ПРОГРАММА-ТЕСТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кононенко А.В., Анохина И.Ю., Кононенко И.Н.

Донецкий национальный технический университет

Электронное издание. Региональная конференция «Компьютерный мониторинг и информационные технологии», 30-31.5.2005, ДНТУ

Современное  состояние науки и образования, обусловленное экономическими факторами, характеризуется повышением требований к качеству подготовки специалистов и определяет постоянный поиск новых методов и средств повышения эффективности образовательного процесса.

Сегодня любое современное образовательное учреждение активно использует новые информационные технологии в своем учебном процессе, которые изменяют не только саму образовательную деятельность, но и присущие ей средства и механизмы ее реализации.

Обучение подразумевает работу с информацией, в процессе которой информация превращается в знания, умения, навыки. Новые информационные технологии дают студентам больше возможностей доступа к информации по изучаемым курсам, однако только управление студентами в процессе получения знаний и контроль  за усвоением полученного материала минимизирует непроизводительные затраты времени на анализ всего информационного потока и усвоение полученной информации.

Процесс обучения предполагает обязательный контроль знаний, получаемых студентами. В целях автоматизации тестирования и создания возможности предварительной тренировки студентов перед сдачей теста была создана программа, которая  позволяет проводить тестирования без участия преподавателя, что гораздо удобнее. При условии, что студент не сдал тест, он может пересдать его заново, причем  тестирование может повторяться многократно до тех пор, пока тестируемый не получит удовлетворяющий его результат без лишних затрат времени преподавателя.

Программа создана на  языке программирования Delphi 6 т.к. этот язык позволяет создать оболочку, подобную используемой в Windows, к которой привыкли большинство пользователей персональных компьютеров, и занимает порядка 400Кб памяти.

Для этой программы, было необходимо сделать так, чтобы студент не смог прочитать тот файл, в котором были записаны вопросы и варианты ответов. Для этого я использовал свой метод зашифровки. Ее принцип действия таков, что из слова проверяется каждая буква и по ее позиции в библиотеке находится другая буква с таким же порядковым номером и вставляется вместо той, что была. Расшифровка действует также, только в обратном порядке.

   Было предусмотрено, что при нажатии на один вариант ответа все варианты блокируются, пока не будет нажата кнопка «следующий». Также было предусмотрено время, отведенное для проведения теста, при его окончании тест заканчивается, и выводится результат, в процентах.

   В программе предусмотрено создание различных файлов с вопросами, для того, чтобы можно было открывать различные файлы на различную тематику.

   В параметрах вводится пароль доступа который является неизменным : «34390». Он нужен для того чтобы студент не мог создавать и открывать файлы самостоятельно.

 

Программа содержит два пункта меню: Файл и Тест. В меню Файл можно выбрать пункты «Создать» для создания нового файла, содержащего вопросы и ответы, или пункт «Открыть» для открытия высвеченного файла и тестирования.  В меню «Тест» содержатся два пункта «Начать» для старта тестирования и «Параметры» для задания пароля и времени, отводимого под тестирование.

На рисунке 1 показан стартовый экран  программы.

Чтобы задать время тестирования и начать процесс, требуется в меню тест выбрать пункт «Параметры», после чего появится окно, ввода пароля и задания времени тестирования. Преподаватель вводит пароль и задает время, отводимое под тест. При вводе символов пароля, они отображаются в виде *****.

Чтобы студент не смог прочитать тот файл, в котором были записаны вопросы и варианты ответов, использован метод зашифровки. Ее принцип действия таков, что из слова проверяется каждая буква и по ее позиции в библиотеке находится другая буква с таким же порядковым номером и вставляется вместо той, что была. Расшифровка действует также, только в обратном порядке. В программу включен таймер, фиксирующий время тестирования.

После ввода правильного пароля (он нужен для того, чтобы студент не мог создавать и открывать файлы самостоятельно) следует выбрать команду меню Файлткрыть и выделить файл, содержащий вопросы и ответы. Меню Тестачать открывает окно с первым вопросом и списком возможных ответов.

При выборе  одного из вариантов  ответа, появляется оценка его правильности и все остальные варианты блокируются, т.е. нельзя вторично ответить на один и тот же вопрос. Переход к следующему вопросу возможен как при ответе на текущий, так и просто, пропуская этот вопрос, однако в программе учитывается количество вопросов, на которые не были получены ответы. Нажав на  кнопку «Следующий», вы переходите к другому вопросу.

Если получен неправильный ответ, то остальные вопросы заблокированы и  появляется сообщение, что ответ неверен.

При окончании времени, отведенного для проведения теста, он заканчивается, и выводится результат, в процентах.

Созданная программа и готова к применению. Чтобы установить ее на компьютер достаточно распаковать архив с дискеты в нужный каталог.

Созданный программный продукт позволит проверить уровень знания тестируемого путем контроля правильности ответов, данных за определенное время и оценить их степень правильности по любой дисциплине, теме или комплексу дисциплин.

Созданная программа и готова к применению. Чтобы установить ее на компьютер достаточно распаковать архив с дискеты в нужный каталог.Системные требования: свободного места на жестком диске: 310 kb, Windows.

Созданный программный продукт позволит проверить уровень знания тестируемого путем контроля правильности ответов, данных за определенное время и оценить их степень правильности по любой дисциплине, теме или комплексу дисциплин.

В качестве недостатков :

1.      Предусмотреть два рабочих режима:

·          Режим Тренажера (подготовка во время Самостоятельной работы студента);

·          Режим Контроля знаний

2.      Предпочтительнее случайное выпадание вопросов в тесте. В предлагаемом программе-тесте вопросы считываются в определенном порядке.