Термомеханическое упрочнение арматурного проката

Гунькин И.А.

Ссылка на источник: http://termist.com/


После выхода из последней клети II раскат I подают в линию ускоренного охлаждения III проходного типа. На движущийся в камере ускоренного охлаждения 2 раскат воздействует высокотурбулезированный поток охлаждающей воды. Благодаря высокой турбулентности потока, теплообмен между раскатом и охлаждающей водой отличается от классического теплообмена при закалке (отсутствуют фазы паровой подушки, пузырькового кипения и конвекции). Ряд специалистов (и автор - в их числе) считают, что при правильной организации потока в камере охлаждения теплопередачу от раската в охлаждающую воду можно рассматривать как частный случай поверхностных условий первого рода. В этом случае, в первом приближении, можно считать, что поверхность раската практически мгновенно охлаждается до температуры воды. После этого теплообмен в линии ускоренного охлаждения происходит при постоянной температуре поверхности раската. Несмотря на простоту (зачастую это - простая труба), камера охлаждения (см. поз. 2 на рис. 1) является основным рабочим узлом линии ускоренного охлаждения. Форсунка 1 и узел сброса отработанной воды (отсечка) 3 предназначены для обслуживания камеры охлаждения. Форсунка служит для подачи воды в камеру охлаждения, а отсечка - чтобы остановить охлаждающий поток, но при этом пропустить раскат. Входящий в линию ускоренного охлаждения раскат имеет практически равномерную по сечению температуру. Эту температуру принято называть температурой конца прокатки t°кп. После входа в линию ускоренного охлаждения максимальная скорость охлаждения будет наблюдаться на поверхности раската. Чем дальше от поверхности раската, тем скорость охлаждения будет ниже. Самая низкая скорость охлаждения будет в центре раската. В результате температура раската на выходе из линии ускоренного охлаждения будет неравномерной по сечению. Минимальная температура - на поверхности раската, максимальная - в центре. Поэтому говорить о температуре раската на выходе из линии ускоренного охлаждения как о какой-то скалярной величине нельзя. Можно говорить о распределении температуры по сечению раската, средней по сечению раската температуре или о температуре конца ускоренного охлаждения t°уо (последнюю еще называют температурой самоотпуска t°со). Ускоренное охлаждение проката в потоке стана не обязательно приводит к термомеханическому упрочнению. Эффект упрочнения начинается при достижении некоторой температуры начала термомеханического упрочнения. Для низкоуглеродистых и низколегированных марок стали, из которых, в основном, изготавливают арматурный прокат, эта температура лежит в районе 720 ? 740 °C. Если температура конца ускоренного охлаждения выше температуры начала термомеханического упрочнения, то увеличения значений предела текучести и временного сопротивления не наблюдается, либо оно незначительное. Фактическая температура конца ускоренного охлаждения, в зависимости от марки стали и требуемой степени упрочнения арматурного проката составляет 350 ? 650 °C. Для ненапрягаемого арматурного проката с минимальным гарантированным уровнем предела текучести 400 ? 500 Н/мм2 характерна температура конца ускоренного охлаждения 550 ? 650 °C. Для высокопрочного напрягаемого арматурного проката с гарантированным уровнем предела текучести в 1 000 Н/мм2 и выше температура конца ускоренного охлаждения составляет 350 ? 400 °C.