Факультет менеджмента и инноваций
Специальность: Управление персоналом и экономика труда
Мои школьные годы отличались познавательными, насыщенными и интересными событиями. Я была старостой класса и дополнительно отвечала за отсутствующих. Запомнилось мое участие в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе. Необходимо было выполнить задания, написать сочинение, связанное с произведением Стендаля «Красное и черное». Также я участвовала в олимпиаде по биологии. У нас в школе проводились литературные гостиные, открытые уроки и конкурс бальных танцев.
Одним из интеллектуальных мероприятий была литературная гостиная на русском языке. Литературная гостиная – рубрика, в рамках которой проходят мероприятия, так или иначе связанные с литературой. Это встречи с поэтами и писателями, презентации новых книг и сборников, дискуссии, поэтические вечера, воспоминания об ушедших от нас мастерах слова.
Внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию. Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука. Соотношение этой пары должно обеспечить развитие ученика, как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.
Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.
Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга XIX столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина «литературная гостиная» понятием «литературный вечер» или «литературно-музыкальная композиция». Ведь литературная гостиная – более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов.
Таким образом, гостиная приобретает особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий – в лице ученика. Здесь возможно создать условия для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.
Анализ итогов литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% – называют литературную гостиную «школой общения» с миром культуры, сверстниками и творческими людьми.
В пособии по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных представлены литературные вечера для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, посвященные поэтам и писателям, творчество которых включено в обязательный минимум образовательной программы по литературе (А. С. Грибоедову, А. С. Пушкину, Д. И. Фонвизину, А. П. Чехову, С. А. Есенину, А. Ахматовой и др.).
Предлагаемые разработки (литературно-музыкальные композиции, викторины, вечера-портреты, инсценировки, литературные вечеринки) помогут учителю осуществить процесс изучения предмета заинтересованно и углубленно и обеспечить качественную подготовку к государственному экзамену по литературе и русскому языку. Предназначено учителям литературы, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, а также учащимся образовательных учреждений.
Литературная гостиная – это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, это этапный итог работы, желание поделиться достижениями, сотворить праздник себе, ученикам, гостям. Гостиная представляет не только творчество писателя, но и его литературно-историческую эпоху во всей сложности и противоречивости.
Литературная гостиная – это создание сценария, это поиск материала, оформление сценария, это репетиции, это совместный поиск истины, это и труд, и творчество, это работа над выразительностью и правильностью речи и интонации, это работа с документами, это реализация полученных знаний, это стремление вызвать эмоции не только у выступающих, но и у зрителей.
Цели и задачи литературной гостиной:
- становление духовного мира человека;
- развитие творческих способностей и дарований учащихся;
- повышение познавательной активности учащихся;
- воспитание чувств патриотизма, любви к своей малой родине;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, познавательных потребностей и интересов;
- развитие коммуникабельности, культуры общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности;
- повышение уровня образованности учащихся;
- повышение качества подготовки учащихся по литературе.
Одним из весомых отличий школы №32 является проведение конкурса бальных танцев для всех классов. Особенно интересно ученикам участвовать в конкурсе такого рода. Учеба на определенное время забывается, так как всех поглощает мир танца. Ученики танцуют два танца: вальс и произвольный. Подготовка к танцам забирает у них много сил и энергии, но это весело и интересно, и опять же, развивает способности учеников. Танцы каждого класса оцениваются школьной комиссией, состоящей из учителей и директора, и занимаются определенные места. Каждый класс старается занять призовое место и выступает в полную силу.
Еще одним из интеллектуальных мероприятий являются открытые уроки, когда приходит комиссия из других школ и проверяет знания учеников. Из моего опыта был открытый урок по химии. На нем мы выходили к доске и писали необходимые химические реакции, разбивались на группы и соревновались между собой. За участие и достижения на открытом уроке учитель ставил дополнительную оценку. К такому уроку необходимо было подготовиться и прочесть дополнительную информацию о химии. Интересной была игра, на примере передачи «Слабое звено», связанная со знаниями химии. Состоялся отборочный тур, в котором необходимо было расставить несколько химических элементов в порядке их расположения в таблице Менделеева. После участвующие разделялись на две команды, начиналась игра, завоевывались очки. Было занимательно, разнообразно и поучительно, а также можно было проверить свою эрудицию и знания.
Таким образом, мои школьные годы были интересными, познавательными и насыщенными. Далеко не у каждого могут быть такие, но я думаю, что абсолютно каждый человек вспоминает школу со своим особым, свойственным только ему, интересом. Каждому есть что вспомнить: будь то хорошее или плохое – ведь это неотделимый этап нашей жизни.