Введение
Эффективность общения
определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и
умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику,
жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык
невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык
позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает,
насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности
относятся друг к другу.
Не смотря на все старания не всегда удается
контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами.
Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение
то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться
понимать этот язык.
Все ораторские выразительные средства,
основанные на телодвижениях, такие, как поза, жестикуляция рук и
мимика, мы называем поведением при произнесении речи. Лучше всего,
когда поза спокойная, а жесты оратора свободны и упруги, а не небрежны
и вызывающи.
Естественное напряжение, в котором находится
оратор при произнесении речи, должно передаваться слушателям
непосредственно, с помощью языка телодвижений.
Хороший оратор не является ни непоседой, ни
соляным столбом. Когда слушатель видит перед собой метущуюся фигуру, у
него возникнет ощущение настоящего головокружения. Оратор также не
должен копировать часовых, неподвижно стоящих перед Букингемским
дворцом.
1. Мимика
Главным показателем чувств
говорящего является выражение лица. В особой степени в разговоре
участвуют глаза. В «Частной риторике» профессора русской и латинской
словесности Н. Кошанского (Санкт-Петербург, 1840) есть такие слова:
«Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах,
благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и
живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе...
Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с
стремлением воли, с выражением голоса».
Для каждого, участвующего в беседе, с одной
стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С
другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет
мимикой, насколько она выразительна.
Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза,
опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об
удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные
глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Тот, кто выступает с непроницаемым лицом игрока
в покер или окидывает окружающих затуманенным взором, едва ли завоюет
сердца слушателей, хотя бы он желал им поведать еще так много умного.
Еще меньшего успеха достигнет оратор, который примет вид, будто без
зонтика попал под сильный град.
Глаза тоже говорят. Оратор не должен равнодушно
глядеть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель
должен почувствовать, что его увидели. Иногда бросают взгляд даже на
отдельного слушателя, если заметно его особое участие. Этот контакт
глаз желательно укрепить. Беглого взгляда недостаточно. Нужно не забыть
ни одну группу слушателей, их медленно обводят взглядом и потом взгляд
то и дело направляют в задние ряды.
Иногда у оратора плохая привычка резко переводить взгляд с одной стороны зала на другую, как будто он наблюдает теннисный матч.
Мимика может быть серьезной или веселой, но она
всегда должна быть дружественной и никогда не нарушать меру. Никому не
хочется видеть маску застывшего смеха. Естественно, дружелюбно, любезно
— таков девиз.
В целом поведение во время произнесения речи
повышает ее выразительность и налаживает контакт со слушателями.
Основной тон связан с соответствующей ситуацией, но сдержан как в
физическом, так и в духовном отношении. Слушатель хочет не только
понять смысл слов, но и почувствовать человеческое общение. Если мы
охотно слушаем выдающихся ораторов, даже когда они, возможно, не
говорят ничего нового, то причина в том, что они обладают личным
обаянием благодаря дару речи и особенно увлекающей силе их глаз и
выразительности жестов.
2. Жестикуляция
О многом может сказать и
жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько
разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими
сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а
жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не
объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают
и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется
чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него
своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Этих дурных привычек легко избежать, если держать свой темперамент в
узде. Куда же деть руки? Лучше свободно положить их на кафедру, не
удерживая все время в одном и том же положении. Некоторые ораторы
потирают руки, как будто радуются тому, что одурачили делового партнера.
А теперь позитивное о жестикуляции: она может и
должна сопутствовать ходу мыслей. Жесты должны быть скупыми, только
тогда они действенны. Шаблонных фигур жестикуляции не существует.
Имеются, пожалуй, жесты приглашающие, отвергающие, повелительные,
вопросительные.
Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы
подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. С
жестами оратору нужно быть осмотрительным и стараться, чтобы они не
бросались в глаза; он не актер. Нервные и резкие движения вызывают
ощущение неловкости.
Обратите как-нибудь внимание вот на что: у
многих ораторов карманы брюк — как магнит для левой руки. Кажется, что
уверенность в себе внезапно усиливается, как только рука окажется в
кармане. Для публики это не лучшее зрелище. Также некрасиво засовывать
пальцы в проймы жилета, как будто идет болтовня с соседом через ограду
сада. Август Бебель осуждал эту дурную привычку у такого выдающегося
оратора, как Лассаль. Если уж есть потребность спрятать свои руки, то в
качестве убежища для них используйте карманы пиджака, как это
практиковал на высшем уровне американский президент Кеннеди.
На возможное несоответствие между словом и
жестом обратил внимание английский исследователь поведения Десмонд
Моррис: «Если политик пальцем прокалывает воздух в то время, когда он
говорит о мирном сосуществовании, то нам следует верить движению его
руки, а не тому, что он говорит».
Можно быстро отвыкнуть от плохих привычек.
Многие часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и
надевают очки или поглаживают воображаемую бороду. Нужно только сказать
себе об этом, а потом контролировать себя. Многие во время доклада
ходят, заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по
тюремному двору. Нередко ораторы издают чмокающие звуки, как будто они
попутно едят вкусный компот.
Вот что говорил о жестикуляции Карнеги: Девять
десятых того, что было написано о жестикуляции, никому не нужно и не
стоят даже той хорошей белой бумаги и хорошей типографской краски,
которую на них потратили. Любой жест, позаимствованный из книги, будет,
скорее всего, выглядеть именно как позаимствованный. Жест должен
исходить от вас лично, из вашего сердца, сознания, диктоваться вашим
интересом к проблеме, вашим желанием побудить других людей понять вашу
точку зрения, вашими импульсами. Единственные стоящие жесты - это те,
которые родились импровизированно, во время выступления. Унция
непосредственности дороже тонны разных правил.
Жест нельзя выбрать по желанию, это не все
равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение внутреннего
состояния, такое же, как поцелуи, колики, смех и морская болезнь. Жесты
человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными. А так как
все люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут непохожими,
если только они будут вести себя естественно.
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»
Не случайно, что в различных риториках, начиная
с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.
Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве
также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах
лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться
осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и
быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению
данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном,
удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие
движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».
Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение
жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами
усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию
речи. В то же время не все жесты производят благоприятное впечатление.
Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает
кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет
какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.
Механические жесты отвлекают внимание слушателя
от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают
результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в
себе.
В зависимости от назначения жесты
подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные,
изобразительные и символические.
Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что
каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств
оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.
Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает
речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых
руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты.
Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ,
языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления
благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину
кривить, плечами подергивать», «благопристойность воспрещает
театральные кривлянья».
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена
и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны,
эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись
без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному
проявлении своих чувств, жесты несвойственны.
Лучшим жестом считается тот, которого не
замечают, который органически сливается со словом и усиливает его
воздействие на слушателей.
|