ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ

Майдуков Г.Л.(ДонУГИ)
Донецкий национальный технический университет


Источник: материалы журнала "Уголь Украины", март, 2005


     Устойчивое развитие государства требует создания единой системы взаимоувязанных управленческих, экономических, социальных, природоохранных факторов, способных сформировать общественные отношении на базе доверия, партнерства, солидарности, консенсуса, этических ценностей, качественной жизненной среды и национальных источников духовности. Актуальность перехода Украины на условия устойчивого развития обусловлена обострением глобальных, национальных, региональных экологических и социальных проблем, которые не могут быть решены в разделах традиционных социально-экономических подходов.

     Для существенного снижения антропогенной и техногенной нагрузок на окружающую среду, прекращения процессов ее деградации необходимо коренным образом изменить практику ведения хозяйства, отказавшись от “нулевой” стоимости природных ресурсов. Это создаст финансовые предпосылки для сбалансированности социально-экономического развития. Критерием устойчивого развития общества в данном случае досажен стать не текущей прирост объемов производства, а потенциал его роста в условиях сохранения и перехода к ускоренному улучшению качественных показателей окружающей природной среды.

     В настоящее время экономическое развитие Украины сопровождается несбалансированной эксплуатацией природных ресурсов. Последствия экономической деятельности негативно влияют на окружающую среду. В результате возникают предпосылки для ухудшения перспектив поступательного развития из-за истощения ресурсного потенциала, увеличения расходов на защиту населения и территорий из-за необходимости ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и воссоздавать нарушенную природную среду.

     Остро стоит проблема адекватного отображения реальных экологических потерь общества и создания финансовой базы для природоохранной деятельности. Механизм взысканий за загрязнение окружающей природной среды не учитывает всех аспектов экономических и социальных потерь общества вследствие деструктивной хозяйственной деятельности, а размер экологических платежей не покрывает в полном объеме природоохранные потребности, что свидетельствует о недостаточной эффективности всей природоохранной системы.

     Водные ресурсы засушливого Донбасса требуют самостоятельного рассмотрения. По использованию водных ресурсов для нужд промышленности, сельского хозяйства и населения, а также по зарегулированности речного стока Украина занимает одно из первых мест среди европейских стран. Большинство проблем связано с последствиями деятельности, преимущественно ориентированной на максимальное использование полезных свойств водных объектов, в которые сбрасываются неочищенные воды в объемах около 1% суммарного среднегодового речного стока. Восстановительная способность, водных систем недостаточна для нейтрализации негативного влияния и сохранения нарушенного экологического равновесия. Стойкому загрязнению поверхностных вод содействует распаханность земель в зоне водозаборных территорий бассейнов малых и больших рек, что ускоряет водно-поверхностную миграцию загрязнителей, способствует водной эрозии и заиливанию речных систем.

     В рациональном использовании природно-ресурсного потенциала важное место принадлежит стабильному обеспечению государством создания предпосылок для перехода всех компонентов окружающей природной среды страны и отдельных ее регионов к гармоничному экологическому состоянию.

     Для водных объектов переход к экологически гармоничному состоянию можно обеспечить за счет: совершенствования систем гидрометеорологических наблюдений и прогнозирования (развитие сооружений и материальной базы постов учета и гидрометеостанций); урегулирования нормативно-правовой базы управления водными ресурсами; применение противоэрозионной защиты и эффективной охраны водных объектов от загрязнения сточными водами сельхозугодий.

     Кроме того, стратегия устойчивого развития предусматривает разработку и внедрение систем восстановления водных ресурсов на территориях, которые претерпели значительную техногенную нагрузку, бассейнового принципа управления этими ресурсами, прогрессивных технологий водообеспечения, водопользования и водоотведения, современных безопасных систем подготовки питьевой воды с применением экологически эффективных фильтрующих и адсорбирующих материалов и реагентов, очистки сточных вод, которые образовались при выпадении атмосферных осадков на территории промышленных предприятий.

     К их числу следует отнести также проблемы экологической сбалансированности производства. Например, разработку и внедрение: механизма согласования уровня допустимых выбросов и сбросов с темпами модернизации технологий и структурной перестройки в промышленности; экологически безопасных способов консервации промышленных объектов, которые подлежат закрытию; технологических схем использования минерализованных сточных и шахтных вод как дополнительного природного ресурса.

     Реализация стратегии устойчивого развития Украины предполагает системную работу во всей вертикали государственного управления научных учреждений, учебных заведений, общественных организаций и по своей сути является общенародным делом. Нами затронута лишь небольшая часть проблем, связанных с реализацией стратегии устойчивого развития в Украине. Из их числа следует выделить рациональное, экономически обоснованное использование невосстанавливаемых и эффективное воссоздание восстанавливаемых ресурсов, а как их важную составляющую - разработку и внедрение систем восстановления природных ресурсов на территориях, которые претерпели значительную техногенную и антропогенную нагрузку. К таким территориям в первую очередь относится Донбасс. Например, в Донецкой области сосредоточена пятая часть всего промышленного потенциала Украины. Постоянная удельная техногенная нагрузка здесь в 5—7 раз выше, чем в среднем по стране. В поверхностные водные объекты ежегодно сбрасывается 2,5 млн. т загрязняющих веществ.

     Экологические состояние водных объектов усугубляется еще и тем, что основной источник пополнения подземных вод - атмосферные осадки, а речные потоки формируются за счет сбросов шахтных и подземных вод, образующих гидросферу, когда они, мигрируя в водоносных слоях и по выработкам, под воздействием гидростатического напора устремляются в направлении самого низкого уровня. И если во всем мире подземные воды в реках составляют 30 % их общего объема, то в Донбассе, по-видимому, значительно больше. Нельзя недоооценивать и того, что подавляющая часть водоемов в гидрографической сети – это бывшие или действующие очистные сооружения шахт либо заброшенные карьеры.

     И еще один аргумент в пользу выделения использования шахтной воды в Донбассе в самостоятельную проблему. Это высокое затраты на эксплуатацию водоотливных установок. И хотя начисления на сброс шахтных вод в природные водоемы Украины за последние четыре года составили 18,4 % общей суммы экологических платежей, вместе с расходом на ремонт и эксплуатацию (в том числе спецводопользование и земельный налог), на охрану и рациональное использование водных ресурсов в Донецкой области затраты превышают 70 млн.грн., а по стране - вдвое больше. Таким образом, потребление, откачка и очистка воды в среднем (по укрупненным оценкам) обходятся 3—5 грн. на 1 м3.

     Водные ресурсы Донецкой области ограничены как из-за природных условий (климат, гидрография, гидрогеологические условия и т.д.) так и из-за высокой урбанизации и большого количества водоемких предприятий (прежде всего металлургии). Поэтому проблема водоснабжения. Несмотря на строительство водоканалов Северский Донец-Донбасс и Днепр-Донбасс, до конца не разрешена, и изыскание дополнительного водного ресурса в обозримом будущем остается актуальным. Между тем шахты выдают на поверхность свыше 300млн. м3 минерализованной воды, а находящиеся в режиме сухой консервации - еще 110 млн. м3. После очистки и обеззараживания вода поступает в гидрографическую сеть Азовского и Черного морей. Только небольшая ее часть непосредственно расходуется в рамках спецводопользования.

     Следует отметить, что государственная политика в сфере охраны природной среды в границах компетенции ведомств реализуется не в полной мере, а методическое руководство и контроль недостаточны.

     Это препятствует выполнению законов о природопользовании и охране окружающей среды.

     В соответствии с Законом Украины «Об общегосударственной программе развития водного хозяйства» в числе приоритетных направлений выполнения этапов ее реализации предусмотрено:
-рациональное и экологически безопасное использование сточных вод и привлечения к хозяйственному обороту шахтных вод путем внедрения новых технологий;
-создание систем проведения экологических экспертиз и экологического аудита;
-паспортизация водозаборных бассейнов речек;
-предупреждение деградации водохранилищ;
-восстановление и поддержание благоприятного режима водных объектов.

     Очистные сооружения угольных шахт являются объектами гидрологической системы Донецкой области, на которую распространяются прямо или косвенно все перечисленные требования.