ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭМУЛЬСИОННЫХ ВВ
Источник: Сборник трудов кафедры "СШ и ПС", ДонНТУ 2007
Альтернативой тротилосодержащим ВВ являются эмульсионные (ЭВВ). Изготовление
ЭВВ происходит на месте проведения взрывных работ: компоненты смешиваются в заряд-
ных машинах непосредственно перед заряжанием в скважину. Консистенция ЭВВ сметано-
образная, они негигроскопичны, не подвержены вымыванию из обводненных скважин. ЭВВ
имеют ограниченный срок хранения, поэтому хищения их из несдетонировавших зарядов не
имеют смысла, а экскавация породы, содержащей неразорвавшиеся заряды, через некоторое
время становится полностью безопасной.
Существуют водногелевые ЭВВ, в которых углеводороды эмульгированы в водный
раствор селитры с добавлением загустителя (гуаргам, соли хрома) и пузырьков воздуха (на-
пример, ВВ товекс компании DuPont или украинский телекс). Консистенция их густая, что
исключает применение насосов для их зарядки в скважины (это приходится делать вручную).
Другой тип ЭВВ, наоборот, предполагает эмульгирование раствора селитры в жидкий угле-
водород (дизтопливо или индустриальное масло) посредством раствора полиэтиленгликоле-
вых эфиров оксиэтилированных жиров растительного и животного происхождения. После
этого для придания нужной консистенции в смесь добавляется аэрирующий агент (возмож-
но, гранулы пенопласта) или другие полимерные закрепители.
Для производства компонентов ЭВВ в Кривом Роге создано предприятие с иностран-
ными инвестициями «Интервзрывпром». Изучение украинских разработок показало, что в
ближайшие пять лет создание отечественной высокомеханизированной промышленной тех-
нологии производства ЭВВ и оборудования для их заряжания представляется маловероят-
162
ной. В результате оценки был сделан выбор в пользу использования технологии фирмы
«Orica” – крупнейшего в мире производителя ЭВВ и оборудования для их производства и
транспортировки. Технология предполагает использование отечественного сырья. Оборудо-
вание для приготовления окислителя, модуль по производству эмульсионной матрицы и две
зарядные машины на базе «Мерседес» будут предоставлены в лизинг. Передается техниче-
ская документация для производства зарядных машин в Украине, выпуск которых предпола-
гается наладить на Криворожском заводе горного оборудования. Для Кривбасса понадобится
не менее 20 машин, для Украины – около 50 (стоимость зарядной машины 240-350 тыс. долл.
в зависимости от комплектации и шасси). В качестве шасси решено использовать КрАЗ. Ру-
ководство КрАЗ выявило заинтересованность на участие в проекте. В качестве доставщиков
матриц предполагается использование тягачей КрАЗ и специальных цистерн, которые могут
производиться на АО «Азовмаш». Забоечные машины, ранее закупавшиеся в России, также
будут производится в Украине по технической документации, разработанной институтом
НИПИгормаш.
Стоимость ЭВВ составляет, в зависимости от объема производства, 250-280$/т. Если
взять за основу даже максимальную стоимость ЭВВ, а также среднюю стоимость применяе-
мых в Кривбассе промышленных ВВ в 490$/т, то снижение затрат на взрывные работы по
Кривбассу составит 210$/т или 9 000 000 $ в год.
Таким образом, переход горнодобывающих комбинатов на ЭВВ способен решить
проблемы экологии, хищений ВВ и удешевления взрывных работ.