Стародубов В.К., Мошкола А.Я., Аноприенко А.Я., Донецкий национальный технический университет
В докладе рассматриваются принципы организации и конкретная реализация системы автоматизированного составления расписания учебных занятий для деканатов ВУЗов. Приводятся примеры конкретной реализации компонентов системы.
Формирование учебного расписания в большинстве ВУЗов осуществляется вручную и занимает много времени. Тем не менее, большую часть рутинных операций можно автоматизировать, и представить в виде клиент-серверной системы доступа к данным с WEB-интерфейсом. Будучи интегрированной в базу данных ВУЗа, такая система делает доступной информацию для всех заинтересованных пользователей из любой точки мира.
Известны автоматические системы составления расписаний для других областей, таких как медицина, управление человеческими ресурсами.
Система состоит из БД деканата, WEB сервера и WEB приложения, реализованного на языке PHP.
Рис. (1). Структура системы формирования расписаний
WEB-приложение содержит подмножества специализированных страниц, для следующих классов пользователей:
Система работает только с зарегистрированными пользователями. После прохождения авторизации пользователь получает доступ в соответствии с привилегиями пользователей его класса.
Диспетчеры деканата обладают наиболее полным доступом к системе. Имеют возможность устанавливать ассоциативные связи между следующими объектами: Преподаватель, Группа, Дисциплина, Время и Место занятий.
Диспетчеры аудиторий могут устанавливать связи между Группой, Временем и Местом.
Профессорско-преподавательский состав подает заявки в электронной форме диспетчерам, формирует список замен на случай командировок, имеет право переставлять свои занятия по согласованию с другим преподавателем.
Студенты работают с системой в режиме «Read-only».
Дополнительные сервисы:
Распечатка расписания в различной форме:
Оповещение по электронной почте зарегистрированных и подписавшихся на рассылку студентов о смене их расписания, замене преподавателей или аудиторий, назначенных преподавателями консультациях.
Система находится в стадии разработки. Система создается с использованием следующих технологий:
Таким образом система может быть реализована с использованием только свободного программного обеспечения, такого как:
Использование WEB интерфейса позволяет получать доступ к системе с различных устройств, под управлением различных операционных систем без необходимости установки специального программного обеспечения. Это могут быть:
Для портативных устройств разрабатывается отдельный упрощенный интерфейс, адаптированный под особенности таких устройств, обеспечивающий более простой доступ к наиболее часто используемым данным, что важно при небольшом размере экрана портативного устройства. Так же не исключен доступ к полнофункциональной версии системы при поддержке со стороны устройства.
Отладка, тестирование и последующая эксплуатация планируются на базе факультета ВТИ Донецкого национального технического университета. Ожидается значительное ускорение составления расписания для кафедр факультета и упрощения доступа к оперативной информации для преподавательского состава и студентов.