Магистр ДонНТУ Семиболотный Артем Александрович

Семиболотный Артём Александрович

Факультет: Экономики

Кафедра: Экономики предприятия

Специальность: Менеджмент инновационной деятельности

Тема выпускной работы: «Усовершенствование логистических методов формирования инновационного потенциала предприятия»

Научный руководитель: Бондарева Ирина Александровна


У меня очень широкий круг интересов и потому я долго не мог выбрать тему индивидуального раздела. Хотелось написать обо всём! Но поскольку это невозможно, пришлось выбрать одно увлечение и им стала моя заинтересованность готикой во всём её многообразии.

Поскольку готика как искусство и стиль, очень обширна, то я решил выбрать нечто такое, что объединило бы в себе и романтику, и мистику, и великолепный стиль готической архитектуры, слившийся с другими стилями в едином непревзойденном ансамбле — замок Нойванштайн в Баварии. Конечно, этот замок не входит в число памятников именно готического стиля в архитектуре, но он сочетает в себе как части классической и неоготики, так и достойную готических романов, историю.

Людвиг II и замок Нойванштайн (Neuschwanstein)

Пролог

Федеральная земля Германии Бавария – земля особенная. Здесь не только чтят старинные обычаи, но и гордятся своей уникальностью. Чувство собственного достоинства баварцев, иногда переходящее в гонор, коренится в исторической независимости Баварии, которая только в 1949 году вошла в состав Германии как федеральная земля. До 1919 года она была королевством. Но и сегодня Бавария живет по собственной конституции, в которой, кстати, записано: «Бавария является свободным государством». Каждый истинный баварец, если таковым себя считает, планомерно и продуманно откладывает деньги на покупку национального костюма. Это своеобразный бытовой ритуал. До введения «евро» такой костюм, «простенький», без различных национальных элементов, стоил от пяти тысяч немецких марок. Впрочем, все это пролог, призванный подчеркнуть своеобразную культурную автономность той земли, в которой возник столь причудливый замок с таинственной и трагической историей.


Одинокий романтик

«Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других»

Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто – галлюцинации безумного, а кто – банальные чудачества богача.

Людвиг II (Ludwig II) (1845–1886), баварский король (с 1864) из династии Виттельсбахов, сын Максимилиана II. Родился 25 августа 1845 во дворце Нимфенбург (Мюнхен). Одинокий романтик, мечтатель с богатым воображением, он с детства стремился соответствовать образу Великого Короля, возведенного на трон не по закономерности преемственности династии, но милостью Божьей. Поэтому любое совпадение, историческая параллель имели для молодого Людвига тайное значение. Например, принц родился в день канонизации Луи IX, короля Франции и основателя династии Бурбонов. А дедушка Людвига, король Баварии Людвиг I, приходился крестным отцом Луи XVI Французского. Эти родственные отношения с династией Бурбонов были для будущего молодого баварского короля предметом гордости.

Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хоэншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.

В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки.

В такой романтической атмосфере, среди великолепия альпийской природы, рос будущий король Баварии. Воспитанный на идеалах благородства и величия истинных королей, Людвиг и сам мечтал соответствовать своим любимым героям. «…Я так хорошо начинал» с изучения законов гармоничного управления государством, но, «внезапно я был оторван от моих книг и отправлен царствовать. Я стал королем слишком рано, не будучи достаточно опытным». Да, взойдя на престол в 1864 году в возрасте восемнадцати лет, без какого либо жизненного опыта в политике, молодой король познакомился с реальными проблемами. И лучшие поэтические идеалы юности столкнулись с прозой жизни.

Людвиг II правил страной конституционной монархии, поэтому полной свободы действия для воплощения в жизнь своих романтических замыслов у него не было. А тут еще и роковой 1866 год: Бавария в союзе с Австрией проиграла войну против Пруссии. Бавария была вынуждена принять унизительные условия «защитного союза», который не давал права королю использовать свою армию в случае войны. Пруссия теперь диктовала условия внешней политики Баварии. Людвиг II больше не был полноправным правителем, он превратился в «вассала». Будучи одержим идеей королевства, избранного божьей милостью, молодой мечтатель решает отгородиться от внешнего мира с его несправедливостью и пороками, создав в замках и дворцах свое царство.

Но была еще одна причина для строительства столь оригинального замка, как Нойшванштайн. Принц хотел привезти Вагнера в Мюнхен и осуществить мечту композитора об оперном фестивале. И как только Людвиг стал королем, он в 1864 году вызвал Вагнера к себе. После первой встречи с королем Вагнер написал пророческие слова, что еще раз доказывает, как близки по духу были эти два человека: «…Сегодня я был представлен Ему. К сожалению, он настолько красив и мудр, проникновенен и благороден, что я боюсь. Боюсь, что его жизнь должна исчезнуть, как божественная мечта в этом мире…Вы не можете вообразить очарование его внимания…Будет большим чудом, если он останется жив».

Многие годы Людвиг поддерживал композитора, и замок Нойшванштайн он строил для своего друга. Так все сложилось, что теперь Людвигу II замок был просто необходим, чтобы уединиться в нем со своими мечтами, отгородившись от греховности и несовершенства реального мира. Король писал Вагнеру: «…Мое намерение – восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца – одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хоэншвангау внизу».


Строительство мира фантазий

На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн). Замок Нойшванштайн стоит на высоте 1008 метров. Рядом раскинулись озера Альпзее (Альпийское) и Шванзее (Лебединое). То самое Лебединое озеро, которое и вдохновило П.И. Чайковского на знаменитый балет, так как на русского композитора произвели неизгладимое впечатление красоты этих мест с их древней историей. Торговая дорога, построенная здесь древними римлянами использовалась и процветала долгое время: 500 лет римского правления и всё средневековье. Всё это время дорога охранялась, средневековые крепости столетиями являлись частью горного пейзажа и как бы «вросли» в него. К XIX веку они разрушились, но рыцарская романтика витала в воздухе этих мест, руины нашёптывали древние легенды…

Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели – воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.

Путём взрыва скала была на 8 метров опущена и создана строительная площадка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю, соединившего романский, византийский и готический стили в архитектуре замка Нойшванштайн и внутреннем его убранстве, ориентированных на средневековье. Мотивы из опер Вагнера стали сюжетами картин, украсивших Нойшванштайн, они имели общий корень – старинные немецкие сказания. За образец был взят единственный сохранившийся с XII в. замок-крепость Вартбург. Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка.

Будущий отшельник выдвинул перед инженерами и строителями несколько обязательных условий. Во-первых, как большой почитатель красот природы, Людвиг очень беспокоился, чтобы здание не испортило гармонии в пейзаже. Успешность в решении этой задачи сегодня очевидна: окружающая природа и каменное творение органично дополняют друг друга. Особенно красив замок с железного моста над ущельем. А с окон дворца король часто любовался буйным пейзажем гор.

Во-вторых, архитектурно Нойшванштайн должен стать образцом идеального средневекового замка. И, в-третьих, за средневековым обликом будет скрываться современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.

Вот так начал Людвиг II строить вокруг себя мир фантазий, но, мир уютный и комфортный. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Художники по интерьеру, архитекторы и ремесленники детально воплощали идеи монарха. Необдуманные крайние сроки, которые он устанавливал, заставляли рабочих трудиться днем и ночью.

Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Закат короля

Но,…в конечном счете, такая жизнь мечтателя-отшельника не совместима с обязанностями главы государства. Да и расходы росли лавинообразно: все новые элементы в архитектуре и интерьере строящегося замка, которые король непрерывно изобретал, требовали не только личных средств. Множились государственные долги. И с 1885 года иностранные банки стали угрожать отобрать его собственность. Увлеченный процессом постоянного совершенствования будущего замка, король отказывался реагировать разумно.

Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, да и от него самого. В соответствии с разработанным планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым.

Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочел идти навстречу своей гибели. По инициативе правительства его объявляют душевнобольным и заключают во Дворце Айсберга (Berg Palace), хотя эта процедура не была предусмотрена баварской конституцией. Там “больной” вел себя очень смирно, и на следующий день, 13 июня 1886 года, его отпустили на прогулку в лодке по озеру Штарнберг (Starnberg) в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены часа через два. Свидетелей происшествия найдено не было. «Поспешность» смерти его величества была так очевидна, что не могла не вызвать кривотолков, которые продолжаются и сегодня.

Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере:

  1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни – утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью…
  2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар…
  3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто…

После смерти короля работы по строительству Нойшванштайн либо были прекращены, либо закончены в упрощенных вариантах. Конечно, на строительство «Нового замка» были затрачены колоссальные средства, и, чтобы их возвратить в казну правительство Баварии уже через семь недель после смерти Людвига II открыло Нойшванштайн для посетителей.

Экскурсии внутри замка проводятся по короткому маршруту, который все-таки дает представление о грандиозности замыслов Людвига II. Проходишь чередой комнат и словно читаешь дневник, ведь оформление жилого пространства отразило взгляды, вкусы – мировоззрение короля-отшельника. Картины на стенах замка созданы на темы любви и вины, раскаяния и спасения. Короли и рыцари, поэты и влюбленные... Но особо выделяются несколько главных героев. Это: легендарный поэт Тангейзер, рыцарь лебедя Лоэнгрин, его отец, Король Чаши Грааля, Персиваль, влюбленные Тристан и Изольда, и герой Зигфрид.

Вот, уж, воистину «нам не дано предугадать»… Замок, который возводился королем как уединенное убежище, теперь любопытно осматривают миллионы туристов. Идеалист-мечтатель бежал от общественной жизни, теперь же эта жизнь топчет полы в жилище его фантазий. Нет, это не парадокс, это закономерность. Потому что Нойшванштайн – шедевр искусства, он – вне времени.


Источники:
  1. Официальный сайт замка Neuschwanstein
  2. Храм Готики