ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ ||
Материалы по теме выпускной работы: Об авторе |Реферат | Библиотека | Ссылки | | Отчет о поиске
Магистр ДонНТУ Остапчук Ольга Николаевна

Остапчук Ольга Николаевна

Физико-металлургический факультет

Кафедра промышленной теплоэнергетики

Специальность: Теплоэнергетика



В этом разделе я бы хотела представить материал, подготовленый к докладу по предмету "Ораторское искусство и психология общения". Думаю, что он будет очень полезен, особенно начинающим магистрам, да и вообще всем студентам, так как содержит полезные советы о правильном выступлении перед аудиторией. Многим студентам приходилось (или еще предстоит) выступать на конференциях с докладами, освещать свои статьи или даже просто рассказывать реферат перед своей группой. Все знают, что это не так-то и легко - выступать перед большим количеством людей, сосредоточившим взгляды на Вас. Если бы я исследовала эту тему на младших курсах, мне бы это очень пригодилось тогда. Может для кого-то выступление перед публикой - не проблема, но все-таки большинство студентов, особенно первокурсников, не имеют опыта в этом деле. Так что рекомендую прочесть изложенный далее материал, чтобы добавить к своим достоинствам умение выступать перед аудиторией или вообще стать признанным оратором.


"Поэтом рождаются, а оратором становятся" С.Цицерон

Содержание
Введение
1 Как преодолеть страх
2 Оратор
2.1 Мимика и жесты
2.2 Внешность, манеры и поза оратора
2.3 Технические параметры речи
3 Оратор и аудитория
3.1 Воздействие оратора на аудиторию
3.2 Взаимодействие оратора с аудиторией
Вывод
Перечень ссылок

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни, когда жизнь так стремительна и многообразна, когда приходиться общаться с множеством людей, умение правильно строить свою речь очень важно. Особенно сложно это делать, выступая перед аудиторией. Но в этом может помочь риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Потребность в риторике возникла давно, с тех самых пор, когда возникла необходимость убеждать одновременно большое количество человек. И за все время существования она накапливала в себе опыт ораторов, в котором выявлялись закономерности, правила подготовки и произнесения публичной речи.

Как когда-то сказал Цицерон «Поэтом рождаются, а оратором становятся». Для нас, студентов, это актуально и изучение риторики очень полезно. Думаю, всем хоть раз в жизни приходилось участвовать в какой-нибудь конференции и освещать свою статью или доклад. Не по себе как-то становилось, стоя перед большой аудиторией и выдерживая на себе огромное количество внимательных взглядов, не так ли? Надо начинать говорить, а голос не слушается, дрожит, и нервничаешь из-за этого еще больше. Вот и попадаешь в замкнутый круг, когда уже думаешь, как бы совладать с собой, а не о теме выступления.

Конечно, так происходит не у каждого студента – у некоторых хорошее самообладание от природы. Но все же, первому, чему учится студент в своем ораторском мастерстве – укрощению своих нервов. Риторика и в этом может помочь, давая очень ценные советы. Знаете, жаль, что этот предмет мы изучаем лишь на пятом курсе, когда уже имеем некоторый опыт, основанный на наших ошибках. Второе, на что должен обращать внимание оратор, это его тело и как оно ведет себя во время выступления. Да, да, «тело ведет себя», ведь если человек во время выступления поглощен своим докладом, то не контролирует свои жесты и мимику, которые могут и не согласовываться с тем, о чем он говорит. Поэтому внешний вид оратора, мимика, звучность и тембр голоса, артикуляция и тому подобное, занимают важное место в формировании образа оратора.

Конечно, не подумайте, что смысл речи говорящего остается на последнем месте. Вовсе нет. Просто первое, что оценивают люди – это внешность человека, пока он не начал говорить. Важно чт? мы говорим и насколько освещаемая тема затрагивает интересы слушателей. Для того чтобы заинтересовать аудиторию, риторика предлагает множество способов – все они зависят от конкретного случая. Но общие закономерности все-таки выделить можно, о чем будет изложено в одном из разделов данного реферата.

1 КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ

В книге Ника Моргана «Ораторское искусство» есть занимательная история о некоем Чаке, который тратил невероятно много энергии, чтобы уклониться от публичных выступлений. Он лгал, находил какой-нибудь предлог в последнюю минуту, даже уезжал – и все это, чтобы избежать традиционного брифинга или отчета о состоянии дел. Это – фобия публичных выступлений. Хотя и с ней можно совладать, применив специальную программу: вы начинаете с выступления перед неодушевленным объектом, затем постепенно переходите к общению с реальным человеком, и наконец, выступаете перед аудиторией. Существуют инструкторы и психологи, которые являются специалистами по работе с такого рода фобиями. Если у вас все не настолько серьезно, то вы ничем не отличаетесь от большинства людей. Вы испытываете волнение, и его уровень может меняться в зависимости от ситуации, количества слушателей, от того, как вы подготовлены и тому подобных вещей. Далее поговорим о том, как минимизировать это напряжение.

Все начинается с дыхания. С дыхания животом. Если вы взволнованны, вы начинаете дышать поверхностно. К сожалению, для большинства поверхностное дыхание является симптомом волнения. Таким образом, мы попадаем в порочный круг, который ведет нас к нарастающей панике. А все потому, что нам необходимо дышать, чтобы жить. Более того, большинство из нас дышит неправильно, втягивая живот и поднимая плечи на вдохе и совершая противоположные телодвижения на выдохе. Между тем следует делать все наоборот. Вы должны использовать диафрагмальные мышцы, которые поддерживают вашу грудную клетку, чтобы расширить легкие, когда вы вдыхаете, и сократить мышцы диафрагмы, одновременно втягивая живот, на выдохе.

Для тех, чьё волнение можно назвать умеренным, постоянный зрительный контакт со слушателями продолжительностью в несколько секунд является допустимым и полезным. Не "сканируйте" аудиторию и не "обстреливайте" слушателей взглядами – вы рискуете показаться преступником, который скрывается от преследования. Ну а если вы по-настоящему боитесь публичных выступлений, вам лучше вообще отказаться от визуального контакта с аудиторией. Пока вы не почувствуете себя более комфортно, вам, возможно, стоит «притвориться», что слушателей в зале нет, а вы просто произносите речь для самого себя. Тогда лучше смотрите в середину зала, поверх голов ваших слушателей или опустите голову и смотрите в свои записи. Разумеется, этот подход не является оптимальным, это просто тактика выживания.

Еще одним прием, позволяющий совладать со своими нервами, состоит в том, что вы полностью фокусируетесь на одном из слушателей. Вы смотрите на него, фиксируя каждую деталь его облика. При этом скажите самому себе: «Этот человек вовсе не ужасен. Я с легкостью могу сказать ему все, что я должен сказать». Если вы проделаете это с достаточной концентрацией, вы забудете о вашем волнении и сможете вступить в подлинный контакт с аудиторией. Ваши слушатели покажутся вам хорошими знакомыми, когда вы заговорите с ними. Вы можете пойти еще дальше в использовании этой техники, если у вас будет шанс просто пообщаться с аудиторией перед началом вашего выступления. Познакомьтесь с ними. Как правило, мы чувствуем себя увереннее с теми, кого знаем, нежели с незнакомцами.

И последний совет. Когда перед выступлением вы чувствуете, как нарастает адреналин, не останавливайтесь на мысли о том, что вы нервничаете, а думайте: «Я взволнован, я в предвкушении того, что последует. Моя энергия нарастает. Я всем им покажу».

2 ОРАТОР

2.1 Мимика и жесты

Оратор как субъект восприятия представляет собой единство разума, чувства и воли. Эти три компонента включаются в понятие эстетической выразительности речи. Конечно, главное внимание обращается на содержание речи, но не стоит забывать об эмоционально-чувственной сфере. На неё оказывают влияние кинесические средства, способствующие установлению невербальных контактов в общении. (Кинесика - наука, изучающая всю совокупность телодвижений).

Немаловажное значение для эмоционального воздействия оратора на аудиторию имеет проблема владения своим лицом, по которому можно судить об эмоциональных переживаниях человека.

Экспрессии лица – это отражение эмоциональных переживаний. По ним можно судить о том, как человек относится к реальной действительности. Знание системы экспрессии дает оратору эффективный инструмент, с помощью которого можно изменять свое эмоциональное состояние. Если намеренно создать на своем лице, скажем, экспрессию радости, то через некоторое время (10-15 минут) мы действительно начнем радоваться, если печали – печалиться и т.д. А это значит, что оратор становится обладателем методики, которая дает ему возможность сознательно управлять арсеналом своих эмоций.

Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице, включает в себя удивление, страх, отвращение, радость и печаль. Для оратора очень важно научиться управлять ими в ходе своего выступления.

Удивление – контролируемая эмоция. Она заметно сдерживается говорящим, но, тем не менее, проявляется. Говорящий должен знать, что если он и не желает реагировать на какую-либо информацию или ситуацию, то непроизвольное удивление может подвести его. Слушатели неосознанно делают вывод о том, что говорящий что-то скрывает, что он не совсем искренен.

Страх – не очень частый гость и проявляется в исключительных случаях.

Отвращение возникает как реакция на вопрос или неприятную критику. Говорящие должны быть бдительны по отношению к тому, чтобы не допустить такую реакцию, так как слушающие улавливают ее мгновенно. Результат ясен: недоверие к выступающему.

Радость – переживается как ощущение приятного. У лиц с эгоистической направленностью эта эмоция проявляется в момент осознания своей значимости. Радость формирует на лице улыбку и это положительно воздействует на аудиторию. Однако следует помнить, что улыбка бывает искренняя и деланная. Люди всегда распознают неискреннюю улыбку, и это отрицательно сказывается на их отношении к говорящему.

Однако сила внутренней убежденности оратора выражается во взгляде. Опытные ораторы советуют обращать свой взгляд на нескольких слушателей. Если перед оратором большая группа, то слушателей необходимо выбрать в разных частях аудитории. Иначе существует опасность потерять поддержку в какой-то части аудитории. Обращаться к сидящим впереди слушателям следует взглядом, который предназначен для друзей. Он не должен быть невыразительным, стеклянным. Переходя взглядом от одного слушателя к другому, нужно поворачивать и голову. Не следует смотреть на кого-либо искоса: такой взгляд воспринимается как скользкий, не заслуживающий доверия.

Все движения души соответствуют движения тела, но движения не сценические, воспроизводящие каждое слово, а иные, поясняющие общее содержание мыслей.

Жесты как средство передачи мысли возникли давно, гораздо раньше слова и являются важным инструментом человеческого общения. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей. Действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты, но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов – тоже жест.

Начинающему оратору сначала необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления, а затем заняться работой над жестами. Часто во время выступления возникает естественное желание сделать жест и его подавлять не стоит. Но если это не так, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Можно потренироваться, развить подвижность мышц и тогда, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Часто жесты делят на описательные, указующие, подражательные и жесты для выражения душевных движений. Последние наиболее употребительны. Напряженность, длительность, размах рук подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и т.д.

Однако жесты должны быть уместны. Кузнецов И.Н. в своей книге «Бизнес-риторика» советует придерживаться следующих правил жестикуляции:

2.2 Внешность, манеры и поза оратора

Начинающему оратору следует знать, что настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.

Вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Всего лишь не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать то, о чем вы говорите.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт. На этот счет есть несколько советов:

Большое значение имеет поза оратора. Ее необходимо выработать. Упражняйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появиться привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на 15-20 сантиметров в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор не одинаков на обе ноги и, по крайней мере, в наиболее выразительных местах речи делается более на носок чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Таким образом, контролируя себя в мимике, позе и жестах, обладая достаточным набором манер, мы делаем первый шаг к завоеванию внимания публики. Следующее, что необходимо учитывать при выступлении – это ваш голос и психологическое воздействие на слушателей.

2.3 Технические параметры речи

Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще.

Существует пять элементов голоса:

  1. звучность;
  2. темп;
  3. пауза;
  4. тембр;
  5. артикуляция (вместе с произношением).

Звучность голоса дает оратору возможность донести речь до всей аудитории. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам выражается в настойчивых восклицаниях: «Громче!».

Психологической основой полноты звука является уверенность в себе и подъем. Голос – второстепенный механизм. В нем не будет мощного выразительного тона, если вы не уверены в себе и стоите на ногах ни жив, ни мертв. Физической основой звучности является глубокое, частое и контролируемое дыхание.

Если во время речи полное и глубокое дыхание не налаживается, поищите причину. Возможно, из-за недостатка упражнений диафрагма «не разработана» или запущена. А может быть, вследствие смущения у вас настолько напряжены мышцы, связанные с дыханием, что они мешают делать полный и глубокий вдох.

Частое дыхание. Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу, никоим образом не длинную. Учитывайте, что дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха. Многие ораторы обладают глубоким и довольно частым дыханием, и, тем не менее, с подачей звука у них не все благополучно. В большинстве случаев причина кроется в пассивном дыхании: в неумении достаточно использовать мускулатуру дыхания. Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталкивать из легких. Но выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы и в соответствии со значением произносимых слов. Контроль дыхания включает также и его задержку или экономию. Против несдержанного дыхания имеется одно средство – обдуманная, спокойная, уверенная манера держать себя.

Если вам мешают застенчивость и недостаточность дыхания, необходимо практиковаться в глубоком, замедленном дыхании во время репетиции речей. Минутка свободного и глубокого дыхания перед речью и частые паузы для передышки во время выступления также окажут полезное влияние. В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, а также интервалы и длительность пауз. Скорость речи разнообразна в зависимости от особенностей самого оратора и характера содержания речи. Торопливость речи, вызываемая робостью, – один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь показывает полное безразличие оратора к аудитории. Возбужденная речь часто бывает обусловлена похвальным рвением и увлечением выступающего. Но оратор должен понять, что выразительность и скорость речи – разные вещи. Необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее содержательные мысли. Вялая речь – порок флегматичных и ленивых людей. Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они не догадываются, что слушатель уже теряет способность следить за ними прежде, чем они доберутся до конца фразы. Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше.

Длительность звучания, как составляющая темпа, отражает не только относительное значение слов в фразе, но и глубину переживания. Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам большую выразительность, часто неправильно выделяют слова, которые должны быть сказаны без нажима.

Пауза, в свою очередь, при правильном применении всегда желательна, так как полезна во многих отношениях. Она облегчает дыхание, дает возможность оратору сосредоточиться, а слушателям лучше понять услышанное. Вы должны чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом. Но можно перестараться, и тогда излишняя выразительность придаст звучанию речи искусственный характер. Окраска звука должна отражать подлинное чувство.

3 ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

3.1 Воздействие оратора на аудиторию

Итак, вооружившись наставлениями как управлять собой во время выступления, подготовив заранее речь, вы выходите к аудитории. Вы начинаете свою речь и после нескольких минут замечаете, что интерес аудитории уменьшается, некоторые занимаются своими делами, не обращая внимания на вас. И тут возникает вопрос – что же сделать, чтобы заинтересовать аудиторию?

Дейл Карнеги на этот случай рекомендует несколько простых правил.

  1. Говорите на одном языке со слушателями.
    Слушателям интересно, когда выступление оратора затрагивает их проблемы. Подобная увязка материала с самым интересным для слушателей – с ними самими – обеспечит внимание и послужит гарантией, что линии коммуникации не прервутся. Обязательно спрашивайте себя, каким образом ваш материал поможет людям из зала в решении их проблем, в достижении их целей. Затем покажите им это, и их внимание всецело в ваших руках. Этот метод еще называют персонализацией. Ораторы, не учитывающие природный эгоцентризм слушателей, могут обнаружить перед собой аудиторию, выказывающую признаки нетерпения.
  2. Хвалите искренне и честно.
    Аудитория состоит из индивидов, и реагирует как индивид. Покритикуйте людей открыто, и им это не понравится. Выразите признательность за что-то, сделанное ими, и заслуживающее похвалы, и сердца их будут открыты для вас. Выражаясь словами великого оратора Чонси Депью, вам нужно «сказать им нечто о них самих, что, как предполагается, вы не можете знать». Непременно будьте искренним на все сто процентов. Неискренние слова иногда могут обмануть одного человека, но никогда не обманут аудиторию. Если вы не можете выразить похвалу искренне, лучше помолчите.
  3. Представьтесь аудитории.
    Как можно раньше, лучше всего в первых словах, произнесенных вами, укажите ваше непосредственное отношение к группе людей, к которым вы обращаетесь. Если вам оказана честь выступить, так и скажите. Еще один способ наладить контакт с аудиторией состоит в назывании имен людей, сидящих в аудитории. Но знайте, что если вы намерены в своей речи называть имена незнакомых людей, которые вы разузнали в связи с выступлением, произносите их правильно, без искажений; имейте совершенно четкое представление, зачем вы эти имена используете; называйте их только в положительном контексте; будьте умеренными в использовании этого приема.
    В число методов, помогающих стимулировать внимание аудитории, входит использование местоимения «вы». Искусно используя слово «вы», и таким образом вовлекая в картинку своих слушателей, оратор может поддержать их внимание. Однако бывают моменты, когда местоимение «вы» становиться опасным. Так бывает, когда складывается впечатление, будто мы обращаемся к аудитории свысока, либо читаем ей лекцию. В подобных случаях будет лучше сказать «мы» вместо «вы».
  4. Сделайте слушателей своими партнерами.
    Сознавая свою принадлежность к целому, люди из аудитории моментально замечают, когда кто-либо из «своих» вовлекается оратором в действие. Если, как утверждают многие ораторы, и существует стена между человеком на трибуне и публикой в зале, то участие зрителей с места разрушает эту стену. Перси Х.Уитинг сказал: «…Речь – не декламация. Ее задача – вызвать реакцию слушателей, чтобы сделать из аудитории партнера по общему делу». Если вы прибегаете к участию зрителей, то вы даете слушателям права партнерства.
  5. Преуменьшим свои достоинства.
    Конечно, искренность в отношениях между оратором и аудиторией незаменима. Однако у аудитории быстро складывается свое мнение об ораторе, полагающем, что он выше их по интеллекту или по общественному положению. И наоборот, одним из лучших способов привлечь симпатии аудитории будет преуменьшение своих достоинств. Отметив свои слабости и показав при этом желание сделать все, что в ваших силах, вы всегда вызовете симпатию и уважение аудитории. Запомните, публика любит покладистых, и не любит позеров и эгоистов.

Итак, вы подошли к концу своего выступления. Как его следует закончить? Это не должно быть просто резюме всего сказанного, не подойдет и прием «вопрос-ответ». Исследования показали, что лучше всего мы запоминаем то, что испытываем в последний момент. Поэтому для успеха речи ее заключительная часть должна быть мощной. Общепризнано, что в заключение мы «говорим о том, что уже было сказано». На практике многие публичные выступления заканчиваются «вопросами – ответами». Повторение сказанного может подкрепить новую информацию, но большая часть аудитории, когда слышит краткое изложение пройденного, сразу отключается. Что касается опроса «вопрос – ответ», то это также неудачный способ для завершения. Это неуправляемый формат. Вы не можете его контролировать.

Поэтому для удачного завершения оставьте часть вашей речи на закуску, самую лучшую часть. Пусть это будет призыв к действию, или расскажите самую лучшую свою историю, побуждающую к деятельности. Затем покиньте аудиторию, пока глаза слушателей еще будут устремлены на вас. И не забудьте поблагодарить слушателей. Это единственный способ показать, что ваша речь окончена.

3.2 Взаимодействие оратора с аудиторией

Оратору важно знать реакцию аудитории на его выступление. Успех оратора, как известно, среди всего прочего обусловлен его способностью «быть с аудиторией», отслеживать язык «телесного» поведения слушателей в процессе выступления и соответственно реагировать. Так достигаются динамичность выступления и внимание к аудитории.

Как правило, на интуитивном уровне мы адекватно оцениваем значение тех или иных телодвижений. Стоит, однако, научиться осознанному пониманию языка телодвижений, тогда мы сможем точнее понимать реакцию различных групп аудитории и быстрее улавливать смену настроений в аудитории, не полагаясь во всем на наше интуитивное бессознательное.

Ник Морган за семнадцать лет работы в сфере публичных выступлений и риторики разработал классификацию телесного поведения. Важно помнить, что движения тела многозначны: например, если кто-то скрещивает руки, это происходит по целому ряду причин, среди которых только некоторые значимы для вас. Классификация включает пять непрерывных классов, которые суммируют самые разнообразные реакции слушателей. Вам не нужно фиксировать все пять классов одновременно – сама ситуация вам подскажет, какие классы являются наиболее важными.

«Открытые – закрытые» знаки. Они выражают уровень восприимчивости вашей аудитории. Знаками открытости можно назвать кивок головой, улыбку и другие жесты и мимику, выражающие внимание. Обычно слушатели, если они открыты для восприятия, сидят так, чтобы смотреть на вас. Знаками закрытого поведения можно считать такие, когда слушатель сидит, отвернувшись от вас, отводит взгляд в сторону, его руки скрещены, он бормочет что-то своим соседям, замечания носят отрицательный характер, лицо хмурое, он покачивает головой. Открытое поведение с вашей стороны повысит вероятность открытого поведения вашей аудитории, но важно и то, понравится ли аудитории ваша информация.

Знаки «власти – подчинения». Они помогают определить иерархию взаимоотношений в аудитории. В целом люди, склонные к доминированию, стремятся занять позицию превосходства по отношению к тем, кого они считают не столь влиятельными. Они могут не принимать участия в обсуждениях, сидят, положив руки за голову или откинувшись на спинку стула, скрестив руки, переводя взгляд из стороны в сторону. Таким образом, лидеры или фигуры чуть меньшего масштаба «информируют» нас об уклонении от участия в разговоре, предоставив это делать остальным участникам. Это может быть знаком доверия, подтверждения того, что идет все хорошо, или, наоборот, что человек потерял интерес к происходящему, или и то и другое вместе.

Знаки «участия – неучастия» определяют реакцию слушателя на оратора. Если вся аудитория не участвует в обсуждении – это мощный сигнал, указывающий на то, что попытки оратора привлечь внимание слушателей в конечном счете оказались безуспешными. Нарастает неловкость, зрительный контакт минимален, плечи слушателей повернуты в сторону от оратора. Ключевое слово здесь – «в конечном счете», однако можно было заметить и более ранние признаки отсутствия внимания, и на этой стадии ситуацию можно было спасти. Наблюдайте за выражением лиц сидящих перед вами; попытайтесь легким кивком обратиться к некоторым из них, чтобы увидеть, ответят ли они вам тем же. Приблизьтесь к одному-двум слушателям в разных концах аудитории; если они не отвечают с готовностью на ваш контакт, пора что-то менять. Задайте несколько вопросов аудитории или предложите им что-то новое.

Выравнивание «положительных – отрицательных» знаков. Позитивно настроенные слушатели будут неосознанно подражать вашему поведению; негативно настроенные – делать противоположное. Формируйте позитивное поведение, идя на контакт с такими слушателями, обмениваясь с ними короткими замечаниями. Вы можете или проигнорировать таких слушателей (если их немного), или обратить на них свое внимание, вовлекая в диалог, во время которого вы даете слушателям шанс поспорить и высказать свою точку зрения. Такая линия поведения не рекомендована неопытным ораторам, испытывающим беспокойство; таким ораторам лучше придерживаться своих записей и не рисковать импровизациями с оппозицией.

Знаки выражения «лояльности – нелояльности» помогают определить глубину реакции. Суммируйте все сигналы, и вы сможете определит лояльность большинства или отдельных слушателей к вашему докладу. Люди, проявляющие лояльность, обычно пытаются сократить расстояние между вами или пожать вам руку, придвигаясь поближе к вам, или, сидя на стульях, слегка наклониться в вашу сторону. И наоборот, те, кто нелоялен, демонстрирую нейтральную позицию или противостояние. Когда вы видите, что ваша аудитория выражает лояльность по отношению к вам, пора переходить к заключительной части речи. Аудитория полностью в ваших руках, пора воспользоваться моментом.

ВЫВОД

Как оказалось, за один день стать оратором невозможно. Необходимо кое-что знать и еще потренироваться эти знания применять. Так что опыт в этом деле, как впрочем, и во всех других, очень важен. Настоящий оратор должен уметь правильно себя поставить, контролировать свои движения во время выступления. Он также должен быть наблюдательным, чтобы суметь определить и правильно интерпретировать реакцию слушателей на его речь и на него самого. Для этого уже необходимо кроме риторики, обладать некоторыми знаниями по психологии, философии и социальным наукам. Однако, если учесть все, о чем было написано в этом реферате, немного потренироваться, то даже первое выступление как настоящего оратора может пройти на «ура». Так что все в ваших руках, начинающие ораторы!

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  1. Ник Морган. Ораторское искусство/ Ник Морган; [Пер. с англ.: Н.Г.Владимирова, Я.А.Лев]. – М.: ООО «Вершина», 2005.
  2. Кузнецов И.Н. Бизнес – риторика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  3. Дейл Карнеги. Как овладеть навыками ораторского мастерства. Практическая психология. Изд-во «Панпринт» при спонсорской поддержке ОСТ-ВЕСТ ХАНДЕЛЬСБАНКА: Москва – Минск – Франкфурт-на-Майне, 1997.
    ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ ||
    Материалы по теме выпускной работы: Об авторе |Реферат | Библиотека | Ссылки | | Отчет о поиске