ДонНТУ|
Портал магистров ДонНТУ ||
Об авторе
Нетреба Кристина Сергеевна
Факультет геотехнологий и управления производством
Специальность: Безопасность трудовой деятельности
История развития фортепиано
Фортепиано (тж. фортепьяно) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от _it. forte — «громко» и _it. piano — «тихо». К классу "ФОРТЕПИАНО" принадлежат два вида музыкальных инструментов: "РОЯЛЬ" (инструмент крыловидной формы, расположен горизонтально на 3-х ножках, его назначение - исполнение музыки в концертных залах, салонах, а также для обучения музыке) и "ПИАНИНО" (инструмент, располагаемый вертикально, из-за своих компактных размеров предназначен исключительно для домашнего музицирования и обучения музыке). Рояль более совершенен чем пианино, это связано с некоторыми его конструктивными особенностями, в результате которых у рояля мощный звук и точный клавишно-молоточковый механизм. Поэтому профессиональные музыканты отдают предпочтение ему, а не пианино.[4]
Рояли и пианино не всегда имели ту форму, к которой мы привыкли, путь к ней лежал через множество изменений, экспериментов и усовершенствований.
В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).[3]
Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускатьс наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихс нот. Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.[3]
Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752—1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 году Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано — в виде пирамиды, лиры, жирафа, — но они вскоре вышли из употребления.[1]
1998 год ознаменовался замечательной датой - фортепиано отмечало свое 300-летие. Этот год и последующий ЮНЕСКО предложило провести под знаком столь замечательного события. По многим городам мира фантастически красивыми «арпеджиато» (иного слова и не подберешь) прокатились выставки клавишных, на которых можно было не только расслушать голоса многих ранних инструментов, но и соприкоснуться с богатейшей, насыщенной событиями, историей фортепиано и его предшественников.[2]
Ссылки
http://www.krugosvet.ru/articles/17/1001746/1001746a1.htm
Фортепиано. Преимущества фортепиано перед его предшественниками. Развитие современного фортепиано.
http://musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm
Об изобретении фортепиано. История предшественников фортепиано клавикорда и клавесина. Изобретатели фотрепиано.
http://www.pianno.ru/
История создания фортепиано. Развитае музыкального инструмента во времени. Краткая история предшественников фортепиано.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фортепиано
Раскрытие понятия фортепиано. Разновидности, устройство инструмента.
ДонНТУ |
Портал магистров ДонНТУ ||
Об авторе