понедельник 28 мая 1962 года цены на Нью-Йоркской фондовой бирже быстро посыпались под натиском лавины ордеров на продажу. Индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний упал почти на 35 пунктов, зарегистрировав свое самое большое снижение за более чем 32 года. Пробив уровень 600 впервые с 1960 года, он достиг дневного минимума на 576.93.
Двумя днями позже после этих событий к Гетти пришли корреспонденты нескольких газет и телеграфных агентств. Они пожелали узнать его мнение и спросили, что он делал в связи с падением цен акций. Он сказал им весьма искренне, что хотя он от души сочувствует всем, кто потерял деньги из-за событий на рынке, он не видит особых причин для тревоги и абсолютно никаких для паники.
Общая текущая экономическая картина была благоприятна и, что еще важнее, обещала улучшиться в будущем. Не было ничего принципиально неправильного ни с американской экономикой, ни с огромным большинством компаний, чьи акции котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже.
«На мой взгляд, - сказал он, - некоторые акции чрезвычайно переоценены. Иррациональная покупка загнала их цены на абсолютно нереалистичные уровни. Неизбежным следствием этого стал обвал 28 мая. Сейчас, фондовый рынок стал намного здоровее и, конечно, занял гораздо более реалистичную позицию благодаря давно необходимой корректировке цен».
Что касается того, что он делал, в этот момент, ответ был простой: «Я покупал акции». «С моей стороны было бы глупо не покупать», - объяснил он молодому корреспонденту, который смотрел так, будто он выжил из ума, покупая, когда все остальные, казалось, продавали. «Наиболее опытные инвесторы, несомненно, делают то же самое, - продолжил он, чувствуя себя учителем, ведущим краткий курс «Общих принципов инвестирования». Они расхватывают прекрасные выгодные сделки с акциями, появившиеся в результате инспирированной эмоциями волны продажи».
Далее Гетти делится ценными советами, относительно инвестирования. «Так как лучше всего я знаю нефтяную промышленность, я покупал нефтяные акции. 29 мая к концу торгового дня Нью-Йоркской фондовой биржи мои брокеры купили несколько десятков тысяч акций за мой счет. Я спешу подчеркнуть, акции покупал для инвестирования, а не для спекуляции. Я полностью намереваюсь держать их, поскольку полагаю, что в последующие годы они продолжат повышаться в стоимости. Сколько помню, старые бизнесмены и инвесторы - и я в их числе - предупреждают об опасностях иррациональной спекуляции акциями и пытаются продвигать тему, акции это документы, подтверждающие право на деловые предприятия, а не билеты тотализатора».
Схемы быстрого обогащения просто не работают. Если бы они работали, каждый человек на земле был бы миллионером. Это столь же истинно для рыночных операций на фондовом рынке, сколь для любой другой предпринимательской деятельности. На фондовом рынке можно делать деньги - очень много денег. Но их нельзя сделать одним махом или в результате случайной покупки и продажи. Большая прибыль приходит разумному, осторожному и терпеливому инвестору, а не опрометчивому и чрезмерно жаждущему спекулянту. Наоборот, именно спекулянт терпит убытки, когда рынок внезапно начинает падать. Закаленный инвестор покупает его акции, когда они дешевые, и держит их, пока они повышаются в течение длительного времени, переживая по ходу большого движения отдельные падения и резкие спады. «Покупайте, когда цены акций низкие - чем ниже, тем лучше, - и держите свои ценные бумаги, - посоветовал мне один очень преуспевающий финансист много лет назад, когда я только начал покупать акции. Опирайтесь на тренд и не беспокойтесь о сотрясениях. Думайте о долгосрочных циклах и игнорируйте спорадические взлеты и падения. История показывает: общий тренд цен акций - подобно общей тенденции стоимости жизни, зарплаты и почти всего остального - направлен вверх. Естественно, были и всегда будут падения, краткосрочные спады, общие спады и даже депрессии, но они неизменно сопровождаются восстановлением, поднимающими цены большинства акций к новым максимумам. Если исходить из того, что акция и выпустившая ее компания солидны, инвестор вряд ли может потерять, если покупает акции у основания и держит их, пока не разовьется неизбежный восходящий цикл». Инвестор должен как можно больше знать о корпорации, акции которой он покупает и задавать вопросы, на которые он должен получить удовлетворительные ответы, прежде, чем вкладывать свои деньги:
1.Какова история компании: является она солидной и уважаемой фирмой, и имеет ли компетентное, эффективное и опытное руководство?
2. Будут ли товары или услуги, производимые или торгуемые компанией, пользоваться постоянным спросом в обозримом будущем?
3.Находится ли компания в области, где отсутствует опасный избыток конкуренции, занимает ли она хорошую конкурентную позицию?
4.Являются ли политика и действия компании достаточно дальновидными и агрессивными, но без призывов к необоснованному и опасному чрезмерному расширению?
5.Выдержит ли балансовый отчет корпорации тщательную проверку критически настроенным и беспристрастным аудиторам?
6.Имеет ли корпорация удовлетворительную историю доходов?
7.Выплачивались ли акционерам регулярно разумные дивиденды? Если выплаты дивидендов пропускались, имелись ли на то хорошие и достаточные причины?
8. Находится ли компания в настоящее время в безопасных пределах, касающихся долгосрочного и краткосрочного заимствования?
9.Двигались ли цены акции за последние несколько лет верх или вниз без чрезмерно широких и явно необъяснимых колебаний?
10. Не превышает ли стоимость чистых ликвидных активов компании на акцию, стоимость обыкновенной акции на фондовой бирже на тот момент, когда инвестор рассматривает возможность покупки?