Магистр ДонНТУ Шпарбер Олег Валериевич

Шпарбер Олег Валериевич

Факультет вычислительной техники и информатики
Кафедра электронных вычислительных машин
Специальность: Системное программирование

Библиотека

«Ущербное становится совершенным...» (размышления о филососфии даосизма)

Шпарбер О.В., Трофимюк В.К.

Донецкий национальных технический университет

Источник: Философия человека: Природа. Общество. Наука. Сборник философских работ молодых учёных Донецкого национального технического университета. - Донецк: ДонНТУ - 2008. - 124 с.


Тот, кто слепо верит, тот не знает,
тот, кто видит сам, не верит слепо.

Лао-цзы

Введение

На древнекитайской картине "Дегустаторы уксуса" изображены три человека, стоящих вокруг чана с уксусом и пробующих его на вкус. Лицо каждого выражает оценку уксуса. Однако, в картине заложен скрытый смысл. Это не простые дегустаторы уксуса, а представители “Трех Учений" Китая, а уксус – Сущность Жизни, смысл существования. Три мастера – это Конфуций, Будда и Лао-цзы (автор древнейшего из существующих трактата о даосизме). У первого выражение лица кислое, у второго — горькое, а на лице третьего сияет улыбка. Почему так?

Конфуций считал, что настоящее утратило связь с прошлым и нынешнее правление человека на земле идет вразрез с Путем Неба, которому следует вся вселенная. Ему жизнь для него казалась кислой. Поэтому Конфуций придавал особое значение почитанию предков, а также древних ритуалов и церемоний, в которых император, Сын Неба, действует как посредник между безграничным Небом и ограниченной землей.

Для Будды, второй фигуры на картине, жизнь на земле была горькой, полной привязанностей и желаний, которые вели к страданиям. Мир представлялся ему механизмом, расставляющим капканы, генератором иллюзий, вращающимся колесом, боли для всех созданий. Последователи Будды полагали, что покой и смысл жизни можно найти, только вырвавшись за пределы этого "бренного мира" и достигнув Нирваны.

А Лао-цзы говорил, что каждый в любой момент может достичь гармонии, с миром и для этого не нужна помощь ритуалов, как в конфуцианстве. В трактате "Дао дэ цзин" (в переводе – "Книга о Дао и Дэ", "Книга о Пути и Силе" или "Книга о Пути и Благодати") он писал, что земля - это отражение неба, управляется она теми же законами, которые, правда, не имеют ничего общего с законами людей. Эти законы влияют не только на вращение далеких планет, но и на пение птиц в лесу, и на рыбу в море. По словам Лао-цзы, чем больше человек вмешивается в природное равновесие, поддерживаемое универсальными законами, тем больше он удаляется от гармонии. Чем больше усилий, тем больше проблем. Все уже обладает своей собственной природой, независимо от того, тяжелое оно или легкое, мокрое или сухое, быстрое или медленное. И эту природу нельзя изменить насильно, не причиняя при этом вреда. Когда извне насаждаются какие-то надуманные правила, борьба неизбежна. Тогда жизнь и становится кислой и горькой. [2]

Так что же такое даосизм?

Последователи этого учения могут вести совсем непохожий образ жизни. Отошедший от повседневной суеты отшельник – даос. Врач, помогающий людям, – тоже. И даже мастер боевых искусств – он тоже даос. [3] Таким образом, нельзя однозначно ответить на вопрос, что есть даосизм. Каждый находит в нём что-то своё, близкое и понятное только ему.

Есть множество сходных, различных и даже противоречащих друг другу мнений о сути даосизма. Для одних – это философское учение, которое в ходе эволюции получило также и религиозное направление. Для других наоборот – именно даосская религия является даосизмом, а предшествовавшие ее возникновению и оформлению этапы становления не заслуживают большого внимания. [1]

Тема данной работы - понимание философской, первичной составляющей даосизма; рассмотрение его мировоззрения, системы ценностей, подхода к осмыслению и ориентированию себя в мире. Не "человека в мире", а именно себя, потому что, согласно даосскому учению, в первую очередь, необходимо "разобраться" с собой, найти свой, а не чей-то Путь.

Немного истории

Даосизм как религиозно-философское течение возник примерно в VI-V вв. до н. э. По крайней мере, в это время предположительно жил мудрец Лао-цзы – создатель даосского учения. Имя Лао-цзы передаёт саму суть мудреца. Оно может быть переведено, как "старый мудрец" или "старый ребёнок". Главным трудом Лао-цзы считается "Дао дэ цзин". В легендах говорится, что Лао-цзы некоторое время служил хранителем архивов в царстве Лу, а затем решил уйти "на Запад". Согласно преданию, Лао-цзы написал "Дао дэ цзин" по просьбе начальника заставы покидая пределы Китая через западную границу. Дальнейшая судьба Лао-цзы неизвестна. "Книга о Дао и Дэ" была написана на бамбуковых планках и занимала три телеги. В этой книге в афористичной форме кратко изложены основы учения, которое позже и получила название "даосизм".

Спустя около ста лет жил самый талантливый последователь Лао-цзы – Чжуан-цзы. В книге, носящей его имя, он изложил своё учение. Книга известна блестящими диалогами и притчами, полными глубокого смысла и остроумия, ироничными и даже саркастичными. [3]

Базовые понятия даосизма

Для Лао-цзы жизнь была не механизмом, расставляющим капканы, а учителем, преподающим ценные уроки. Нужно эти уроки усвоить, также как законам надо следовать, и тогда всё будет хорошо. Вместо того, чтобы отворачиваться от "бренного мира", Лао-цзы советовал "слиться с бренностью мира". То, что действует за пределами всех вещей на небе и на земле, он назвал Дао – "Путь". Основной принцип учения Лао-цзы заключается в том, что Путь вселенной нельзя точно описать словами, а попытка сделать это – лишь очередная концепция для человеческого разума, которая только ещё больше запутает. Всё же природу Дао можно постичь, но не интеллектуально, а лишь следуя Дао, растворившись в нем. [2]

Вот, что пишет Лао-цзы в своём трактате:

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. [4-1]

Само понятие "Дао" не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или ученый древнего Китая видел в нем обозначение истины – глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы – приверженцы Дао. В Китае ценили не отвлеченную, логически выводимую истину, а именно жизненную мудрость, которая, как плод, с течением времени, предстает итогом долгого жизненного пути и требует внутренней, часто даже неизъяснимой убежденности в своей правоте. У каждого - своя правда, ибо у каждого - свой жизненный путь. Каждый может сам себе быть даосом - "человеком Дао", "Человеком Пути".

Таким образом, Дао – предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее "образа, вкуса или запаха"; никем не сотворенное, оно "само себе ствол, само себе корень"; оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно необъятному и бездонному небу. Даосы называют его "Высшим учителем", "Небесным предком", "Матерью мира", или даже "Творцом вещей", однако они не ждут от этого Первопринципа заинтересованности в их личной судьбе или судьбе целой вселенной. В мире все происходит "само собой": каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.

Дао следует законам движения жизни невидимым и неощутимым образом, и всё свершается само собой естественно направляемое его Благой Силой – Дэ и ко Благу целого.

Дэ действует и на космическом, и на природном уровнях, способствуя росту и становлению всего, а среди людей оно действует через избранных, обладающих "мудростью". [3]

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать — вот что называется глубочайшим дэ. [5-51]

Обладать Дэ у даосов обозначает не просто соблюдение норм морали, но обретение в себе "полноты жизненных свойств", постижение внутреннего совершенства вещей. Поэтому человек, обладающий дэ, излучает несокрушимую мощь жизни, всегда и всюду привлекает к себе людей, заставляет их быть послушными его воле, но он воздействует на мир, не обнаруживая себя: человек Дэ, не требует от других поклонения, а люди чтут его, не доказывает свою правоту, а ему все верят, не угрожает другим, а люди держатся с ним любезно.

Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа], тот не будет презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышение. [5-72]

Перемены и развитие

Даосизм говорит, что всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао, которое Чжуан-цзы называет силой "Творящего изменения". Китайские философы всегда считали, что абсолютная категория не может быть застывшей, а представляет собой изменчивое начало. Эта идея была взята из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем человека. Классическим примером можно представить древнюю китайскую "Книгу Перемен". Главная идея, лежащая в основе этой работы – это идея изменчивости,которая является следствием противопоставления инь и ян.

Инь – это тёмное, женское начало, ян - это светлое, мужское. Они олицетворяют два типа вселенских сил, составляющих суть мира. Также, как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит проявлять безрассудство.

Дао порождает Одно, Одно порождает Два, Два порождают Три, Три порождают всю тьму вещей. Вся тьма вещей несет в себе силу Инь, содержит силу Ян, наполняясь энергией Ци, смешивается во взаимном движении... [4-42]

Эти два начала своим существованием обеспечивают гармонию в мире. Из их взаимодействия появилось всё. Благодаря этому, всем вещам свойственно двуединство, основанное на равновесии противоположных сил. Человек также отражает аспекты инь и ян. Независимо от половой принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества. Мера присутствия в той или иной вещи инь и ян определяет её свойства, а изменение меры ведёт к изменению свойств, "превращению" и развитию вещи, к переменам... [3]

Гармония с миром

Так как всё в мире непрестанно изменяется, определение собственного Я становится явным заблуждением, поэтому рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао. Поэтому даосы любят природу и ищут в ней ответы на свои вопросы. Природа спонтанна, и, что бы ни произошло в ней, это ведёт к пользе.

Лао-цзы учил, что лучший способ прожить жизнь в соответствии с Дао – это следовать принципу у-вей. Это означает принимать всё так, как оно есть, двигаться с потоком и не пытаться изменить естественный ход вещей. [6] Коротко принцип у-вей можно сформулировать так: ни одно усилие не должно быть потрачено даром и не следует делать ничего противоречащего законам природы.

Даосы не являются приверженцами нравственных норм. Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления, однако совершая тот или иной поступок, человек не должен останавливаться на полпути, чтобы оценить последствия и вспомнить о правилах поведения. Этические критерии необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения.

То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего ещё нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда ещё нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Лао-цзы пишет:

Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать. [5-64]

Заключение

Даосизм, несмотря на свою древность, продолжает жить до сих пор и не только как китайское религиозное течение. Принципы даосизма используются во многих сферах повседневной жизни, часто мы даже об этом не догадываемся. Следование Дао помогает ориентироваться в жизни и преодолевать трудности с наименьшими потерями, всё равно добиваясь успеха. То, что уже произошло, не должно отвлекать от настоящего, потому что только движение вперёд имеет в жизни смысл или даже является смыслом жизни. Надо найти свой Путь и достойно идти по нему.

А теперь вернёмся к началу.

Так почему же Лао-цзы улыбается на той картине? Ведь, тот уксус, символизирующий жизнь, должен иметь неприятный вкус, о чём говорят выражения лиц Будды и Конфуция. Однако, благодаря гармоничному взаимодействию с жизненными обстоятельствами, даосское понимание изменяет то, что другие воспринимают как негативное, во что-то позитивное. Сама по себе жизнь, если ее понять и принять такой, какая она есть, имеет сладкий вкус, потому что она даёт нам возможность двигаться к мудрости, развивать себя, своего внутреннего человека и получать от этого только радость и удовольствие. В этом и заключается смысл, заложенный в картине "Дегустаторы уксуса" и самой философии даосизма. [2]

В древности говорили: «Ущербное становится совершенным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведёт к заблуждениям». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в Поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной.

Слова древних: «Ущербное становится совершенным...» — разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству. [5-22]

Литература

  1. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт, историко-религиозные описания - СПб.: 1993г.
  2. Бенджамин Хофф, Дао Пуха/ Пер. с англ. - М: Изд-во «Дао и сыновья», 1999. - 144 с/ Илл.
  3. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – 2-е изд., испр./ Гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+
  4. Лао Цзы. Дао Де Дзин. Пер. Александра Кувшинова. 1991
  5. ДАО ДЭ ЦЗИН. Книга пути и благодати. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 400с., ил. – (Антология мудрости).
  6. Философия / Джей Стивенсон; Пер. с англ. С.В. Зубкова. – М.: ООО «Издатльство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»; 2004. – XXI, 294[5]с.: ил. – (Шаг за шагом).