Способ определения крена сооружений цилиндрической формы


Источник: А.В. Никитин "Способ определения крена сооружений цилиндрической формы"//Геодезия и картография, 4.2002, с. 15-17



В практике транспортного строительства широко применяются опоры из оболочек большого диаметра (до 10 м). Наблюдение за креном таких оболочек в процессе возведения опор является одним из видов геодезического контроля. Он может выполняться следующими способами: координат; горизонтальных углов; зенитных расстояний; вертикального проектирования; нивелирования осадочных марок; стереофотограмметрическим; механическим с помощью кренометров, клинометров, уровней.

Эти способы рациональны для измерения крена высоких сооружений башенного типа, включают значительные объемы наблюдений и требуют больших затрат времени. Помимо этого, крен необходимо определять как минимум с двух станций, а это не всегда возможно в условиях мостового строительства.

Известен способ определения крена с одного опорного пункта, при этом измеряют горизонтальные и вертикальные углы между направлением на центр сооружения и замаркированными вверху точками. Теодолит в каждом цикле наблюдений устанавливают на одной высоте, а составляющие крена вычисляют по сложным тригонометрическим формулам. Однако область применения этого способа в мостостроении также ограничена, так как для его реализации требуется выполнять измерения с опорного пункта на точки, расположенные на нижнем горизонте сооружения, а это технически невозможно при постоянном вибропогружении опор мостов с применением цилиндрических оболочек.

Для определения крена инженерных сооружений цилиндрической формы разработан способ, позволяющий значительно сократить объем полевых измерений и выполнять их с одного опорного пункта или непосредственно с уже возведенной опоры моста.

В соответствии с технологическими особенностями при погружении опор (цилиндрических оболочек) мостов используют восемь замаркированных точек , расположенных на внутренней и внешней поверхностях оболочки, причем одна из пар точек (1 и 5) совпадает с осью сооружения (мостового перехода). Координаты  замаркированных точек вычисляют по формулам:

                                        (1.1)

где  - координаты центра опоры;

 - угол на соответствующую стандартную точку;

 - радиус оболочки.

Для маркировки стандартных точек используют специальные закладные детали, предусматривающие установку на них различных визирных целей (марки, цилиндры, отражатели).