В данном разделе я бы хотела изложить материал, который готовила к докладу по предмету "Ораторское искусство и психология общения", по теме:"Риторика. Литературное наследие Элия Аристида."Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.Поэтому я предлагаю рассмотреть научную дисциплину - риторику , изучающую закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Содержание
Введение
1 Риторика
1.1 Предмет риторики
1.2 Задачи риторики
2.3 Литературное наследие Элия Аристида
Вывод
Перечень ссылок
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, за¬нимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопо¬ставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жан¬рам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политиче¬ской жизнью, социальным строем, уровнем образовани людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
В книге Ника Моргана «Ораторское искусство» есть занимательная история о некоем Чаке, который тратил невероятно много энергии, чтобы уклониться от публичных выступлений. Он лгал, находил какой-нибудь предлог в последнюю минуту, даже уезжал – и все это, чтобы избежать традиционного брифинга или отчета о состоянии дел. Это – фобия публичных выступлений. Хотя и с ней можно совладать, применив специальную программу: вы начинаете с выступления перед неодушевленным объектом, затем постепенно переходите к общению с реальным человеком, и наконец, выступаете перед аудиторией. Существуют инструкторы и психологи, которые являются специалистами по работе с такого рода фобиями. Если у вас все не настолько серьезно, то вы ничем не отличаетесь от большинства людей. Вы испытываете волнение, и его уровень может меняться в зависимости от ситуации, количества слушателей, от того, как вы подготовлены и тому подобных вещей. Далее поговорим о том, как минимизировать это напряжение.
Все начинается с дыхания. С дыхания животом. Если вы взволнованны, вы начинаете дышать поверхностно. К сожалению, для большинства поверхностное дыхание является симптомом волнения. Таким образом, мы попадаем в порочный круг, который ведет нас к нарастающей панике. А все потому, что нам необходимо дышать, чтобы жить. Более того, большинство из нас дышит неправильно, втягивая живот и поднимая плечи на вдохе и совершая противоположные телодвижения на выдохе. Между тем следует делать все наоборот. Вы должны использовать диафрагмальные мышцы, которые поддерживают вашу грудную клетку, чтобы расширить легкие, когда вы вдыхаете, и сократить мышцы диафрагмы, одновременно втягивая живот, на выдохе.
Для тех, чьё волнение можно назвать умеренным, постоянный зрительный контакт со слушателями продолжительностью в несколько секунд является допустимым и полезным. Не "сканируйте" аудиторию и не "обстреливайте" слушателей взглядами – вы рискуете показаться преступником, который скрывается от преследования. Ну а если вы по-настоящему боитесь публичных выступлений, вам лучше вообще отказаться от визуального контакта с аудиторией. Пока вы не почувствуете себя более комфортно, вам, возможно, стоит «притвориться», что слушателей в зале нет, а вы просто произносите речь для самого себя. Тогда лучше смотрите в середину зала, поверх голов ваших слушателей или опустите голову и смотрите в свои записи. Разумеется, этот подход не является оптимальным, это просто тактика выживания.
Еще одним прием, позволяющий совладать со своими нервами, состоит в том, что вы полностью фокусируетесь на одном из слушателей. Вы смотрите на него, фиксируя каждую деталь его облика. При этом скажите самому себе: «Этот человек вовсе не ужасен. Я с легкостью могу сказать ему все, что я должен сказать». Если вы проделаете это с достаточной концентрацией, вы забудете о вашем волнении и сможете вступить в подлинный контакт с аудиторией. Ваши слушатели покажутся вам хорошими знакомыми, когда вы заговорите с ними. Вы можете пойти еще дальше в использовании этой техники, если у вас будет шанс просто пообщаться с аудиторией перед началом вашего выступления. Познакомьтесь с ними. Как правило, мы чувствуем себя увереннее с теми, кого знаем, нежели с незнакомцами.
И последний совет. Когда перед выступлением вы чувствуете, как нарастает адреналин, не останавливайтесь на мысли о том, что вы нервничаете, а думайте: «Я взволнован, я в предвкушении того, что последует. Моя энергия нарастает. Я всем им покажу».
РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.
Удивление – контролируемая эмоция. Она заметно сдерживается говорящим, но, тем не менее, проявляется. Говорящий должен знать, что если он и не желает реагировать на какую-либо информацию или ситуацию, то непроизвольное удивление может подвести его. Слушатели неосознанно делают вывод о том, что говорящий что-то скрывает, что он не совсем искренен.
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.
Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».
В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.
Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.
Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.
Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.
Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.
Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).
Элий Аристид (ок.117-189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь горду Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на историчесике темы, например о отм, что можно было бы сказать на Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V-IV веков до н.э. Некоторые из них написаны на темы речей Сократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести "Похвалу Риму" (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и "Священные речи", то есть речи, обращённые к богам - Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний,связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор, - она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид.
Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н.э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приёмы азианистов.
Элий Аристид был был высокого мнения о своём литературном творчестве и искренне полагал, что соединил в себе Платона и Демосфена. Но время оказалосб более строгим судьёй, и нам сейчас ясно, что он был лишь тенью величайшего оратора древности.
Как видно из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосигаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.