Наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Это методическое направление в педагогике вновь возрождается в нашей стране.
Цель проведения экзаменов и другого контроля знаний в тестовой форме состоит в том, чтобы повысить объективность оценки уровня знаний. Когда тестирование знаний в группе студентов проводится по пройденному курсу, то полнота его изучения выявляется как для всей группы в целом, так и индивидуально для каждого студента.
В отличие от традиционного контроля в форме опроса, устного экзамена или зачета, которое отнимает много времени, тестирование проводится для студентов всей группы одновременно и, хотя процесс тестирования в целом менее продолжителен, он дает более объективную картину уровня знаний студентов. Тестирование, независимо от того, проводится оно в письменной форме или посредством компьютеров, психологически меньше нагружает студентов и преподавателей. Результаты тестирования после обработки на компьютере представляются в форме совокупности стандартных статистических показателей, пригодных для установления рейтинга знаний студентов и сравнительных характеристик студенческой группы в целом.
По определению В.С.Аванесова (1998), педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.
Чтобы создать корректный педагогический тест по некоторой дисциплине, требуется немало времени и средств. Однако все затраты оправданы выгодами, которые приносит тестирование учебному процессу. Работа по созданию теста проходит поэтапно.
1 этап.. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, и его спецификация. Определяется круг тем, включаемых в тест, и относительное количество заданий, которым должен быть представлен каждый раздел курса. Содержание программного материала дисциплины разбивается на 5-6 смысловых блоков, примерно определяется содержательный вес каждого модуля так, чтобы процентное соотношение вопросов, формируемых по каждому блоку, соответствовало весу модуля.
2 этап. Создание заданий в тестовой форме по всему курсу или по проверяемой его части, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста.
3 этап. Проверка первичного теста на группе испытуемых (студентов)
4 этап.. Статистический анализ результатов первичного тестирования, выбраковка и корректировка тестовых заданий.
5 этап. Формирование из прошедших проверку заданий собственно теста, который должен состоять из заданий в тестовой форме возрастающей трудности с учетом необходимого уровня усвоения знаний и максимально охватывающих всю программу дисциплины.
6 этап. Эмпирическая проверка теста для уточнения педагогических характеристик как отдельных тестовых заданий, так и всего теста в целом, его валидности, надежности и др.
Задания, входящие в тест, подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как названия, имена; формулы; смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, противоречия, антонимы и т.п.; ассоциации; классификации; причинно-следственные отношения; алгоритмы, процедуры; технологии и технологические понятия; вероятностные понятия; абстрактные понятия; методология предмета (Аванесов, 1998)
Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных студентами.
С развитием технологической (прежде всего компьютерной) базы обучения тестирование становится средством не только обучения, но и самообучения. Интернет способствует быстрому развитию самой идеи образования, расширив и качественно изменив возможности доступа к информации, приведя к созданию дистанционного образования.
В этих условиях хорошо составленные тесты по разным областям знания становятся необходимой частью любого учебного процесса. Однако методической литературы для преподавателей по тестологии пока недостаточно.
Форма задания, в соответствии с методическими задачами, может относиться к одной из четырех основных категорий. Рекомендуется использовать задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания открытой формы, задания на установление соответствия, а также задания на установление правильной последовательности (Аванесов, 1998)
Короткие инструкции, общие для всех испытуемых, обычно помещаются перед заданием или группой заданий и по шрифтовому оформлению отличаться от содержательной основы задания и ответов к нему. Инструкции адекватны форме и содержанию задания. Если задания представлены одной формой, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает в себя задания различных форм, то перед каждой сменой формы задания пишется новая инструкция.
Задание формулируется в утвердительной, а не в вопросительной форме. Содержательную часть задания не перегружают второстепенными деталями; она включает минимум ключевых слов, необходимых для правильного понимания задания, потому что формулировки заданий должны иметь однозначное толкование.
Немаловажное значение имеет шрифтовое оформление задания. Оно должно быть таким, чтобы суть задания понималась с одного взгляда. Традиционно текст задания пишется прописными буквами, а варианты ответов – строчными.
Правила оценки выполнения каждого задания разрабатываются вместе с тестом, они всегда одинаковы для всех испытуемых. Чаще всего, за верный ответ принято давать один балл, за неверный – ноль. В таком случае сумма всех баллов, полученных студентом, равна числу его правильных ответов. Однако можно использовать и другие шкалы оценок. Сумма баллов ассоциируется с уровнем знаний студента. Совокупность сумм баллов испытуемых используется для установления их рейтингов, то есть порядковых номеров, показывающих сравнительную оценку достижений в рамках данной группы.
Опишем четыре формы заданий, применяемых для формирования теста. Тестовые задания, приводимые здесь в качестве примеров и иллюстраций, сконструированы на основе математических и экономических учебных курсов. Авторы заданий - сотрудники кафедры прикладной математики и информационных технологий Дальневосточного государственного университета проф. Л.Т.Ащепков, преподаватели А.А.Величко и Д.В.Давыдов, а также ст. науч. сотр. Рег. центра качества при ДВГУ Л.Я Ащепкова.
Это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании.
Рассмотрим основные элементы заданий с выбором правильного ответа. К ним относятся инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, содержание и число ответов, а также оценки за правильность выполнения.
ИнструкцииВ заданиях с выбором ответа применяют один из двух вариантов инструкций,
соответствующих двум вариантам заданий. Инструкция помещается перед заданием,
она печатается шрифтом, отличающимся от шрифта самого задания, например, более
жирным:
ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
или
ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
Задание представляет собой часть утвердительного предложения, но не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого – выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на лекциях и было написано в рекомендованных для изучения пособиях. В конце содержательной части задания нет знаков препинания.
Текст задания обычно пишется прописными буквами, ответы – строчными. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. Для нумерации ответов используются числа (или строчные буквы) со скобками.
Примеры:Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. В конце ответов нет знаков препинания. Места для правильных ответов в разных заданиях выбираются случайным образом. Располагать ответы можно в одну, две и три колонки.
Пример:
|
Для объективной оценки знаний студентов им предлагаются так называемые ответы-дистракторы (от англ. to distract - отвлекать). Дистракторы оказывают большое влияние на качество теста. В хорошо составленном задании правильные и неправильные ответы испытуемыми, плохо знакомыми с предметом, выбираются с равной вероятностью.
Примеры: 1) А – элемент В 2) А – подмножество В |
3) В – элемент А 4) В – подмножество А |
1) разделенными 2) приведенными |
3) разделяющимися 4) разнесенными |
1) зарплата 2) инвестиции |
3) прибыль 4) потребление |
Рассмотрим применение этих принципов на примерах из математики, экономики и моделирования систем.
Если задание содержит два ответа, то, согласно принципу противоречия, второй ответ образуется из первого простым прибавлением отрицательной частицы “не”, отрицающих предлогов и слов так, что этим ответом отрицается смысл не самого задания, а содержания первого ответа:
Примеры:От противоречивых ответов отличаются ответы, построенные по принципу противоположности.
Примеры:В заданиях с тремя ответами второй ответ может быть противоположен первому, а третий ответ – первому и второму, так что множество ответов полно.
Примеры:Противоположность может быть введена внутрь самих ответов
Пример: 1) растут 2) падают |
3) сначала растут, потом
падают 4) сначала падают, потом растут |
Принцип однородности состоит в том, что ответы в заданиях должны быть однородными по форме. Не следует использовать в разных ответах одновременно глагол, прилагательное и существительное.
Примеры: 1) Стьюдента 2) Фишера |
3) Пирсона 4) Бартлета |
Усиливает эффективность заданий, сконструированных по принципу однородности, использование сходных по написанию и звучанию слов, похожих формул.
Примеры: 1) матричной 2) биматричной |
3) двухматричной 4) полиматричной |
1) изоквантами 2) изоквантилями |
3) изокостами 4) изопрофитами 5) изоклиналями |
При конструировании ответов можно применить принцип кумуляции признаков, суть которого в том, что каждый следующий ответ содержит на один элемент больше, чем предыдущий:
Примеры:В следующих заданиях одновременно применены принципы противоположности и кумуляции:
Примеры:Применяя принцип сочетания, используют соединение двух, трех или четырех слов в каждом ответе. Можно, например, сочетать более или менее однородные и правдоподобные пары ответов.
Примеры: 1) прямые линии 2) парабола и прямая |
3) гипербола и прямая 4) гипербола и парабола |
1) суммой выигрышей 2) суммой проигрышей |
3) разностью выигрышей 4) разностью проигрышей |
1) равны между собой, но не равны
относительным ценам
2) равны между
собой и равны относительным ценам
3)
не равны между собой, но равны
относительным ценам
4) не равны между
собой и не равны относительным ценам
Ответы сочетаются также по правилу цепочки, причем последнее слово в первом ответе становится первым во втором ответе, последнее во втором – первым в третьем и т.д. Понятия сочетаются по два и по три.
Примеры:Согласно принципу градуирования, ответы в задании упорядочиваются по возрастанию какого-то количественного признака.
Пример: 1) 9% 2) 10% |
3) 27% 4) 30% |
5) 54% 6) 60% |
1) -∞ 2) -1 |
3) 0 4) 1 |
5) 2 6) +∞ |
47. ИСХОДЯ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ УСЛОВИЙ УРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ДЕНЕГ
ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ТЕМП ИНФЛЯЦИИ 1) 0,97% 2) 1,53% 3) 2,86% 4) 3,21% |
|
Принцип удвоенного противопоставления применяется в заданиях с четырьмя ответами, части которых, построенные по принципу противоположности, сочетаются попарно.
Примеры:Принцип фасетности содержания задания позволяет использовать фасеты в основном тексте задания. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Множество слов и словосочетаний, образующих фасет, помещается в столбик и обрамляется фигурными скобками.
Пример: 1) положительный 2) отрицательный |
3) неположительный 4) неотрицательный |
С помощью фасета создаются параллельные задания. Приведенное выше задание на самом деле содержит краткую запись для четырех параллельных заданий.
Пример одного варианта задания, полученного из задания 38: 1) положительный 2) отрицательный |
3) неположительный 4) неотрицательный |
Аналогично выглядят три других варианта задания 38 для параметров c2, N, T. Фасет содержания задания может иметь большое количество вариантов. Например, список математических выражений может быть сделан сколь угодно длинным.
Примеры:Когда в содержательной части задания используется оборот “Если…, то” или эквивалентные ему, то имеет место применение принципа импликации.
Примеры: 1) MV = PY 2) MP = VY |
3) M/V = P/Y 4) M/V = P/Y |
При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше.
Разработчик теста вправе использовать любую обоснованную систему оценки выполнения заданий. Хотя в большинстве случаев за правильно выполненное задание принято давать один балл, а за неправильно выполненное – ноль, однако существуют и другие подходы в оценке. Например, в заданиях с выбором одного правильного ответа можно не ограничиваться дихотомической оценкой и дополнить эту шкалу третьей оценкой, -1, за неправильный ответ, а 0 давать в случае, когда испытуемый не указал никакого ответа. Логика такого подхода состоит в том, что испытуемый, понимающий, что он не может выбрать правильного ответа, потому что по каким-то причинам не усвоил необходимого материала, не заслуживает ни поощрения, ни наказания. Тот же, кто выбрал неправильный ответ, не только очевидным образом показал свое незнание этого вопроса, но, вполне вероятно, выбрал ответ случайно. Такой авантюризм можно наказать отрицательным баллом. Большое количество отрицательных баллов за выполнение отдельных заданий сделает отрицательной сумму баллов испытуемого. Перед тестированием следует предупредить испытуемых, что, если они не знают правильного ответа, то лучше не выбирать никакого или выбрать ответ, специально вводимый для этого случая.
При подготовке материала использованы следующие литературные источники: