К сожалению, предприятия в своей хозяйственной практике применяют финансовый анализ, в основном, для оценки проектов или для отчетов. В основном, он проводится по сокращенной форме и не отражает всей совокупности проблем текущей финансовой деятельности предприятия. О нехватке денежных средств, высокой дебиторской задолженности и других проблемах руководители часто узнают «по факту», а ведь данные тенденции можно спрогнозировать, причем не громоздким финансово-коэффициентным способом. Наиболее удобны для выявления отрицательных тенденций финансового положения предприятия методы прогнозирования банкротства, наиболее часто применяемые зарубежом.
Самой простой моделью прогнозирования банкротства является двухфакторная, которая используется в американской практике:
где X1– показатель текущей ликвидности;
X2 – показатель удельного веса заемных средств в активах.
Если результат расчета значения Z2<0, то вероятность банкротства невелика, если Z2>0, то высока вероятность банкротства.
Но эта модель вероятности банкротства не отражает другие стороны финансового состояния предприятия: оборачиваемость активов, рентабельность активов, темпы изменения выручки от реализации и так далее. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принимается большее количество факторов, отражающих финансовое состояние предприятия.
          Поэтому наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила пятифакторная Z – модель Альтмана:
где Z – интегральный показатель уровня угрозы банкротства,
X1 – отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов,
X2 – рентабельность активов (нераспределенная прибыль к суммеактивов),
X3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов),
X4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала,
X5 – оборачиваемость активов (или отношение выручки от реализации к сумме активов).
В зависимости от значения Z – счет дается оценка вероятности банкротства предприятия по определенной шкале, представленной в таблице.
Значение показателя Z | Вероятность банкротства |
От 1,81 до 2,7 | Высокая |
От 2,71 до 2,99 | Вероятность невелика |
Более 2,99 | Очень низкая |
где X1 – отношение оборотного капитала к сумме активов;
X2 – отношение прибыли от реализации к сумме активов;
  X3 – отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;
  X4 – отношение собственного капитала к заемному капиталу.
По модели лиса предельная величина Z-счета равняется 0,037.
Таффлер разработал следующую модель:
где X1 – отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам;
X2 – отношение оборотных активов к сумме обязательств;
X3 – отношение краткосрочных обязательств к сумме активов;
X4 – отношение выручки к сумме активов.
Если величина Z – счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
Итак, банкротство есть результат взаимодействия как внешних факторов – нестабильность законодательной базы, несовершенство финансовой и налоговой систем, достаточно высокий уровень инфляции, так и внутренних, связанных с неэффективной финансовой, операционной и инвестиционной деятельностью предприятия. Но в настоящее время на финансовое состояние российских предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы, поэтому умение предприятия приспособиться к изменению этих факторов служит гарантий не только выживания, но и его процветания. Банкротство является предметом государственного регулирования и осуществляется на базе Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Ему присущ чрезвычайно высокий динамизм, частый его пересмотр, поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов и государства. Одним из новшеств действующего закона является процедура финансового оздоровления, которая играет важную роль в защите интересов неплатежеспособного предприятия, оказавшегося в затруднительном финансовом положении. Законом определена система мер по восстановлению платежеспособности должника, что имеет серьезное экономическое значение не только для должника и его кредиторов, но и для государства в целом.