ДОКЛАД
на тему: Система пневмопривода
Линейные исполнительные устройства или цилиндры изображаются в виде, близком к их конструктивной форме. Цилиндры одностороннего действия, двустороннего действия и бесштоковые служат основой других вариантов конструкций. Применение демпфирования в конце хода способствует увеличению долговечности, что достигается за счет снижения нагрузки в конечном положении путем уменьшения скорости движения поршня. Если условное обозначение цилиндра включает стрелку, то это означает, что демпфирование в конце хода является регулируемым.
Таблица 1. Линейные исполнительные устройства Различают вращательные приводы в виде моторов с неограниченным углом поворота и поворотные приводы с ограниченным углом поворота. Пневмомоторы вращаются обычно с очень большим числом оборотов, которое может быть постоянным или регулируемым. Поворотные цилиндры имеют или нерегулируемый, или регулируемый угол поворота, а также могут иметь демпфирование в зависимости от нагрузки или скорости вращения.
Таблица2. Исполнительные устройства вращательного действия Имеется целый ряд важных дополнительных узлов, которые применяются совместно с упомянутыми устройствами.
Таблица3. Вспомогательные условные обозначения
Исполнительные устройства и выходные приборы
Исполнительные устройства предназначены для преобразования энергии сжатого воздуха в работу. Сигнал на перемещение исполнительного устройства вырабатывается логико-вычислительной подсистемой и передается ему через управляющий распределитель. Исполнительные устройства относятся к выходным элементам пневматической системы. К выходным элементам относятся также индикаторы -приборы, которые показывают состояние системы управления или ее исполнительных устройств. Пневматические исполнительные устройства разделяются на две группы - устройства с поступательным и с вращательным движением выходного звена: • устройства с поступательным (линейным) движением: - цилиндры одностороннего действия, - цилиндры двустороннего действия; • устройства с вращательным (ротационным) движением: - пневмомоторы, - пневмоцилиндры с вращательным движением выходного звена, - поворотные пневмоцилиндры. В цилиндре одностороннего действия сжатый воздух воздействует на поршень только с одной стороны, с другой стороны полость цилиндра всегда соединена с атмосферой. Такой цилиндр может совершать работу только в одном направлении. Возврат поршня в исходное положение осуществляется под действием упругого элемента (обычно пружины) или внешней силы. Сила упругости встроенной в цилиндр пружины подбирается таким образом, чтобы поршень без нагрузки возвращался в исходное положение с относительно большой скоростью, приблизительно равной скорости рабочего хода при отсутствии нагрузки.
Ход цилиндров одностороннего действия со встроенной пружиной ограничен длиной пружины в свободном состоянии. Поэтому такие цилиндры имеют длину хода, равную примерно 80 мм. Благодаря простой конструкции цилиндры одностороннего действия применяются там, где нужны компактность и небольшие перемещения: • подача заготовок, • обрезка, • соединение деталей, • зажим заготовок, • извлечение деталей, • штамповка. Поршни цилиндров одностороннего действия имеют всего одно уплотнение, обращенное рабочей стороной к поршневой полости, в которую подается сжатый воздух. Уплотнение изготавливается из упругого материала (пербунан), устанавливаемого в металлический или пластмассовый поршень. При движении уплотнения его кромки скользят по внутренней поверхности цилиндра, при этом воздух из штоковой полости свободно выходит в атмосферу через вентиляционное отверстие, защищенное фильтром или сетчатой крышкой от попадания загрязнений извне. К цилиндрам одностороннего действия также относятся мембранные цилиндры: • цилиндры с плоской мембраной, • цилиндры с чулочной мембраной. В мембранных цилиндрах в зависимости от их назначения применяются встроенные мембраны, выполненные из резины, пластмассы или металла. Шток поршня закреплен концентрично на мембране. Поскольку в мембранных цилиндрах отсутствуют трущиеся части, то силы трения в них минимальные. Такие цилиндры имеют совсем небольшой ход, и поэтому используются для зажима, тиснения и подъема деталей.
Конструкция цилиндра двустороннего действия аналогична конструкции цилиндра одностороннего действия. Однако здесь уже нет возвратной пружины, так как теперь два присоединительных отверстия используются для подвода воздуха к рабочим полостям цилиндра и его отвода. Цилиндр двустороннего действия позволяет совершать работу в двух направлениях движения штока. Это делает его более универсальным. При прямом ходе, когда шток цилиндра выдвигается, развиваемое им усилие несколько больше, чем при обратном ходе, когда шток втягивается, так как площадь поршня, на которую действует сжатый воздух со стороны поршневой полости, больше, чем со стороны штоковои полости, на величину площади поперечного сечения штока. Совершенствование пневматических цилиндров идет в следующих направлениях: • установка магнитов на поршни цилиндров для управления бесконтактными датчиками положения (пневматическими и электрическими), • демпфирование поршня в конце его хода при больших нагрузках на штоке, • применение бесштоковых цилиндров в условиях ограниченного пространства, • использование новых конструктивных материалов, например, пластмасс, • применение защитных покрытий от вредного влияния окружающей среды, например антикислотное покрытие, • увеличение развиваемого усилия, • совершенствование цилиндров с непроворачивающимся штоком, а также цилиндров с полым поршнем и штоком для вакуумных захватов роботов с пневматическим приводом.
Чтобы избежать сильных ударов поршня о крышки цилиндра и поломки цилиндра в случае перемещения больших масс, применяют демпфирование в конечных положениях. На некотором расстоянии от упора демпфирующий поршень перекрывает отверстие, по которому воздух свободно выходит из полости цилиндра. Теперь воздух вытекает через очень маленькое отверстие, проходное сечение которого может изменяться с помощью регулировочного винта. При этом увеличивается сопротивление протоку воздуха и повышается давление перед поршнем. На последней (тормозной) части хода поршня его скорость значительно снижается. Однако при чрезмерном уменьшении сечения поршень может не дойти до крайнего положения. При значительных передаваемых усилиях и больших ускорениях движения поршня следует принимать дополнительные меры предосторожности. Для того, чтобы усилить эффект торможения, устанавливаются внешние тормозные демпферы. Настройка замедления поршня в конце хода осуществляется следующим образом: • регулировочный винт полностью закрывается, • регулировочный винт вновь постепенно открывается до тех пор, пока не будет получен желаемый эффект торможения поршня (отсутствие удара и остановка в конце хода). Этот цилиндр представляет собой два цилиндра двустороннего действия с общим штоком, объединенные в одном корпусе. При одновременной подаче сжатого воздуха под оба поршня такой цилиндр развивает почти вдвое большее усилие, чем обычный цилиндр с таким же диаметром поршня и штока. Тандем-цилиндры применяются там, где при ограниченных поперечных размерах цилиндра (диаметре) необходимо развивать значительные усилия.
Этот цилиндр имеет шток с обеих сторон поршня, т.е. шток является проходным. В такой конструкции цилиндра улучшаются условия работы трущихся поверхностей поршня и штока, так как шток опирается на две опоры. Усилия, развиваемые цилиндром, являются одинаковыми в обоих направлениях движения. Проходной шток может быть полым и через него можно пропускать сжатый воздух. Кроме того, к нему можно присоединять вакуумные присоски.
Многопозиционные цилиндры состоят из двух или более цилиндров двустороннего действия. Цилиндры соединены соосно один с другим. Воздух может подаваться независимо в различные полости цилиндров, что обеспечивает выдвижение или втягивание отдельных цилиндров. При двух цилиндрах с различными ходами получается четыре различных конечных положения. Сила давления пневматического цилиндра ограничена. Цилиндр, в котором формируется большая кинетическая энергия, называется ударным цилиндром. Большое значение кинетической энергии получается за счет повышения скорости поршня. Скорость поршня ударного цилиндра лежит в диапазоне 7,5...10 м/с. Однако при большом ходе скорость движения штока значительно меньше. Поэтому при больших ходах ударные цилиндры не находят применения.
При срабатывании управляющего распределителя давление подается в полость, а поршень сдвигается в направлении Z, открывается вся площадь торцевой поверхности поршня. Воздух через большое проходное сечение С может почти без сопротивления поступать в поршневую полость цилиндра. Поршень эффективно ускоряется, приобретая большую кинетическую энергию. При взаимодействии с преградой деформируемым или разрушаемым предметом из-за резкого торможения поршня его кинетическая энергия преобразуется в потенциальную энергию, создавая большую силу. В рассматриваемой конструкции этого типа цилиндров шток цилиндра двустороннего действия соединен с зубчатой рейкой, посредством которой он вращает зубчатое колесо, преобразуя линейное движение во вращательное. Диапазон поворота зубчатого колеса различен: от 45° до 360°. Вращательный момент зависит от давления, площади поршня и коэффициента преобразования пары рейка-шестерня и может достигать 150 Нм.
В поворотном цилиндре сила на выходной вал передается непосредственно через поворотную лопасть. Угол поворота может бесступенчато изменяться от 0° до почти 180° . Вращающий момент обычно не превышает 10 Нм.
Свойства поворотного цилиндра: • компактность и надежность, • совместимость с бесконтактными датчиками, • регулируемость угла поворота, • простота монтажа. При разработке бесштоковых цилиндров используется три различных принципа построения конструкции: • ленточные или тросовые цилиндры, • цилиндры с ленточным уплотнением продольного шлица цилиндрической трубы, • цилиндры с магнитной связью. По сравнению с обычным цилиндром двустороннего действия бесшто-ковый цилиндр обладает меньшей длиной конструкции. Случаи поломки штока поршня исключаются полностью. Бесштоковый цилиндр может применяться при больших ходах: вплоть до Юм. Приспособления, нагрузка и другие устройства могут крепиться непосредственно на монтажной поверхности каретки или на внешних салазках. Ленточный цилиндр передает силу от поршня на каретку с помощью охватывающей его ленты. При выходе из рабочего объема цилиндра лента проходит через уплотнения в крышках цилиндра. Очистительное устройство предназначено для того, чтобы никакие загрязнения не переносились лентой к направляющему ролику.
В этом типе цилиндров вдоль всей длины корпуса выполнен сквозной шлиц (прорезь). Внешняя сила передается на каретку, которая жестко соединена с поршнем. Это соединение осуществляется с помощью элемента, скользящего в шлице корпусной трубы цилиндра. Уплотнение шлица обеспечивается стальной лентой, которая прилегает к внутренней стороне шлица. Каждая полость цилиндра герметизирована своими уплотнениями, установленными на поршне. Между этими уплотнениями лента изгибается и проходит под элементом, соединяющим поршень с кареткой. Вторая лента уплотняет шлиц снаружи, что защищает цилиндр от попадания загрязнений извне.
Такой пневматический цилиндр двустороннего действия состоит из цилиндрического корпуса, бесштокового поршня и подвижной внешней каретки, скользящей по внешней поверхности корпуса цилиндра, имеющей в поперечном сечении форму круга. На поршне и на каретке размещены постоянные магниты, взаимодействующие между собой, т.е. передача усилия для перемещения нагрузки от поршня к каретке осуществляется с помощью магнитной муфты. После подачи воздуха в полость цилиндра синхронно с поршнем перемещается каретка. Полость цилиндра выполнена герметичной и не имеет никаких подвижных уплотнений, граничащих с окружающей средой, что полностью исключает возможность утечек воздуха из цилиндра.
Устройство цилиндра
Цилиндр состоит из корпуса, глухой и сквозной крышек, поршня с уплотнениями, штока, уплотнения штока (сальник или манжета в сквозной крышке), направляющей втулки, грязесъемного кольца и соединительных деталей. Корпус цилиндра (1) обычно изготавливается из цельнотянутой стальной трубы. Чтобы продлить срок службы уплотнений поршня, внутреннюю поверхность трубы подвергают механической обработке с достаточно высокой чистотой поверхности. В отдельных случаях корпус цилиндра может быть изготовлен из алюминия, бронзы или стали с хромированием внутренней поверхности. Такие цилиндры применяются при нерегулярном режиме работы и в тех случаях, когда есть опасность коррозии. Глухая (2) и сквозная (3) крышки цилиндра обычно изготавливаются литьем из алюминия или ковкого чугуна с последующей механической обработкой. Присоединяются они к корпусу с помощью резьбовых шпилек, фланцев или просто резьбы. Шток (4) чаще всего изготавливается из закаленной стали с добавлением небольшого количества хрома против коррозии. Резьба на конце штока обычно накатывается во избежание появления трещин и изломов. Для уплотнения по штоку в сквозной крышке цилиндра устанавливается манжета (5) из упругого материала. Втулка (6), служащая направляющей для штока, может быть изготовлена из бронзы или металла с пластиковым покрытием. Перед втулкой в сквозную крышку вставлено грязесъемное кольцо (7), которое предотвращает попадание внутрь цилиндра пыли и мелких твердых частиц. Складывающийся защитный кожух в промышленных пневмоцилиндрах общего назначения обычно не используется.
Рис. 1. Устройство пневматического цилиндра |