|
Рисунок 1. Донецк как на ладони. |
В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия
на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных
материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов
стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу
Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи
Лондона. Именно к лету 1869 года, когда началось строительство
металлургического завода, историки относят возникновение Донецка. К
тому времени здесь уже существовали слободы Александровка,
Алексеевка, Авдотьино, Григорьевка, Семеновка, хутор Овечий.
Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров
России договор об образовании Новороссийского общества
каменноугольного, железного и рельсового производства и общества
железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869
года царское правительство утвердило договор о начале работ по
добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами
учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869
года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая
явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического
завода. Рядом со стройкой возник поселок, который слился с
шахтерским селением Александровского рудника и был назван Юзовкой по
имени управляющего делами, того самого англичанина Юза.
|
Рисунок 2. В.И.Ленин |
Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1870 года из
Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование
и инструменты, а также приехало в основном из Южного Уэльса около
сотни специалистов — металлургов, шахтеров. В результате — Джону Юзу
и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную
печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в
эксплуатацию). 24 января 1872 года был получен первый чугун. В
сентябре 1873 г. Юзовский завод стал работать по законченному циклу
и вскоре вышел на первое место в стране по выпуску металла. Юзовский
завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И. Ленина)
положил начало большой металлургии Южного промышленного района.
В 1872 году началось движение по железнодорожной линии
Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, доведенной в
дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже
действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало
расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В
1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов
чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они
добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать
машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий
машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины),
который выпускал оборудование для шахт.
В годы Гражданской войны 1918-20 гг. город был
временно захвачен немецкими оккупантами и белогвардейцами. Советская
власть здесь окончательно установилась в декабре 1919 г.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число ее жителей к
тому времени достигло 63,708 человек, а в 1925 году увеличилось до
80,085 человек. Началось строительство жилого массива «Стандарт» для
металлургов и двух-, трехэтажных домов для горняков.
|
Рисунок
3. Фонтан на центральной площади |
В июле 1932 года город стал центром Донецкой области. В 1938 году
Донецкая область разделяется на Ворошиловградскую и Сталинскую.
Город остается центром Сталинской области.
К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и
республиканского подчинения, 54 — местной и кооперативной
промышленности, шахты давали 7% общесоюзной добычи угля, заводы — 5%
стали и 11% кокса. Население города составляло 507 тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) Сталино был
оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 г. — 8
сентября 1943 г.). Город и его промышленность были разрушены,
историки отмечают огромные людские потери. В городе осталось 175
тысяч жителей, а материальный ущерб превысил 4 миллиарда рублей.
Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949
году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году —
всего промышленного производства.
|
Рисунок 4. Парк Щербакова встречает выпускников. |
В ноябре 1961 года Сталино переименован в Донецк.
Реконструируется и расширяется на новой технической базе угольная
(ряд крупных шахт), металлургическая (Донецкий металлургический
завод), машиностроительная (машиностроительный завод им. ЛКСМУ,
рудоремонтный, металлоконструкций, завод холодильников, вступивший в
строй в 1963, и др.), химическая промышленность (завод химреактивов
— 680 наименований, в том числе продукция бытовой химии). Получили
развитие крупная пищевая и легкая промышленность, многие предприятия
построены в послевоенное время. Строятся хлопчатобумажный комбинат,
комбинат рыбопродуктов, фабрика детских игрушек (1972). В 1961-70
построено более 4 млн. кв. м общей жилой площади. Жилищный фонд к
концу 1970 составил 11,7 млн. кв. м общей площади.
По новому генеральному плану Донецк и Макеевка соединяются в единый
массив на берегу р. Кальмиус. Построены корпус «Промстройниипроекта»
(1969, архитектор Г. А. Благодатный), гостиница «Шахтер» (1969,
архитектор Л. Я. Штейнфаер) и др.
В апреле 1978 года численность населения превысила
миллионный рубеж — Донецк присоединился к городам-миллионщикам.
25 лет назад в газетах и журналах Донецк называли не иначе, как
«город миллиона роз». И это не было метафорой — это было простой
арифметикой. К сожалению, в настоящий время роз поубавилось, но
будем надеяться, что дончане смогут возродить былой статус своего
города.
Итак. Городу, который прошел путь в своих названиях от Юзовки —
Сталино к Донецку, суждено было познать все перипетии трудовой
жизни, перетерпеть нужду и бесправие, пережить революцию,
неразбериху гражданской войны и самую разрушительную войну 1941-1945
гг. И город выстоял!
Сегодня Донецк — это город областного подчинения, административный
центр Донецкой области Украины, столица Донбасса. Он разделен на 9
разнообразных по размеру и экономическому потенциалу районов,
которые вместе составляют крупнейший в Украине город. Ныне Донецк —
крупный промышленный, научный и культурный центр, имеющий большой
узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.
Источники:
1. Партнёр-портал - всё о Донецке.
[электронный источник]
http://www.partner.dn.ua/all/history.html
2.
История Донецка
[электронный источник]
http://history.doneck.info/