Практически нет ни одного учебника по теории менеджмента, где бы вопрос организационных структур был упущен из виду. Тогда что нового собирается сообщить автор читателям по известному вопросу?
Главная особенность данной работы как раз и заключается в том, что автор не собирается делать каких-то открытий в вопросах организационных структур.
Пятилетний опыт практической консультационной работы с фирмами в самых разных сферах деятельности, многочасовое общение с руководителями этих фирм привели автора к следующим выводам.
Во-первых, оказывается, что разделы учебников по теории управления, посвященные организационным структурам, не достаточно просты для самостоятельного их разбора неподготовленным читателем.
В то же время примеры, приводимые в учебниках для иллюстрации различных типов организационных структур, напротив, значительно упрощают реальное положение дел в этом вопросе. В результате чего руководители, даже после внимательного изучения соответствующих параграфов в книгах по теории управления, часто не могут применить представленный материал по вопросам построения организационных структур в своей практической работе.
Целью данной статьи является желание восполнить имеющийся пробел в известном вопросе: мы хотим снять ореол значительности со специалистов по организационным структурам, показав при этом, что сами руководители, пусть интуитивно, но часто лучше профессионалов разбираются в организационной архитектуре современных фирм.
Мы рассмотрим следующие типы организационных структур: функциональную, дивизиональные (продуктовую, региональную, ориентированную на потребителя), проектную и различные виды матричных структур. Рассмотрение проблем так называемых штабных подразделений мы откладываем на будущее, скажем, до подготовки третьей части данной работы. Поскольку тема статьи - классические оргструктуры, мы не будем также касаться новомодных сетевых организационных структур и реинжиниринговых процессных структур.
Исходные постулаты
При проектировании организационных структур следует исходить из нескольких простых законов построения организации.
Первый закон - это закон разделения труда. Он гласит - применение разделения труда приводит к повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом. Появление в организации, состоящей только из одного человека, второго члена организации естественно приводит к разделению труда между ними.
Второй закон - это положительный эффект от масштабов деятельности: увеличение численности предприятия или/и объемов производства товаров или услуг также приводит к повышению эффективности труда. В первую очередь, этот эффект обусловлен возможностью более глубокого разделения труда в фирме, где численность работающих достаточно высока.
Третий закон - отрицательный эффект масштаба, проявляющийся в том, что начиная с некоторого момента рост размеров предприятия уже сам становится тормозом для дальнейшего развития организации. Причина этого кроется в снижении управляемости большой организации: приходит момент, когда отрицательный эффект масштаба начинает превалировать над положительным эффектом масштаба (если, конечно, не принять специальных мер, рассмотрение которых выходит за рамки первой части данной работы).
Четвертый закон - это предельная норма управляемости - количество подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. Существование предельной нормы управляемости приводит к появлению нескольких уровней управления в организации: высший руководитель, его подчиненные, подчиненные подчиненных и т.д. Увеличение количества уровней управления естественно ведет к затруднениям в обмене информацией между членами организации и, как результат, к снижению скорости адаптации организации к происходящим изменениям на рынке.
Пятый закон - наличие оптимальной степени централизации предприятия. Степень централизации предприятия определяется количеством и качеством управленческих решений, которые "разрешается" самостоятельно принимать руководителям средних и нижних уровней управления. Речь идет о делегировании задач и полномочий вниз по иерархической цепочке от руководителя к подчиненным: низкий уровень делегирования (высокая централизация организации) обычно приводит к снижению инициативы руководителей среднего и низшего звена, а также подчиненных им работников.
И шестой закон - принцип единоначалия, применение которого позволяет обеспечить координацию всех ресурсов организации и повысить индивидуальную ответственность каждого руководителя за порученное дело.
Рассмотрим, каким образом перечисленные законы построения организации реализуются в различных типах классических организационных структур.
1. Функциональная организационная структура - основное звено любой организации
На рисунке 1 изображен пример функциональной организационной структуры, где выделены подразделения маркетинга, научно-исследовательских разработок (НИОКР) и др., которыми, в зависимости от численности предприятия, могут руководить назначенные высшим руководителем начальники отделов или заместители генерального директора фирмы, имеющие в своем подчинении соответствующие функциональные службы.
Рисунок 1 - Функциональная структура
Источник: Классические типы организационных структур: теория и практика