Иванова Анастасия Игоревна
Факультет вычислительной техники и информатикиСпециальность: Экономическая кибернетика
Виды живописи
Введение
Живопись(от рус. живо и писать) — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.
В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Рисунок маслом
Масляная живопись очень древняя техника, ни в одном источнике так и не сказано кто прародитель письма маслом, а первые упоминания о ней начинаются с 10 века. В средние века мастера писали красками, которые готовили на различных маслах, но такая техника не использовалась повсеместно, в основном она применялась в оформительских целях и реже в лессировках живописи темперой. Не любовь мастеров к масляной живописи была продиктована тем, что масло не отвечало требованиям примитивных, но привычных техник водных красок (темпера, клеевая живопись, фреска и т.д.)
Но в 15 веке братья Ван-Эйки дали масляной живописи второе рождение, они усовершенствовали связующие красок (ввели в них эфирные масла и сушки), а также обозначили технику, которая отличалась от красок на водной основе. В связи с этими ново-введениями многие живописцы заинтересовались масляной живописью, ведь у нее появилась масса преимуществ перед водяными красками.
В эпоху Возрождения масляная живопись пользовалась несомненной популярностью, художники в совершенстве овладели техникой письма маслом и привнесли новые приемы в живопись, которыми пользуются живописцы всего мира до наших дней.
Масла, которые применяют в качестве связующего для красок, относят к жирам растительного происхождения – льняное, маковое, ореховое масло и др. А также для этой цели используют эфирные масла. Так как масла являются неотъемлемой частью масляных красок, соответственно и влияние, которое они оказывают на техническую сторону живописи масляными красками велико. Сильно разведенные маслом краски могут со временем потемнеть быстрее, чем те, в которых масла меньше. Краски, разведенные растительными жирными маслами образуют по высыхании блестящий красочный слой, в то время как краски разведенные эфирными маслами – матовый.
Интересна еще одна особенность жирных масел и масляных красок - при затвердевании на их поверхности образуется пленка, которая почти не пропускает воздух, почему процесс высыхания красочного слоя становится долгим. Масляная краска при любых условиях высыхает быстрее, чем слой одного масла, так как некоторые краски способствуют процессу затвердевания масел (краски свинцового происхождения самый яркий тому пример). Но, все же по сравнению со всеми другими красками, масляные сохнут очень долго. После того, как образуется пленка на поверхности красочного слоя, идет процесс засыхания внутреннего слоя краски (ее уже можно трогать рукой, она не прилипает, но чувствуется ее еще слишком свежая поверхность), а через некоторое время уже можно ощутить полное сквозное отвердение красочного слоя. Что характерно – льняное масло подсыхает 3-6 дней, засыхает около 60 дней, а затвердевает во всей толще слоя до двух лет.[4] На рисунках 1 и 2 приведены примеры рисунка маслом.
Рис 1. Пейзаж. Масло Рис.2 Натюрморт. Масло
Акварель
Акварель - (от французского aquarelle «водяная краска») один из видов живописи водяными красками. В состав связующего вещества акварели входит преимущественно растительный клей.
Акварель получила начало ещё в глубокой древности. Известны образцы, современные папирусу и иероглифам египтян. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг. Позднее её пользовались для подмалёвка на досках и раскрашивания рисунков. Мастера эпохи Возрождения использовали акварель для разработки эскизов к своим станковым и фресковым произведениям. Сохранилось немало работ, представляющие собой рисунки, оттушёванные карандашом и раскрашенные акварелью. Таковы рисунки Рафаэля, Рубенса, Ван Остаде, Лессюера и др.
До ХVII века акварель играла вспомогательную роль в искустве. Впервые она становится самостоятельным родом живописи в Англии. А позднее и в других странах Европы. В наше время изготавливают несколько видов акварельных красок:
- твёрдые краски, имеющие вид плиток различной формы;
- мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки;
- медовые краски в тюбиках;
- жидкие краски – гуашь, заключённые в баночки.
Связующим веществом всех лучших акварельных красок служит растительный клей.
Перед рисованием акварельными красками необходимо приготовить стакан воды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру из плотной белой бумаги, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть.При смешивании красок – не более двух-трех, получают новые цвета и оттенки. Добавляя в акварель воду получаем более светлый тон.Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек сухой кистью или губкой. Рисунки акварелью выполняют сверху, подготовив нужный цвет разведенной краски. Оптимально держать под рукой две кисти, лучше всего беличьи. [2]
Рис. 3 Натюрморт аквкрелью Рис.4 Пример мазков
Пастель
Мягкие, нежные, воздушные полутона, возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием, невесомое восприятие и чувственность - вот спутники пастели. Пастель как много в этом слове для сердца художника слилось, рисунки пастелью - это ни с чем не сравнимое ощущение счастья и спокойствия.
Слово пастель произошло из латинского языка от слова "паста" - "тесто", именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи сделанные пастелью создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края.
Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела и других компонентов, часто пастель производят вручную, и даже такой процесс - как наклеивание этикеток на уже готовый продукт производится вручную также как и для рисования мелом или углем, рисование пастелью требует использование особенной бумаги с эффектом шершавости, для так называемого "сцепления" с бумагой, иначе на гладкой поверхности не будут задерживаться частицы пастели. Виды пастели: Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) - имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.Масляная пастель - производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.Восковая пастель - основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.
При всех своих достоинствах живопись пастелью имеет один недостаток - она очень легко осыпается, поэтому работы выполненные пастелью необходимо закреплять специальными фиксаторами или прятать под стекло в подходящую раму или паспарту.[5]
Рис. 5 Картина пастелью
Рисунок карандашом
В принципе для рисования годится любая бумага: белая и тонированная, тонкая и плотная и т.д. Однако, работая на специальной бумаге для рисования, пусть даже не самого высшего качества, можно достичь лучших результатов.
Наиболее часто для рисования используют графитный карандаш. Карандаши выпускаются самого разного качества. От самых мягких структур до самых твердых.Помимо карандашей необходимо иметь стирающую резинку. Вообще резинка – незаменимый инструмент не только начинающего рисовальщика, но и мастера.[3] Резинки бывают жесткие и мягкие. Резинку используют не только для стирания линий, но и для высветления отдельных участков рисунка, поэтому лучше если резинка будет мягкой и не будет вставлена в корпус карандаша. При высветлении рисунка резинкой с легким нажимом постукивают по поверхности листа. Периодически резинку нужно очищать, т.к. на ней остаются следы графита. Резинка хорошо очищается, если провести ею несколько раз по плотной ткани …ваши джинсы прекрасно для этого подойдут.[1]
Для начала необходимо правильно заточить карандаш.При нанесении штрихов карандаш держат под углом примерно 45 градусов к поверхности листа. При рисовании не нажимайте сильно на карандаш, даже если вы считаете, что в этом месте должна быть темная-темная тень. При сильном нажиме вы рискуете «перетемнить» участок рисунка относительно других фрагментов. Поэтому всегда руководствуйтесь правилом от светлого к темному - ПОСТЕПЕННО. Самые темные места рисуются в последнюю очередь. Помните: при рисовании графитным карандашом из слишком светлого сделать темное - просто, а из слишком темного светлое – очень проблематично.[6]
Рис.6 Наброски карандашом Рис. 7 Лев в карандаше
Моя галерея
Мой опыт
Мой опыт в этом виде творчества к сожелению очень невелик. В основном я занималась рисованием в детстве и в школьные годы. Я не училась в художественной школе так как она находилась далеко от нашего прежнего места жительства. Родители не успевали бы водить меня туда и забирать из-за работы. Поэтому я ходила в школьные кружки рисования. Я бы не сказала, что меня там научили чему то действительно нужному. Так как выхода не было, я эксперементировала. В основном все мои умения это плоды самостоятельной работы. К сожелению в моей семье практисески не сохранились мои работы. Их было огромное количество. Но в связи с переездом и ремонтом все было потнряно. Моей гордостью является портрет моей мамы, который я нарисовала ей на День Рождения. Я рисовала с фотографии карандашом. Это было еще классе в девятом. До этого раза я никогда не рисовала портреты. Вернее пыталась рисовать, но никогда не получалось. А этот портрет я нарисовала спонтанно. И получилось почти как копия фотографии. Маме очень понравилось это произведение, а гости были просто в восторге. К моему большому сожелению портрет тоже не сохранился. Сейчас моими творческими работами в основном являются подарки моим близким и любимым людям. Так друзьям на праздники я часто делаю плакаты и коллажи, открытки и рамки для фотографий.На рисунках приведены мои работы нарисованные еще в школе. Это все что сохранилось.
Рекомендуемые ссылки