В современных условиях одним из актуальных вопросов является вопрос контроллинга, который является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Поэтому в данной работе подробнее рассматриваются функции и задачи контроллинга, его главные цели, а также целесообразность овладения им в Украине.
          Контроллинг — неразвитое явление в теории и практике современного управления в Украине, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление организацией на качественно новый уровень, ориентируя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. Иными словами, это — функционально обособленное направление деятельности, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте.
          Находясь на пересечении учета, анализа, информационного обеспечения, планирования, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: связывая воедино все эти функции, он не подменяет управление предприятием, но переводит его на качественно новый уровень.
          Для большинства украинских компаний контроллинг полезен и понятен пока в более узком смысле — как вспомогательная техническая функция, призванная обслуживать процесс выработки и принятия управленческих решений. Служба контроллинга — это обслуживающая служба. Она выполняет сервисную функцию для менеджмента. Если руководитель несет ответственность за результат производственно-хозяйственной деятельности, то контроллер — за «прозрачность» этого результата, т. е. за методическую обоснованность всей процедуры подготовки принятия решений и отчетности, отражающей результаты принятых решений, их своевременность и согласованность между подразделениями.
          Поэтому с практической точки зрения более полезным большинству украинских предприятий будет углубиться в проблематику внедрения систем стратегического контроллинга.
          Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.
          В основе этой новой концепции системного управления организацией в Украине лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы предприятия в долгосрочной перспективе.
          Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации при принятии управленческих решений. При этом следует подчеркнуть, что это — не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.
          Среди узловых компонентов концепции контроллинга можно выделить:
           • ориентацию на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе — философия доходности;
           • формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
           • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
           • декомпозиция задач контроллинга на циклы.
          Цель контроллинга является производной от целей деятельности предприятия. Поскольку высшая цель состоит в сохранении и дальнейшем развитии организации, предприятие производит товары и услуги, оптимизирующие его финансовый результат с учетом поставленных целей. Оптимизации финансового результата достигается через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Достижение данной цели координируется с достижением социальных и рыночных целей и необходимыми для этого мероприятиями и ресурсами. Оптимизация финансового результата и обеспечение гарантированной ликвидности может рассматриваться как главная цель контроллинга. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных.
          Таким образом, контроллинг выполняет функции консультирования и обслуживания, обоснования и реализации решений. Эти специальные задачи контроллинга распространяются как на предприятие в целом, так и на его товарные, функциональные и региональные подразделения (подсистемы), а также на группы продукции и услуг, программы мероприятий и проекты на всех уровнях управления.
          В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить весь накопленный опыт в области контроллинга в Украине, то можно получить некий идеальный перечень основных его функций и задач, который представлен ниже.
          Основные функции и задачи контроллинга
           1 Учет:
               - сбор и обработка информации;
               - унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
           2 Планирование:
               - информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, пр-ва, инвестиций, закупок);
               - установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
               - координация процесса обмена информацией;
               - координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
               - проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
               - составление сводного плана предприятия.
           3 Контроль и регулирование:
               - сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
               - определение допустимых границ отклонений величин;
              - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
           4 Информационно-аналитическое обеспечение:
               - разработка архитектуры информационной системы;
               - стандартизация информационных носителей и каналов;
               - разработка инструментария для планирования контроля и принятия решений;
               - обеспечение экономичности функционирования инф-ой системы.
          Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что для достижения организацией успеха и признания ее на рынке необходимо внедрять в практику украинских организаций систему контроллинга, которая выступает как система обеспечения выживаемости компании в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном — на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.