Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
Интерес к системам тестирования и контроля знаний учащихся, представленным на рынке специализированного программного обеспечения (ПО), постоянно повышается. Современное ПО рассматриваемого класса, как правило, поддерживает четыре вида тестов:
1. Выбор правильного ответа на вопрос из множества имеющихся (одиночный выбор и/или множественный выбор).
2. Правильная установка соответствия между элементами.
3. Поддержка последовательности действий (например, правильная последовательность команд на эмуляторе системы команд АСУ).
4. Возможность ответа на вопрос, вводом произвольного (по синтаксисту) текста ответа на вопрос в специальном окне ввода
Перспективно использование адаптивных методик тестирования с целью сокращения общего времени тестирования, однако введение этих методик осложнено трудностями оценки сложности задаваемых вопросов [1]. Актуальные проблемы виртуальной образовательной системы (ВОС): создание надежного инструмента дистанционного on-line тестирования и оценки знаний пользователей, организация on-line базы данных контрольных вопросов, организация средств самотестирования и самоконтроля студентов и моментального оценивания их знаний. Отмечу некоторые перспективные разработки, представленные на рынке современного специализированного ПО. Это система дистанционного обучения WebTutor (Компания Вэбсофт — разработчик сложных информационных систем и программных комплексов. http://www.websoft.ru/) готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала. STELLUS (http://www.stel.ru/do/frameabout.htm) — полнофункциональный, построенный на web-технологии, модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования. Система организации и проведение тестирования SunRav TestOfficePro http://www.sunrav.ru/srtop/index.shtml. Несмотря на наличие этих известных разработок и нескольких десятков не названных мною менее известных, разработка систем тестирования и контроля знаний учащихся остается по прежнему актуальной. Это объясняется как достаточно высокой стоимостью представленных разработок для потребителя, так и тем, что не все разработки позволяют создавать высокоэффективные тесты контроля знаний учащихся по некоторым специальным дисциплинам. Например, системы тестирования, ориентированные на контроль знаний в области органической химии, должны обеспечивать возможность легкого построения сложных химических формул [2].
Коллективом кафедры информационных систем Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) выполнена разработка ПО «Система контроля знаний (система тестирования) IS-Test». ПО позволяет загрузить информацию, предназначенную для тестирования, после чего можно разорвать on-line соединение и выполнить прохождение теста в автономном режиме (off-line). После сдачи теста можно отослать информацию с зашифрованными ответами на вопросы, непосредственно подключившись к серверу или выполнив отправку информации по электронной почте. Разработанное ПО, зарегистрированное в ОФАП (код программы по ЕСПД .03524577.00658-01, срок окончания разработки 28.04.2004), используется в учебном процессе. Подготовлены базы данных с тестами к курсам: «Алгоритмические языки и программирование», «Программирование на языках высокого уровня», «Теория информационных систем», «Системный анализ химических технологий», «Работа с базами данных сети STN International».
В декабре 2004 г. коллективом авторов (Ананченко И.В., Масленников И. Г., Дубко И. А.) разработана специальная версия программы (IS-Test-«Механизмы реакций органического синтеза»), предназначенная для обучения и контроля знаний студентов, изучающих курс «Механизмы реакций органического синтеза» (специальность 240402 «Химия и технология синтетических биологически активных веществ» и близкие к ней). Программный комплекс тестирования предназначен для проверки знаний в форме теста. Состоит из 3-х частей, которые могут находиться на разных компьютерах. Связь между компьютерами может осуществляться при помощи локальной сети (LAN), e-mail или с использованием внешнего носителя информации. Документы для регистрации данного программного продукта так же были поданы в ОФАП (http://www.ofap.ru) и находятся в стадии оформления (код программы по ЕСПД 03524577.00856-01 99 01). Более подробную информацию по темам разработки систем тестирования, дистанционного обучения и использования интернет-технологий в учебном процессе ВУЗа можно получить, обратившись по ссылке http://aiv.spb.ru/ufiles/diplom.zip. В архиве текст аттестационной работы «Интернет в системе дистанционного обучения: современные средства тестирования и контроля знаний учащихся», защищенной (http://aiv.sp.ru/d4.jpg) автором в мае 2004 г. в ГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий Минобразования России».
Литература:
1. Компьютерные тесты. Обратная сторона медали. Ананченко И. В. «Магия ПК» N10 (22) 1999 стр. 36-38.
2.Тестирование знаний студентов с использованием современных сетевых технологий (тезисы) Ананченко И. В. Биотехнология в ФЦП «ИНТЕГРАЦИЯ» заоч. научн. пр. конф. СПб: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 1999. с. 22-23.
Рассмотрим каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
Прежде всего, это относится к вновь создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.
Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.
Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:
Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений (рис. 1).
Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).
Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).
К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.
Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т.е., с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и др.). Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных работ, проверяемых "вручную" преподавателем.
Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае "разговор" происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на "частный" диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.