ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Чудновец Виктория Леонидовна

Чудновец Виктория Леонидовна

Факультет: Геотехнологий и управления производством

Специальность: Экология в горном деле


Китайская миниатюрная живопись

Введение

Мотивация выбора темы индивидуального задания состоит в моем увлечении китайской миниатюрной живописью. Я очень люблю рисовать, но не являюсь профессиональным художником.

В своем индивидуальном разделе хотела бы познакомить всех интересующихся этим направлением живописи: со стилями, с историей возникновения, рассказать о необходимых материалах, которые используются при написании картины, а также привести наглядные примеры своих работ.

История возникновения китайской миниатюрной живописи

Древнее и прекрасное искусство китайской миниатюры имеет богатую историю. Свыше 3000 лет китайские художники пытаются передать на бумаге всю глубину и красоту окружающей нас природы, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения. На протяжении веков развивалась техника рисунка, но при этом миниатюра всегда была призвана отражать не только красоту природы, но и внутренние переживания художника, и его философский взгляд на жизнь. Искусное владение кистью и изысканные цвета позволяют создать произведения, наполняющие душу зрителя ощущением гармонии, мира и внутреннего покоя, пробуждающие чувства и воспоминания.

Для того, чтобы изучать китайскую миниатюру, вовсе необязательно быть умелым художником, потому что эти произведения пишутся не столько рукой, сколько сердцем. Но при этом, разумеется, нужно понять основные принципы и технические приемы, которыми пользуются создатели миниатюр, – без этого не удастся выразить на бумаге собственные чувства и мысли. Штрихи, которыми пишется миниатюра, несложны, гораздо важнее правильно расположить каждый из них в пространстве картины. Ясность образа зависит от того, насколько глубоко художник способен погрузиться в изображаемый предмет и понять его суть. Прежде чем написать на бумаге пейзаж, птицу или цветок необходимо почувствовать их своим сердцем. Это – основное правило для любого художника.

Стили

В китайской миниатюре известны три основных стиля. При этом техника письма остается неизменной, меняется только общий вид картины.

Стиль гонби отличается тщательно прописанными деталями, при этом используется ограниченная палитра цветов туши. Картину пишут мелкими штрихами, позволяющими передать такие мелкие детали, как отдельные перышки птиц или лепестки цветов.

Стиль ксиай отличается большей свободой штриха. Такая миниатюра тоже пишется только тушью, однако количество цветов в этом случае не ограничивается. Здесь художник стремится передать не саму природу, а скорее ее образ, воссоздавая фактуру предметов с помощью мазков кисти. Этот стиль восходит корнями к искусству каллиграфии и к поэзии, и потому на миниатюрах ксиай часто можно встретить надписи, выражающие личный философский взгляд художника на окружающий мир.

Стиль полугонби, полуксиай представляет собой сочетание предыдущих стилей. Смешение тонких деталей и свободного письма позволяет художнику добиваться удивительного эффекта. Особенно интересной и гармоничной может стать композиция с тщательно прописанными на переднем плане деталями и размытым, воздушным фоном. Традиционной для этого стиля композицией считается, например, птица с тщательно выписанным оперением на размытом, почти абстрактном фоне.

Сюжеты

Выделяют пять основных сюжетов.

Шан Шуй – пейзажи. Чаще всего на миниатюрах изображают небо, горы, воду. Если на картине появляется человеческая фигура, она не должна доминировать в композиции.

Рен Ву – фигуры. Чаще всего это человеческие фигуры, хотя в композицию могут быть включены и другие объекты.

Квин Шу – животные, птицы и насекомые. Изображая их, художник должен стремиться к тому, чтобы они выглядели как можно более живыми и естественными. Очень важно уметь запечатлеть на бумаге движение животного, птицы или насекомого.

Хуа Ху – цветы. Здесь очень важно почувствовать и передать душу цветка или распускающегося на дереве бутона.

Xуа Ньяо – цветы и птицы. Сочетание птиц и цветов было характерно уже для самой древней китайской миниатюры. Эта традиция жива и сегодня, как и философские идеи, которые художник передает, объединяя в одной композиции птиц и цветы.

Материалы

Основные материалы, которые на протяжении тысячелетий использовались китайскими художниками и каллиграфами, получили у них название Четырех Сокровищ Познания. Умение правильно пользоваться традиционными материалами – кистью, тушью, чернильным камнем и бумагой – важно для художника не менее, чем способности к медитации и философским размышлениям, без которых невозможно создать настоящую миниатюру. Помимо основных, художники пользуются еще целым рядом дополнительных материалов.

Кисти. Кисти – это Первое Сокровище художника, инструмент, с помощью которого он может выражать свои мысли и чувства. Китайские художники пользуются самыми разнообразными кистями. С их помощью можно написать что угодно, от самой мелкой детали до широкого свободного мазка. Кисть должна быть упругой, гибкой, чувствительной к каждому движению руки художника.

Китайские кисти принято разделять на три типа в зависимости от качества использованного для их изготовления волоса животного. Кисти бывают мягкими, жесткими и средними.

Янг хао, или мягкие кисти, делают из волоса козы или из синтетического волокна. Они хороши для работы в свободной, широкой манере. Мягкие волоски кисти способны удерживать большое количество туши, воды или краски. Такие кисти лучше всего годятся для написания фона, создания ярких тонов и добавления цветовых пятен.

Ланг хао, или жесткие кисти, делают из барсучьего, оленьего или кроличьего волоса, конской или свиной щетины. Эти кисти хороши для того, чтобы писать ими тонкие линии или мелкие детали картины. Жесткие волоски удерживают лишь небольшое количество туши, воды или краски.

Хуан хао, или кисти средней жесткости, делают из смеси мягкого и жесткого волоса. Например, кисть может на 70% состоять из кроличьего и на 30% из козьего волоса или наоборот. Иногда мягкий и жесткий волос смешивают в пропорции 50 на 50%. Такими кистями очень легко и удобно писать, поскольку они позволяют проводить четкие, но вместе с тем легкие линии.

Тушь. Тушь и чернильный камень – это Второе и Четвертое Сокровище художника. Это материал, с помощью которого художник выражает на бумаге свои мысли.

Очень простым, но эффектным материалом для рисования является традиционная китайская тушь, или мо. Она не выцветает на солнце, а высохшая линия, проведенная такой тушью, не расплывается даже при попадании на нее влаги. До нас дошло множество рисунков и надписей, сделанных такой тушью сотни и тысячи лет тому назад, и все они отлично сохранились.

Тушь считается Вторым Сокровищем художника, потому что он ничего не может написать без нее. Тушь используют по-разному: ею можно нанести тон и проводить четкие тонкие линии.

Универсальность туши позволяет художнику рисовать с ее помощью что угодно, начиная от воздушного пейзажа и заканчивая тщательно проработанным оперением птицы. Китайскую тушь приготавливают, растирая палочку туши на чернильном камне.

Чернильный камень. Важно выбрать хороший чернильный камень. Лучшие в мире чернильные камни – это дуан, которые добывают в провинции Дуанси, на юге Китая, и ши, из округа Шекси. Это твердые камни с тонким зерном, плоские, с мелким углублением в середине, в котором и растирают палочки туши. Чернильные камни украшают резьбой или иероглифами, что помогает художнику обрести вдохновение перед работой. Чернильные камни часто украшают миниатюрными пейзажами, символическими изображениями, историческими сценками или фигурками фантастических животных. Лучшие чернильные камни сами по себе являются произведением искусства и потому очень высоко ценятся среди художников. Чернильный камень – это Четвертое Сокровище художника, поскольку, не имея сосуда для хранения драгоценной туши, художник был бы не способен создать свое произведение.

Краски. В китайской миниатюре различают два вида красок. Первый – это минеральный пигмент, второй – пигмент, полученный из растений. Оба могут быть в виде порошка или твёрдых кусочков.

Как правило, минеральные краски менее прозрачны, чем растительные, и образуют более плотное покрытие.

Профессиональные художники предпочитают традиционный способ смешивания красок, разводя их с водой и клеем для живописи, однако этот прием требует большого мастерства и опыта. Если добавить в смесь слишком много клея, краска становится тусклой и начинает прилипать к кисти, а если клея слишком мало, краска будет плохо держаться на бумаге.

Бумага. Бумага – это Третье Сокровище художника, материал, на котором он может выразитъ свои мысли и чувства.

На протяжении столетий китайские художники и каллиграфы писали не только на бумаге, но и на шелке, и все же их излюбленным материалом всегда оставалась бумага. В наши они можно найти целый ряд сортов бумаги, специально предназначенных для китайской миниатюры.

Чаше всего в китайской миниатюре используется бумага ксуань, которая ценится за прочность и способность хорошо впитывать влагу. Свое название эта бумага получила в честь города Ксуанчень в китайской провинции Ануй, где она производится. Бумага ксуань отличается мягкостью и белизной, а делают ее из древесной коры и рисовой соломы. На Западе эту бумагу чаше всего называют рисовой. Бумага ксуань выпускается трех типов: необработанная, проклеенная и полупроклеенная. Необработанная рисовая бумага быстро впитывает тушь и потому идеально подходит для художника, рисующего в свободной манере.

Проклеенная рисовая бумага не впитывает влагу и годится для изображения мелких деталей. Полупроклеенная рисовая бумага частично впитывает влагу, что позволяет сочетать в рисунке мягкие и жесткие линии, а также широко варьировать тона и прописывать тонкие детали. Разумеется, можно использовать и другие, по-своему интересные сорта, включая бумагу, сделанную из древесной коры, травы и шелка.

Наглядные примеры

Китайская живопись наполнена символами, и каждый из них играет огромную роль в композиции картины, которая должна выражать эмоции и мысли художника. Сочетание символов, философских мыслей и красивых штрихов рождает произведение искусства.

Бамбук. Бамбук – это пышное, крепкое, стройное вечнозеленое растение, способное пережить любую, даже самую холодную зиму. Бамбук в Китае считается символом прочности, энергии и жизненной силы, а также скромности, благородства, доброты. На протяжении тысячелетий бамбук воспевали китайские художники, поэты и каллиграфы, выражавшие с его помощью свои философские взгляды, мысли и эмоции.

Это первая работа в моей жизни, которую я нарисовала с помощью источника литературы [1].



Рис.1 – Работа с мольбертом над первой картиной



Рис.2 – Бамбук

Воробей. Очень любят китайские художники и воробьев – красивых, быстрых, никогда не унывающих птиц с сильными крыльями. Традиционно воробей в Китае символизирует чувственность.

Вторая моя работа, которую я нарисовала, были воробьи на веточках бамбука (рис.3).



Рис.3 – Работа с мольбертом над второй картиной



Рис.4 – Воробьи на бамбуке

В заключении я хотела бы отметить, что профессионально рисовать я не умею, и предоставленные мною работы были нарисованы под впечатлением книги, которая мне попала в руки – Китайская миниатюра тушью и акварелью. Я надеюсь, что моя работа тоже кого-то вдохновит открыть в себе талант художника.

Список литературы

  1. Чень Ян. Традиции и современность. Китайская миниатюра тушью и акварелью. Перевод с английского К.Молькова. Издательство «Кристина – новый век», 2006. – C. 7-76.

  2. Сервер Ф.А. Акварель для начинающих/Франсиско Асенсио Сервер; пер. с нем. О.Асписовой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – C. 5-57.


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе