Источник: не опубликовано:
Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него. Курс лекций по ораторскому искусству помогает овладеть навыками, которые позволяют легче добиваться своих целей, будь то карьерный рост, популярность, уважение, улучшение отношений, уверенность в себе. Также здесь вспоминаются слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство можно достичь только практикой.
Как говорит народная мудрость: «под лежачий камень вода не течёт». То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения – необходимо что-то делать, тренироваться.
Мне, как будущему руководителю, необходимо уметь:
- доходчиво излагать свои мысли;
- чувствовать себя уверенно во время любого общения;
- говорить ярко, интересно, увлекательно;
- владеть своим голосом и выразительностью речи;
- управлять вниманием слушателей;
- отвечать на неожиданные вопросы;
- эффективно убеждать своих оппонентов и оказывать влияние на слушателей.
Чтобы успешно выступить перед публикой, сначала необходимо хотя бы за неделю составить черновой вариант доклада по выбранной теме (по возможности, конечно).
Затем, на протяжении оставшегося времени постоянно думать о докладе, обсуждать вопросы с друзьями, анализировать, выстраивать, чтобы окончательные мысли об исследуемом вопросе сложились в логическую цепочку.
Составить план или набор тезисов, чтобы во время доклада из-за своего волнения не потерять главную идею темы.
Параллельно репетировать, но не надо отрабатывать до автоматизма, а то доклад получится сухой, неинтересный слушателям, а значит, не будет достигнута его главная цель – донесение до сознания и убеждение.
Также можно тренировать жесты и мимику перед зеркалом. Как утверждают источники, области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Поэтому необходимо чтобы брови и глаза работали в такт с тем, что в данный момент произносится
Чтобы бороться со страхом пред публичным выступлением, который по словам Цицерона, занимает второе место после страха перед смертью, необходимо почаще выступать, стараться быть коммуникативным во всех аспектах своей жизни.
Для меня, как будущего руководителя, тема выступлений перед публикой очень важна. Управляя персоналом, просто необходимо уметь правильно донести до людей информацию, убедить в необходимости каких-либо действий, провести результативное совещание и т.д. Именно о правильности подготовки и проведения совещаний пойдет речь дальше.
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
2. Порядочность, то есть органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению.
3. Доброжелательность.
4. Уважительность, то есть уважение достоинства контактера, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость [1].
Совещание — это форма умножения интеллектуальных возможностей руководителей и выработки правильных путей управления персоналом. Совещания являются неотъемлемым элементов деятельности руководителя. Выделяются следующие типы совещаний:
- совещания по планированию, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся стратегии и тактики руководства;
- совещания по мотивации труда;
- совещания по внутрифирменной организации;
- совещания по контролю за деятельностью работников;
- совещания, являющиеся специфическими для конкретного предприятия или фирмы [2].
Значительно снижают эффективность работы участники, блокирующие ход совещаний. К ним относятся:
- «агрессоры», критикующие всех подряд. Им следует напомнить, что излишняя критика гасит конструктивные идеи. Агрессорам можно задавать вопросы типа: "А вы что предлагаете?";
- «блокировщики» - упрямо ни с кем не соглашаются, постоянно возвращающиеся к уже решенным вопросам. "Блокировщикам" необходимо напоминать о том, что они уходят от цели совещания;
- «удалившиеся», не принимающие активного участия в обсуждении, занятые собственными мыслями и проблемами. Следует предлагать им высказываться и вносить свои предложения;
- «ищущие признания», говорящие больше о себе, чем о деле. Им можно задать вопрос: «То, что вы нам сообщили, можно ли использовать для решения предлагаемого вопроса?»;
- «прыгающие с темы на тему». Их следует останавливать вопросами типа: «Мы разве закончили рассмотрение проблемы?» или «То, что вы говорите, относиться к нашему совещанию?»;
- «доминирующие», пытающиеся захватить власть и манипулировать присутствующими. Необходимо спокойно и уверенно останавливать их высказывания встречными фразами типа: «Ваше предположение - лишь только одна из возможных альтернатив. Давайте послушаем и другие предложения»;
- «повесы», которые тратят время собравшихся, пуская пыль в глаза, рассказывая развлекательные истории. Руководитель должен пресекать пустые разговоры вопросами, соответствующими теме совещания.
- «провокаторы», задающие заведомо провокационные вопросы, заводящие в тупик и способствующие провалу совещания. Следует акцентировать внимание на неоправданной провокационности этих вопросов. Можно переадресовать такой вопрос провокатору, поинтересовавшись: «А вы что думаете по этому поводу?»[1].
При проведении служебных совещаний желательно следовать сформулированным правилам по поводу донесения информации до сотрудников:
- четко определять цели своего сообщения;
- делать сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников, находить конкретные иллюстрации общих понятий, развивать общую идею, используя яркие примеры;
- делать сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказываться от изменений информации, привлекать внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно;
- в разговоре с сотрудниками следовать правилам активного слушания, демонстрировать им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.
Рассмотрим рекомендации правильного проведения совещаний, которые предлагает М. Фредин:
1. Начинайте совещание вовремя. Проведите небольшую вводную дискуссию, чтобы убедиться, что группе ясна повестка дня, цели и желаемые результаты – внесите необходимые поправки. Если повестка дня не подготовлена, составляйте ее на ходу.
2. Если повестка дня не подготовлена заранее, попросите участников предложить вопросы, которые требуют обсуждения. Каковы желаемые результаты обсуждения и сколько времени на него уйдет? Составьте повестку дня из предложенных вопросов. Если вам нужно сократить повестку дня, спросите, какие вопросы могут подождать до следующей встречи. Пересмотрите основные правила, принципы проведения конструктивного совещания, с которыми будут согласны все участники.
3. Следите за тем, как вы участвуете в обсуждении, убедитесь, что вы не доминируете. Дайте возможность высказаться нерешительным и робким. Следите, чтобы никто не прерывал выступающего и не доминировал в обсуждении. Сохраняйте положительное отношение к высказываемым точкам зрения. Вмешайтесь, если один участник начинает критиковать точку зрения другого. Подчеркните то, что уже согласовано, не позволяйте возвращаться к вопросам, которые уже решены.
4. Делайте записи на доске, записывайте сделанные предложения. Это поможет вам придерживаться ключевых вопросов. Сохраните сделанные записи для внутреннего совещания. Во время «мозговой атаки» принимайте любые идеи. Затем отметьте те из них, которые группа одобрила, приняла как приоритетные, и обсуждайте решения. Выписывайте отдельно вопросы, которые вы рассмотрите после совещания.
5. Если вы чувствуете напряженный интерес к какому-то вопросу, внимательно выслушайте все мнения. Взглядом, кивком или словами подтвердите, что вы слушаете: «Давайте послушаем сначала Анну Викторовну, затем Дениса Станиславовича, а после этого – Марину Васильевну» [2].
Другие рекомендации по проведению служебных совещаний:
1. Организовать дискуссию можно по-разному. Открытая и плодотворная дискуссия возможна лишь в атмосфере непринужденности. Необходимо все время сохранять спокойный и дружеский тон, чрезмерная официальность способна задушить дискуссию. Попробуйте расположить выступления в таком порядке, чтобы дискуссия развивалась постепенно.
2. Если вы действительно хотите извлечь пользу из совещания, вам необходимо ознакомиться со всеми точками зрения на обсуждаемые проблемы, в том числе и с теми, которые противоположны вашей. А это означает, что вам нужно очень осторожно выбирать слова. Острая реплика типа «это абсолютно неверно» или «вы в корне заблуждаетесь» убивает мысль и задевает чувство собственного достоинства у выступающего, а значит, преграждает дорогу истинной дискуссии.
3. Иногда бывает полезно давать немедленную оценку каждому вносимому предложению. Однако если есть опасение, что критические оценки могут остудить творческий пыл участников, то лучше использовать метод так называемой «мозговой атаки».
4. Развития дискуссии в нужном направлении вы сможете добиться только в том случае, если все время будете следить, чтобы выступающие оставались в рамках обсуждаемой проблемы и их «не заносило» в сторону. Но действовать при этом необходимо весьма дипломатично.
5. Умелая постановка вопросов — самое верное средство управления дискуссией. Благодаря этому методу можно переключать внимание присутствующих с одной темы на другую; нацеливать внимание на те аспекты проблемы, которые еще остались в тени. Это дает возможность выяснить новые важные данные или заставить участников совещания занять более четкую позицию по тому или другому вопросу.
6. Одно из важнейших требований к руководителю совещания: не навязывать с самого начала свою позицию остальным участникам. Помнить, что должность руководителя придает вашим словам особый вес и те из присутствующих, которые придерживаются противоположных взглядов на рассматриваемую проблему, могут просто не решиться их высказать, чтобы не противоречить начальству. Кроме того, нейтральная позиция вовсе не исключает возможности высказать свое мнение. Только надо излагать его от третьего лица: «Недавно читал, что...» или сформулировать в виде вопроса: «А может быть, стоит задуматься над вопросом...».
7. Заканчивая совещание, кратко суммировать проведенное обсуждение и определять будущие мероприятия, которые планируется осуществить согласно принятому решению.
8. Совещание завершать на позитивной ноте. Это позволяет добиться уверенности в том, что все присутствующие отчетливо понимают, о чем шла речь на совещании, у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс.
9. Эффективность совещания целиком зависит от общего стиля руководства. Принцип «в этом доме хозяин я» неминуемо скажется на атмосфере совещания. Открытой и непринужденной дискуссии в этом случае не получится. Такая дискуссия возможна лишь при действительно коллегиальном стиле руководства.
10. Чем выше будет пост руководителя, тем более широкими проблемами ему придется заниматься. А значит, с большим числом людей придется эту работу согласовывать и координировать. Поэтому нужно преодолеть неприязнь к совещаниям и научиться извлекать из них максимальную пользу. Этого удастся добиться, если следовать следующим советам.
- не пожалеть 10 минут на то, чтобы составить для себя хотя бы схематичный план предстоящего совещания. Наметить, кому в какой очередности дать слово, на что обратить особое внимание присутствующих и чего от них надо добиваться;
- приучиться выделять в каждом выступлении основную мысль. Абстрагироваться от «словесного шума», который присущ многим специалистам, искренне полагающим, что кратко высказать свое мнение или предложение просто не солидно, и поэтому старающимся полностью занять отведенное им по регламенту время;
- подавлять любые вспышки эмоциональности в ходе совещания. Помнить о том, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями, но зато сильно увеличивают продолжительность совещаний;
- незамедлительно пресекать попытки отдельных специалистов заморочить голову остальным присутствующим, используя для этой цели крайне специфическую терминологию, понятную лишь им самим;
- постараться до самого последнего времени скрыть от участников совещания, если они - подчиненные, то личное мнение, с которым вы пришли на это совещание [3].
В полемике следует придерживаться следующих правил.
1. Несмотря на раздражение, говорить медленно и негромко.
2. Обращаться не непосредственно к своему противнику, а ко всей аудитории. Благодаря этому возникает деловая и спокойная обстановка.
3. В самом начале своей реплики подчеркнуть, что по некоторым вопросам взгляды ваши и вашего оппонента полностью совпадают. Можно даже подкрепить это каким-нибудь новым аргументом. И только затем можно переходить к контраргументам, формулируя их в виде конкретных вопросов.
Выделим наиболее типичные ошибки, которые допускает руководитель при общении:
1. Неумение выслушать собеседника.
2. Руководитель не организует свои мысли перед тем, как их высказывать и говорит спонтанно.
3. Употребляет термины и сокращения, которые могут представить его в качестве знатока, эксперта, но будут совершенно непонятным и собеседнику.
4. Говорит слишком длинно, не замечая, слушают ли его, и не обращая внимания на замечания собеседника.
5. Начинает речь сразу после того, как предоставлено слово желательно выдерживать паузу.
6. Выступающий читает текст, когда это не является необходимым.
7. Делает суетливые движения, которые отвлекают слушателей. Выступая, нельзя гулять около трибуны, иначе слушатели начнут разглядывать оратора, отвлекаясь от сути его выступления.
8. Останавливает взгляд на отдельных лицах, долгий пристальный взгляд может вызвать неприятные чувства. Нужно скользить взглядом по отдельным группам слушателей, что привлекает их внимание и вызывает расположение
9. Неумело держит паузу. Пауза не должна быть слишком долгой.
10. Забывает о жестах во время выступления. Соединение слова с жестом - важный компонент публичной речи. Если оратор во время выступления держит руки «по швам», забыв о жесте, люди сразу услышат «деревянную» сухость голоса и скованность мысли. Однако чрезмерное размахивание руками не допустимо.
11. Постоянный темп речи. Следует помнить: монотонность убаюкивает слушателей.
12. Чрезмерная сдержанность, сухость. Использование юмора снижает степень напряжения и способствует разрядке обстановки.
13. Чрезмерная педантичность и поучительный тон обычно раздражают слушателей.
После совещания руководителю полезно провести его анализ, выяснив причины неудач и ошибок. Для повышения эффективности совещания руководителю необходимо подобрать дееспособную команду, обеспечить ясное понимание задач, создать условия для творческой деятельности [3].
К сожалению, в наше время мало уделяется внимания ораторскому искусству. Появляются различные курсы, которые могут посетить все желающие, но в школах, в вузах, не считая театральных, речи уделяется слишком малое количество времени, и поэтому не только ораторов, но и людей, говорящих на «великом и могучем» все меньше и меньше…
Т. Шибутани: «Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью».
1. http://hr-portal.ru.
Описание: тематический сайт, посвященный работе с персоналом: подбору, найму, обучению, развитию и т. д.
2. М. Фредин. Проведение совещаний.[Электронный ресурс]/http://yatop.com.ua.
3. Ю.А.Шибалкин. Как эффективно и быстро проводить совещания?[Электронный ресурс]/http://encyklopedia.ru.