Факультет экономики
Специальность: управление инновационной деятельностью
Экономика Украины находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большой своеобразностью и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, которая базируется на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции.
В связи с этим идут активные поиски выхода из экономического кризиса, и может оказаться полезным заграничный опыт использования методов стимулирования экономики.
Анализ нововведений и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке требует форсированного развития инноваций в базовых областях промышленности. Приемлемой формой для этого есть любые структуры, апробированные мировой практикой и, что разрешают сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Наиболее распространенным главным экономическим инструментом ускорения НТП есть технополисная концепция развития. Здесь формируется правовая среда для деятельности венчурных (рискованных) предприятий, соответствующая материальная база, которая разрешает отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или другому направления НТП.
В результате создается всесторонне подготовленная к инновациям среда для реализации новых идей в виде товаров, необходимых промышленности и конкурентоспособных на мировом рынке.
Американская модель.
Начало технопаркам было положено в США в начале 50- х годов, когда был организован научный парк Стендфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, которая находилась в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, которые развиваются за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные контакты с университетом. Нуэно было 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект был долгосрочный, требующего терпения и преданности делу. Результат - этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие теперь известные фирмы как " Hewlett-Packard ",
"Polaroіd". Этот технопарк положил начало знаменитой Кремниевой долине.
В 80- те года технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается больше 160 технопарков (больше 30% от общего числа технопарков в мире).
Европейская модель.
В Европе технопарки появились в начале 70- х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-Ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZІRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного основателя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду владельцам наукоемких фирм.
Такой подход разочаровал энтузиастов технопарков, поскольку дело шло медленно. Поэтому в технопарках все чаще стали строить так называемые "инкубаторы технологического бизнеса" - дома для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами. Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:
- наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это оказывает содействие формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, которые пользуются всеми преимуществами системы коллективных услуг);
- наличие нескольких основателей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним основателем, однако намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию).
Китайская модель.
После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы "Факел", что предусматривает концентрацию усилий на ряде наукоемких областей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации Программы "Факел" до конца 1995 года была произведена промышленная продукция на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступление от экспорта продукции - 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.
В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий разного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступление от экспорта продукции которых - больше 4 млрд. долларов США. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологических проектов и страхует риски иностранных инвесторов.
Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков:
- предприятия, которые используют перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, только 10%;
- снова созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации;
- если сведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;
- фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки.
На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискованного капитала внедряются системы венчурных инвестиций.
Итак, технопарки, технополисы и бизнес-инкубаторы играют большую роль в инновационном развитии страны. Это наглядно доказано на примерах развитых стран. Поэтому необходимо проводить подобную политику и в Украине, конечно учитывая особенности национальной экономики. Наибольшей проблемой, на мой взгляд, является слабая поддержка инновационных предприятий со стороны государства.
Поэтому, нужно осуществить комплекс мероприятий, направленных на институционное обеспечение формирование инновационной модели развития, а именно:
- упорядочение и усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность инновационного предпринимательства, и адаптация нормативно-правовой базы к принципам и нормам Европейского Союза. В частности, необходимо разработать и принять законы Украины "О венчурном финансировании", "О франчайзинге" и прочие;
- разработка и принятия Научно-технического и инновационного кодекса Украины, который содержал бы определение правового, экономического и имущественного статуса Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук как главных научных учреждений страны, призванных отвечать за развитие науки в Украине; определение системы финансирования научных исследований в Украине; установление минимальной частицы ВВП (государственного бюджета), который должен направляться на фундаментальные и технологические исследования; определение всех элементов государственной инновационной системы: бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, венчурных фондов, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий; установление правовых и экономических основ их существования, механизмы взаимодействия их между собой и с другими субъектами инновационной деятельности; механизмы защиты и передачи интеллектуальной собственности; правовые и экономические основы деятельности негосударственных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
- формирование институционных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности, которая может быть достигнуто путем организации института государственного "посевного" финансирования инновационных проектов субъектов предпринимательства, в частности, малого бизнеса, создание благоприятных условий развития венчурного капитала и института местных инвестиционных компаний и т.п.;
- создание системы государственных фондов, которые бы оказывали содействие улучшению финансирования инновационной деятельности. Эта система должна включать: уже существующий Фонд фундаментальных исследований, цель которого - выявление самых перспективных направлений в научных исследованиях и их финансовое обеспечение с помощью государственных грантовых программ; Фонд технологических исследований, который должен поддерживать доведение успешных фундаментальных разработок до уровня эффективных технологий; единый государственный орган, призваный кредитовать внедрение в производство технологий, применение которых есть экономически целесообразным;
- разработка и внедрения механизма финансирования указанных фондов за счет части средства, полученных от приватизации государственного имущества;
- привлечение к венчурному финансированию нетрадиционных участников инновационной инфраструктуры, таких как " бизнес-ангелы", за счет законодательно закрепленной частицы в собственности и прибыли технологической компании (не меньше 30 %);
- поощрение создания на конкурсной основе инновационных и еко-инновационных кластеров для решения конкретных инновационных проблем;
- создание инновационных ассоциаций как объединений юридических и физических лиц, которые принимают участие в производстве интеллектуального продукта, осуществлении инновационного проекта и выпуска новой продукции;
- стимулирование массового создания объектов нефинансовой инфраструктуры инновационной деятельности путем возвращения технологическим паркам упраздненных стимулов инновационной и инвестиционной деятельности, упрощение процедуры создания новых технологических парков, внедрение практики государственного участия в аккумулировании начального капитала для новообразованных технопаркових и инкубационных структур; создание сети региональных инновационных центров и усиление их информативной функции по вопросам специфики региональной поддержки и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности; государственной поддержки процессов создания виртуальных инновационных бизнес-инкубаторов и баз данных относительно ведения инновационной предпринимательской деятельности на базе сети Интернет;
- определение согласно Закону "Об инновационной деятельности" специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам инновационной политики и специализированных небанковских инновационных финансово-кредитных учреждений в регионах, которые должными стать субъектами регулирования и стимулирование инновационной деятельности;
- создание общей информационной сети, которая бы содержала информацию относительно существующих научно-технических центров, направлений их разработок и возможностей их внедрения в производство;
- восстановление функционирования патентных подразделов на производстве, прежде всего в государственном секторе; создание подразделов из охраны интеллектуальной собственности в министерствах, других центральных органах государственной власти и управление, обеспечение широкого привлечения отечественных общественных организаций, негосударственных академий наук к выполнению указанных задач.
1. Клейн Е. Научные парки и технологические инкубаторы // Теория и практика создания научно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. М., 1999г.
2. Фирсов В. Организационные формы инновационного предпринимательства // Экономист, 2004, №6.
3. Фирсов В. Американская и европейская модели инновационной деятельности в малом би знесе // Экономист 2003, №2.
4. Miles, D.; Constructive change: Managing international technology transfer / ILO. - Geneva: Intern. labour office, 1995. - XI, 138 p. - (Intern. construction management ser.; N 5)
5. Коммерциализация технологий. Мировой опыт // Сборник статей под ред. А.А. Петруненкова и Н.М.Фонштейн, М.: "ЗелО", 2007г.