Факультет Экономики
Специальность: Управление инновационной деятельностью
Тема выпускной работы:
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия Кравченко Сергей Иванович
Вопрос управления инновациями вообще и вопрос маркетинга инноваций на предприятиях в частности довольно содержательно освещены в зарубежной и отечественной научной литературе. Теоретические проблемы взаимозависимости развития рыночной экономики и инноваций исследовались такими учеными, как А.И.Анчишкин, Л.Л.Антонюк, С.Боррас, И.М.Будникевич, С.В.Валдайцев, С.Ю.Глазьев, Г.А.Краюхин, Б.Лундвалл, Б.Санто, Б.Твисс, Н.А.Фролова, И.М.Школа, Й.Шумпетер, М.Хучек. Значительный взнос в разработку теории инноваций, их влияния, на выработку маркетинговой стратегии внесли И.Ансофф, В.П.Баранчеев, Д.И.Баркан, О.А.Виноградов, Н.П.Гончарова, С.Д.Ильенкова, С.М.Илляшенко, Ю.В.Каракай, В.Я.Кардаш, Ф.Котлер, Н.В.Куденко, К.С.Курочкин, Ж.Ламбен, Н.Н.Молчанов, А.Ф.Павленко, Е.Г.Панченко, А.И.Панжар, П.Г.Перерва, Е.В.Редзюк, Е.О.Уткин и другие ученые.
На текущий момент еще не достаточно глубоко разработана теоретическая и методическая база системы управления маркетингом инновационной деятельности предприятий в условиях динамического изменения внешнего окружения, которое связано с определенным субъективизмом определения понятия нововведения, содержания инновационной деятельности как объекта предпринимательства, формирования организационно-экономических механизмов управления маркетингом инноваций на предприятиях, а также постановки и решения задач формирования их инновационно-маркетинговой политики.
Разработка теоретических принципов, моделей и механизмов управления инновационной деятельностью предприятий в современных условиях, а также обоснование организационно-экономических основ реализации концепции инновационного развития нуждается в формировании маркетинговых стратегий предприятий относительно создания и реализации инновационных проектов для эффективного управления инновационным процессом на предприятиях. Нерешенность многих указанных и других теоретических и методических проблемных вопросов маркетинга инноваций на предприятиях Украины обусловили выбор темы.
Целью магистерской работы является дальнейшее развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций относительно формирования системы маркетинга инноваций на предприятии.
Для достижения поставленной цели обозначено и решено следующие научные и прикладные задачи:
- исследованы разные концепции относительно определения понятий "инновация", "маркетинг", "система" и обоснованно необходимость системного подхода к внедрению маркетинга инноваций на предприятии;
- определены параметры и стадии инновационного процесса и их идентичность процессам маркетинговой деятельности;
- разработана комплексная модель системы маркетингового обеспечения инновационного процесса и направлений ее применения в практической деятельности;
- приведена характеристика основных элементов системы маркетинга нововведений и предоставлено рекомендации относительно должного их применения;
- обоснованно необходимость системного подхода к маркетинговым исследованиям целевых рынков и формированию цены на новый товар при разработке инновационных проектов;
- сформулирована концепция системы маркетинга инновационного проекта конкретного предприятия для выхода на региональный рынок;
- разработана модель системы маркетинга коммерциализации нововведения.
Объектом исследования является процесс формирования и усовершенствования системы маркетинга инноваций на предприятии. Предметом исследования являются основные принципы и методы формирования и внедрения системы маркетинга нововведений на предприятиях.
В работе использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: научного обобщения, сравнения, системного анализа, – для уточнения сущности понятий инновации; а также при рассмотрении методологических принципов разработки инновационных стратегий и подготовки инновационных проектов предприятий для их коммерциализации; общенаучной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, – при разработке предложений относительно применения процедур маркетинга в оценке коммерческого потенциала инноваций предприятий; вертикального, горизонтального, графического, табличного анализа – при разработке концепции системы маркетинга инновационного проекта для его коммерциализации на рынках Украины.
Информационную базу исследования составили научные труды зарубежных и украинских экономистов, посвященные маркетингу предприятий, анализа маркетинговой деятельности, стратегическому менеджменту и планированию, инновационному менеджменту, маркетингу инновационных процессов. В работе использованы аналитические и информационные материалы, опубликованные в украинской и зарубежной периодике; материалы, предоставленные компьютерной сетью Internet.
Во вступлении раскрыта актуальность темы, сущность, состояние научной проблемы, очерчено цель, задание, определенно объект, предмет и методы исследования.
В разделе 1 «Общетеоретические основы формирования системы маркетинга инноваций на предприятии» подан обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых относительно экономической сущности маркетинга инноваций, уточнено понятие слов «инновация», «маркетинг инноваций» и «система», установлена сущность и содержание инновационного процесса как объекта маркетинга. Рассмотрено основные принципы и особенности формирования системы маркетинга на предприятии.
В ходе исследования обнаружено, что для эффективного осуществления каждого этапа инновационного цикла и инновационного процесса в целом нужна эффективная система маркетинга. Анализ научных концепций понимания сущности нововведений и их принципов дал возможность определить роль и место маркетинга в инновационных процессах, а также отделить такие функции организации взаимодействия исполнителей при практической реализации научной идеи на основе маркетингового обеспечения, как: устные объяснения, которые являются наилучшими средствами распространения полного понимания нововведений среди потребителей; объяснения концепций, которые помогут потребителям понять новые характеристики конкретных продуктов; поиск людей, которые формируют мысль в данной отрасли, и в идеале непосредственно знакомят потенциальных клиентов с нововведениями.
Маркетинг инноваций на предприятиях стоит понимать как комплексное использование принципов и методов маркетинга с целью создания на предприятиях необходимых условий для поиска производительных изменений, их осуществления, распространения и коммерциализации. Результаты, которые получены в работе, позволяют отметить, что система маркетинга нововведений являет собой комплексную систему маркетинга «4Р» с учетом специфики инновационного продукта. Маркетинг инноваций необходимо рассматривать как инструмент, который направлен на реализацию потенциала и достижение эффективности инноваций, ориентированных на нужды потребителей.
Раздел 2 «Развитие теории формирования системы маркетинга инноваций на предприятии». Объективная необходимость применения методов и принципов маркетинга для коммерциализации нововведений обусловливает потребность формирования эффективной системы маркетинга инновационного продукта.
В ходе работы обоснованно наличие предложенных элементов системы маркетинга инноваций, рассмотрены их основные цели, задачи и назначения, каждого из них при внедрении нововведений. Так, в пределах системы маркетинга инноваций, рассмотрены основные отличия инновационного продукта с учетом его специфики, приведена методика анализа конъюнктуры рынка инноваций, приведены теоретические аспекты формирования системы маркетинговых коммуникаций инновационного продукта, рассмотрены существующие методики установления цены на нововведение с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечения прибыли предприятия. Также проанализирован каждый из отмеченных элементов, предоставлено рекомендации относительно сферы их приложения на предприятии.
В разделе 3 «Формирования маркетинговой системы коммерциализации инноваций на ОАО «Газоаппарат» изложены научно-практические предложения и рекомендации относительно оценки эффективности нововведений, оценки, их коммерческого потенциала; сделанные предложения относительно направлений усовершенствования организационных форм управления маркетингом инноваций на предприятии.
В связи со спецификой инновационного продукта и сложностью прогнозирования будущего спроса на него, предприятие сталкивается с проблемой установления цены на нововведение. Поэтому в ходе работы проанализированы и усовершенствованы существующие методики формирования цены на инновации, приведен алгоритм ценообразования на нововведение ОАО «Газоаппарат».