ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ УЧЕБНИКЕ «ЭКОЛОГИЯ»


Авторы: Ларионова К.Е., Кияница А.В.

Источник: Информатика и компьютерные технологии 2007 / Материалы III научно-технической конференции молодых ученых и студентов. — Донецк, ДонНТУ — 2007, с. 41-45.

В последнее время уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Особое значение в образовательном процессе принадлежит контролированию и оцениванию знаний и умений студента.

Совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение учащегося от незнания к знанию, называется мониторингом качества обучения.

Один из важнейших вопросов технологии мониторинга – использование средств и методов контроля усвоения учебного материала. Здесь могут быть привлечены контрольные вопросы, задания, задачи и др., однако наиболее эффективным является использование педагогических тестов [1].

Педагогическое тестирование, как таковое, это форма контроля знаний учащихся, основанное на применении педагогических тестов. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля;
  • обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста;
  • воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности [2].

Данное тестирование направлено на измерение учебных достижений по определенной дисциплине. Особо эффективно автоматизированное тестирование. Использование компьютерных технологий для автоматического контроля знаний облегчает проверку работ и централизованное хранение результатов, а также получение различных статистических данных для мониторинга качества подготовки специалиста.

Для самоконтроля знаний в разрабатываемом электронном учебнике «Экология» взяты три вида педагогического тестирования – тестирование открытого типа, а также с одним и несколькими правильными ответами, примеры которых представлены ниже.

1) Выберите современное определение экологии:

  1. учение о доме, жилище;
  2. наука о взаимоотношениях живых организмов между со­бой и окружающей средой;
  3. фундаментальная комплексная наука о природе, объеди­няющая основы ряда классических естественных наук.

2) Продолжите фразу: «Совокупность реакций ассимиля¬ции и диссимиляции называется...» (метаболизм)

3) Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:

  1. мало света;
  2. много света;
  3. недостаток кислорода;
  4. обилие углекислого газа;
  5. низкая плотность;
  6. обилие воздуха.

Разработчики тестов в праве выбирать любую шкалу оценивания. Тест с выбором одного правильного ответа – один балл за правильный ответ и ноль баллов за неправильный. В данном тесте использована именно эта система оценивания учащегося.

Задание с выбором нескольких правильных ответов считается выполненным правильно, если точно выбраны все без исключения правильные ответы. Как правило, один балл дается за правильно выполненное задание, ноль – за неправильно выполненное. Можно использовать и более широкую шкалу оценок. В данном учебнике использован первый принцип. Для определения уровня знания учащегося в конце теста приведена статистика правильных ответов.

Система оценивания представлена вначале теста, а также четко приведена область его содержания.

Рассмотрим концепцию электронного учебника «Экология» (рис.1) и структуры процесса тестирования (рис.2).

Рис.1. UML-диаграмма структуры электронного учебника «Экология»

Рис.2. UML-диаграмма процесса тестирования


По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества тестирования:

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качеств то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний – только из четырех.
  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен – не менее четырех часов.

Недостатки:

  • Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин еще не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе [2].


Литература

1. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
2. http://ru.wikipedia.org