Рассматриваемая тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Лидерство и руководство».
У нас далеко не все владельцы или руководители предприятий малого и среднего бизнеса четко понимают, что такое лидерство и чем отличается начальник от лидера...
Проблема лидерства – одна из самых обсуждаемых во всем мире. Со-перничающие между собой школы экономики и отдельные гуру ме-неджмента, психологи и социологи не могут договориться о едином опре-делении ведущих характеристик лидера в эпоху перемен и виртуализации бизнеса. Сходятся они, впрочем, в одном: для обществ с развитой экономикой материальные активы значат уже меньше, чем человеческий ресурс. Конечно, имеется в виду не дешевая рабочая сила, а талант, который и в лучшие времена был дефицитом.
Актуальной проблемой в последнее время стал конфликт в отношениях собственников и наемных менеджеров. Для многих компаний данный конфликт заканчивается серьезным кризисом. Возможно, это неизбежно: как правило, сегодняшние собственники поднимали и формировали бизнес в начале 90-х годов в определенных социальных, экономических и политических условиях. С тех пор рынок не стоял на месте, правила игры изменялись несколько раз. А вот подход к управлению у многих собственников остался прежним. Некоторые бизнесмены приобрели позитивный опыт в начале 90-х и все еще пытаются его экстраполировать на сегодняшний и завтрашний день. В свою очередь, профессионализм наемного менеджмента в вопросах управления объективно выше.
Прежде чем задуматься, нужен ли вам лидер в компании, необходимо прояснить, что вы хотите получить? Если основная цель – обеспечить ма-териальный достаток, то в какой-то момент будет лучше передать управление. Но, как показывает практика, желание уехать на Ка-нарские острова, курить бамбук и получать дивиденды заканчивается не всегда хорошо. Если предприниматель уходит от оперативного контроля, он рискует свой бизнес потерять. Для другой группы бизнесменов приоритетом являются не деньги, а самореализация, самоутверждение, создание социально значимого продукта. Но даже и этот фактор не говорит о том, что у всех есть лидерский потенциал. В чем же он заключается?
Главное отличие лидера от начальника в том, что у первого есть ко-манда и он умеет использовать ее потенциал. Начальник или владелец компании обладает полномочиями, административным ресурсом, но в его задачу не входит формирование корпоративной культуры. Есть три показателя успеха предприятия на рынке: бизнес-идея, команда и мотивация. Задача лидера – обеспечить мотивацию и создать команду. В этом смысле авторитеты преступного мира и эффективные топ-менеджеры ничем друг от друга не отличаются. Если начальник ставит задачу, диктует цели, не заботясь о точке зрения своих подчиненных, то лидер умеет поступаться собственным мнением, держит паузу, не подавляя никого своим авторитетом. Но в то же время командная работа и демократия – совершенно разные вещи. Ответственность всегда лежит на лидере, и он это должен четко осознавать.
Сегодня довольно часто наемным лидером движет не погоня за гривной, и не страх потерять работу. Его эффективность будет зависеть от уровня мотивации, веры в перспективы предприятия, ощущения собственной значимости. И, наконец, от еще одного важного фактора – чувства ценностного единства.
При этом лидер – вовсе не человек с высоким IQ и не самый лучший специалист в компании. У него есть другие достоинства: хорошо развитая интуиция и коммуникабельность.
Руководитель коллектива же назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Большинство начальников боятся окружать себя сильными личностями. А ведь опереться можно только на то, что способно сопротивляться. Во-вторых, команда профессионалов способна объединяться вокруг четкой системы целей, в формировании которой сама же и принимает участие. И здесь очень важно эту систему ценностей постоянно корректировать в соответствии с ежедневным мониторингом рынка.
Основной проблемой в настоящее время является то, что нет единого подхода к оценке эффективности действий руководителя, а это подразумевает необходимость разработки методов количественной оценки работы менеджера.
Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятия ли-дера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.
студентка гр. ЭПМ 08-м Трищ Т.В