ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
КУЧЕРЕНКО К.П., ЯРУНИЧЕВА Д.Е., ст.гр. ЭНМ-08м
(ДонНТУ)
Рассмотрены
механизмы Киотского Протокола, обязательства стран,
подписавших документ; вклад Киотского Протокола в развитие экономики Украины.
Рассмотрена Программа Развития коммунальной теплоэнергетики Донецкой области,
проекты совместного внедрения в
соответствии с Киотским протоколом, целью которых
является приведение энергоэффективности теплового
хозяйства области в соответствие с европейскими нормами и сокращение выбросов
парниковых газов в атмосферу.
Киотский
протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997
года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об
изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной
экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012
годах по сравнению с 1990 годом. Первый период осуществления протокола начался
1 января 2008 и продлится пять лет, до 31 декабря 2012, после чего, как ожидается,
на смену ему придёт новое соглашение, предположительно достигнутое в декабре
2009 на конференции ООН в Копенгагене.
Киотский
протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды,
основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной
торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Основные
обязательства взяли на себя индустриальные страны: Евросоюз должен сократить
выбросы на 8 %, Япония и Канада — на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики—
в среднем на 8 %, Россия и Украина — сохранить
среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года. Развивающиеся
страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Ратифицировав Киотский
протокол, Украина получила возможность реализовать неиспользуемые ею квоты по выбросам парниковых газов в атмосферу на
общую сумму до 2,5 миллиарда долларов. На сегодняшний день более выгодным для
Украины является участие в совместных инвестиционных проектах, когда западные
компании модернизируют теплоснабжающие, коммунальные и энергетические
украинские предприятия в обмен на квоты в рамках Киотского
протокола.
Продажа части своей квоты предусматривает продажу
"излишков" тем странам, которые превышают уровень собственной квоты
выбросов. На сегодня основным "проблематичным" газом является , поэтому торговля именно квотами углекислого газа способна
принести наибольшую выгоду. По подсчетам экспертов, Украина, исходя из нынешних
показателей, сможет предложить на рынок квоту на 146 миллионов тонн углекислого
газа ежегодно, и является вторым по величине потенциальным продавцом (после России с 300
миллионами тонн). Цена на эти выбросы предусматривается на уровне 5-20 долларов
за тонну, а возможные доходы от продажи квот, по оценкам Немецкой
консультативной группы, составят от 740 миллионов до 2,9 миллиарда долларов.
Затраты Украины при ратификации протокола, по мнению ученых, ограничатся
затратами на создание и поддержание механизмов торговли на уровне 5-10
миллионов долларов.
В условиях мирового энергетического кризиса,
тотального роста цен на энергоресурсы и нестабильных отношений со
странами-экспортерами энергоносителей, вопросы внедрения энергосберегающих
мероприятий и использование альтернативных источников энергии возведены в ранг
государственных.
15 апреля 2004 года Донецкая область заключила договор
с Институтом промышленной экологии (г.Киев) на
разработку проекта, совместного внедрения в соответствии с Киотским
протоколом. Целью проекта является приведение энергоэффективности
теплового хозяйства области в соответствие с европейскими нормами и сокращение
выбросов парниковых газов в атмосферу путем внедрения современных
энергосберегающих технологий в сфере теплоснабжения в период 2004-2012гг.
Программа Развития коммунальной теплоэнергетики
Донецкой области разработана в соответствии с требованиями Закона Украины «О
государственных целевых программах» и
другими основополагающими документами.
Идя по пути решения основной задачи – максимального
снижения удельного потребления энергоресурсов, проектом предусмотрены следующие
энергосберегающие мероприятия :
- оптимизация схем теплоснабжения городов и
поселков Донецкой
области ( закрытие 57
низкоэффективных котельных);
- замена
морально и физически устаревших котлов
с КПД до 75%
на высокоэффективные котлы на 156 котельных области;
- реконструкция
тепловых сетей (138 км по каналу) с прокладкой
предварительно изолированных пенополиуретаном
трубопроводов ;
- внедрение
12-ти когенерационных
установок суммарной электрической
мощностью 7,3 МВт на 9
котельных в г.г. Славянске, Святогорске, Красном Лимане, Дружковке,
Краматорске и Ясиноватой и 5-ти КГУ суммарной мощностью 2,89 МВт на 4-х
котельных г.Донецка;
- внедрение
индивидуальных тепловых пунктов в количестве 200 ед.;
- внедрение
теплоутилизаторов за котлами средней мощности в количестве
174 ед.;
- внедрение
тепловых насосов с целью замещения природного газа в количестве 20 ед.;
- внедрение
частотно-регулируемых электроприводов на электродвигателях тяго-дутьевого оборудования котельных.
Закономерный результат внедрения энерго-
и ресурсосберегающих технологий и оборудования, предусмотренных Программой
реабилитации коммунальной теплоэнергетики Донецкой области является снижение
удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии. Снижение расхода
топлива на выработку тепловой энергии соответственно приводит к уменьшению
выбросов парниковых газов в атмосферу, что улучшает экологическую ситуацию в
регионе.
Донецкая область являясь
активным участником проекта совместного внедрения «Реконструкция системы
теплоснабжения Донецкой области»,
реализуемого в рамках Киотского договора, имеет обязательства по снижению выбросов в
атмосферу. В июне 2006 года была проведена международная валидация
проекта компанией TUV SUD (Германия), которая подтвердила
состоятельность проекта.
В октябре 2007 года компанией «Bureau Veritas certification Holding
SAS» проведена верификация внедренных мероприятий в
рамках проекта, которой подтверждено
снижение выбросов парниковых газов на
453,4 тыс. тонн в пересчете на .
В марте 2009 года
произведена верификация сокращения выбросов парниковых газов за 2008
год.
В результате внедрения проекта планируется экономия средств за счет снижения расхода топлива, за счет
использования электроэнергии собственного производства по себестоимости и за
счет поступлений от оплатной поставки единиц сокращения выбросов парниковых
газов на европейский рынок.
Вывод:
Выше приведенные данные доказывают, что использование механизмов Киотского Протокола способно внести значительный вклад в экономический рост Украины, что может быть достигнуто не только за счет роста прибыли от реализации квот, но и за счет привлечения дополнительного финансирования в проекты по техническому перевооружению и модернизации, повышению эффективности использования топлива и энергии в промышленных процессах и жилищно-коммунальном хозяйстве.