Источник: Интернет-журнал Connect! (www.connect.ru)

Прямая ссылка на источник: http://www.connect.ru/article.asp?id=9251

Автоматическая идентификация подвижного состава РЖД   

 

Надежная связь на базе модемов AnCom

 

Интервью с Александром ТИМЧЕНКО, заместителем генерального директора ЗАО "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий" (ОЦВ) и Дмитрием ПРОНИНЫМ, коммерческим директором ООО "Аналитик-ТС".

Александр ТИМЧЕНКО 

 

 

Александр ТИМЧЕНКО

Дмитрий ПРОНИН 

 

 

Дмитрий ПРОНИН


 
- Отраслевой Центр внедрения, дочерняя компания ОАО "РЖД" специализируется на создании и внедрении инновационных технических и технологических решений, в том числе комплексов управления и информационных систем для железнодорожного транспорта. Одно из основных направлений - системы автоматической идентификации подвижного состава (САИ ПС) на железнодорожном транспорте. 
Александр Тимченко:
 В России работы по автоматической идентификации были развернуты в начале 2000-х гг. В основу решений была положена система автоматической идентификации подвижного состава стандарта ISO 10374.
Созданная в ЗАО "ОЦВ" по техническому заданию в то время еще МПС России САИ ПС прошла большой путь развития и на сегодняшний день устойчиво функционирует на сети РЖД. Совет по железнодорожному транспорту СНГ определил САИ ПС в качестве базовых технических средств радиочастотной идентификации локомотивов и грузовых вагонов. Данные из САИ ПС активно используются в различных информационных системах и обеспечивают реальную картину состояния перевозок.
   
- Разработка и производство промышленных модемов, в том числе для РЖД, - одно из направлений деятельности компании "Аналитик-ТС". Расскажите о модемах, выпускаемых вашей компанией для САИ ПС.
Дмитрий Пронин:
 Наше сотрудничество с РЖД началось в 1992 г. с создания модема AnCom DL-2400 для системы диспетчерской централизации на базе БМ-1602, разработанной АО "Диалог-Транс". Надежность реализованных решений заложила основу для нашего сотрудничества в рамках различных проектов по созданию информационно-управляющих систем и АСКУЭ. Поэтому участие в проекте САИ ПС стало закономерным результатом более чем 15-летнего опыта работы с РЖД. За прошедший период в семействе модемов AnCom сменилось несколько поколений, при разработке которых мы всегда учитывали особенности проводных каналов, используемых на РЖД, и высокие требования к надежности и достоверности передаваемых данных.
   
- Система обеспечивает действующие информационные системы достоверными данными для использования в существующих технологиях управления эксплуатационной работой. Каковы преимущества системы?
Александр Тимченко:
 Информация от САИ ПС позволяет обеспечить: автоматический учет операций с поездами и локомотивами на станциях, стыках и контрольных постах локомотивных депо; автоматический учет составности и пробегов пассажирских поездов; автоматический учет грузовых вагонов на подъездных путях, пооперационный контроль простоя на станциях, определение времени передачи и возврата из ремонта и пр. Рассмотрим работу системы более подробно. 
В горловинах станций, на контрольных постах локомотивных депо и т. п. устанавливаются пункты считывания (ПСЧ) с устройствами счета осей (электронные педали). При прохождении мимо ПСЧ подвижной единицы (на скоростях 0ч140 км/ч) с кодовых бортовых датчиков КБД осуществляется дистанционное (0,5ч5 м) чтение идентификационных данных по радиоканалу (на разрешенных ГКРЧ частотах 865, 867, 869 МГц). Модемы AnCom по проводному каналу (до 20 км) передают данные с ПСЧ на концентраторы информации линейного уровня. Далее по единой сети передачи данных РЖД информация поступает на концентраторы дорожного уровня и далее в ГВЦ ОАО "РЖД", в  информационные системы АСОУП, АСУ-Т, график исполненного движения и др. САИ ПС обеспечивает высокую достоверность информации - 0,9999, даже в неблагоприятных условиях работы кодовых бортовых датчиков (обледенение, мазут, грязь), в диапазоне температур от -50 до +70 єС, при высоких электромагнитных помехах.
   
- В чем особенность применяемых в системе модемов?
Дмитрий Пронин:
 Задачей нашей компании в проекте САИ ПС было обеспечение надежной связи в непрерывном и необслуживаемом режиме между ПСЧ и концентратором линейного уровня. В САИ ПС используются два типа модемов: AnCom ST (в том числе с устройством защиты AnCom P1) и AnCom STF. Соединение устанавливается автоматически при включении питания, обеспечивается устойчивость работы при воздействии мощных дестабилизирующих факторов на линиях связи длиной от нескольких сотен метров до 20 км. К особенностям условий эксплуатации необходимо отнести наличие высоких перенапряжений на линейных входах, возникающих вследствие грозовых разрядов и электромагнитных помех от контактной сети. Модемы AnCom реализуют передачу данных при работе в индустриальном диапазоне температур и нестабильном питании (от 130 до 286 В), отягощенном воздействием микросекундных/ миллисекундных импульсов помехи. Надежность работы обеспечивается нашими программными и аппаратными решениями, использованием комплектующих от компаний - производителей с мировым именем и производственными испытаниями каждого модема по специальной программе, имитирующей функционирование в жестких условиях эксплуатации.
   
- Насколько широкое распространение получила система САИ ПС?
Александр Тимченко:
 В настоящее время эксплуатируются 2227 пунктов считывания, из них: 1381 - в горловинах станций, на междорожных и межгосударственных стыках, 846 - на контрольных постах локомотивных депо, более 200 - на железнодорожных линиях Белоруссии и 40 - Украины. Примерно 250 тыс. грузовых вагонов, 98% тягового подвижного состава оборудовано КБД. Функционирует централизованная система дистанционного мониторинга состояния технических средств САИ. 
Дмитрий Пронин: Связь между ПСЧ и концентраторами линейного уровня обеспечивают около 5 тыс. модемов AnCom ST и AnCom STF.
   
- Каковы перспективы развития САИ ПС?
Александр Тимченко:
 Мы продолжаем работы в нескольких направлениях. Первое - удешевление и миниатюризация оборудования, что позволит сделать решение массовым, а не только корпоративным, и использовать его в качестве промышленной RFID-системы. Второе - использование радиоканала для связи с устройством. Таким образом, мы обеспечиваем мобильность и уходим от дорогостоящей кабельной инфраструктуры. Третье - повышение надежности и функциональности устройства. Оборудование, которое мы разработали и выпустили в этом году, принципиально отличается от своих предшественников и не уступает зарубежным аналогам. Появилась возможность подключения дополнительных датчиков - от температурных до химических и радиационных. Мы уверены, что система, прошедшая проверку в одной из самых сложных отраслях, найдет широкое применение. Что же касается перспектив использования на самих железных дорогах, то планируется продолжать охват новых участков и подключать новые пункты считывания к информационным системам ОАО "РЖД". С постепенным увеличением количества внедренных ПСЧ и установленных датчиков появляются возможности применять качественно новые технологии управления и контроля, которые требуют крайне высокой достоверности данных о положении вагонов и локомотивов.
   
- Что можно сказать о планах выпуска новых модемов, которые компания "Аналитик-ТС" уже производит или готова предоставить в ближайшее время?
Дмитрий Пронин:
 В настоящее время наряду с проводными модемами AnCom ST и AnCom STF серийно производится семейство промышленных GSM-модемов AnCom RM/D для CSD/GPRS/EDGE-каналов с поддержкой V.32/V.110/TCP/UDP-протоколов. Надежность связи обеспечивается независимым сторожевым таймером и встроенными программными средствами, включая резервирование каналов передачи: на уровне оператора GSM связи (две SIM карты) и услуг (переход с GPRS/EDGE на CSD). Безопасность связи поддерживается встроенным протоколом и аутентификацией при установлении соединения и передаче данных. Дополнительно может использоваться VPN-туннель с криптографической защитой, устанавливаемый между оператором и сервером. 
Планируется создание устройств для беспроводной передачи данных, в частности GSM-модемов с CAN- интерфейсом, шлюзов с Mesh-сетью сбора информации (решения Drop-in Network) и GPS-Tracker. Надеюсь, что наше новое оборудование найдет широкое применение в информационных системах РЖД, в том числе на тяговом подвижном составе.