RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Маликов Сергей Станиславович

Маликов Сергей Станиславович

Факультет: Горно-геологический

Специальность: Землеустройство и кадастр

Тема выпускной работы:

Исследование технологий установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Научный руководитель: к.т.н., доцент кафедры «Геоинформатики и геодезии» Гермонова Екатерина Александровна


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Актуальность

Охрана вод в Украине

Проблемы водного законодательства

Тенденции установления водоохранных зон

Технология проектирования водоохранных зон

Цель и результаты работы

Выводы

Перечень ссылок

 

Актуальность

Человек использует воду для многих нужд: купание, стирка белья, мытье посуды, уборка жилья, полива зеленых насаждений и т.п. Как известно, подавляющее большинство городов и сел расположены возле рек, озер, других водоемов, которые используются как водные пути, источники энергии, места массового отдыха людей.

Стремительно возрастает потребление воды для нужд промышленности и сельского хозяйства. Подсчитано, например, что для производства одной банки овощных консервов тратится 40 л воды, килограмма бумаги - 100 л, килограмма шерстяной ткани - 600 л, тонны сухого цемента - 4500 л, тонны стали - 20000 л. Много воды потребляет сельское хозяйство. На выращивание одного килограмма пшеницы тратится в среднем 750 кг воды. Гектар, занятый кукурузой, использует 3200 т воды, гектар капусты - 8000 т.

Запасы воды на Земле огромные. Она покрывает около 75 процентов земной поверхности. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство вод составляют соленые воды Мирового океана. Это 97,4 процента всех запасов воды земного шара. Лишь 2,6 процента составляют пресные воды, из которых 1,6 процента закованы в ледниках. Итак, в потребляемом состоянии находится всего 1 процент пресных вод. С увеличением численности населения на планете, ростом промышленного потенциала, очень резко сказался во многих странах дефицит пресной воды. Она становится в прямом значении драгоценной. Ситуация непрерывно ухудшается. До 2050 года численность населения на Земле может составить 8-10 млрд. людей. Нужды в большем количестве товаров и услуг, для производства которых необходима вода, будут возрастать. Увеличение населения на 2-4 млрд. людей, увеличит потребность в питьевой воде. В результате вода для производства и для человека может стать недоступной.

Футурологи утверждают, что в будущем могут возникнуть войны за питьевую воду. Уже теперь больше миллиарда людей лишены качественной питьевой воды. Трудная ситуация сложилась в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Бангкок, Таиланд, Южная Корея, Япония), в бассейнах рек - Нил, Тигр, Евфрат. Много засушливых районов планеты страдают от продолжительных засух, добыча подземных вод происходит быстрее, чем их возобновление. Загрязнение и засоление ухудшают качество питьевой воды и уменьшают ее запасы. Поэтому необходимо заботливо, рационально и эффективнее использовать ограниченные запасы пресной воды.[8] Людей ожидает дефицит питьевой воды, который постоянно возрастает. Наименьшие запасы воды в реках - 0,0001% от общего ее количества на Земле, в атмосфере - в 10 раз больше, а подземных вод в 3000 раз больше, чем в реках. Поэтому все большее население использует эти воды. Огромные ее запасы в горных ледниках и полярных льдах, айсбергах - 28,5 млн. куб. км или 2,15% от общих ее запасов на Земле. Острый недостаток пресной воды ощущают много других стран мира. Поэтому обеспечение всех нужд человека чистой пресной водой и охрана вод выдвигаются в ряд важнейших задач современности.

Потенциал водных ресурсов Украины очень ограничен. Общие запасы ее водных ресурсов в средний по водности год составляют 94 млрд. м3. Запасы водных ресурсов на душу населения в такой же год равняются около 1,7 тыс. м3, в маловодный год - 1 тыс. м3, в Донецкой, Луганской, Харьковской областях и в Крыму - 0,24-0,50 тыс. м3. В целом, в республике запасы воды на душу населения в 15 раз меньшие, чем в Российской Федерации. В Украине 31 тыс. кв.км водной поверхности рек, 6,8 тыс. кв.км искусственных водоемов, 6 тыс. кв.км лиманов и 1 тыс. кв.км поверхности озер. Всего в Украине 22 тыс. прудов и 420 водоемов на малых и больших реках, которые поят и кормят людей. На территории Украины насчитывается 73 тыс. рек, из которых малые (до 10 км длиной) - 68 796, от 10 до 25 км - 3020, от 25 до 100 км - 968, от 100 до 500 (средние реки ) - 123, больше 500 км (большие реки) - 14. И все-таки Украина - самое маловодное государство в Европе.

Очень тревожно, что за последние 20 лет в Украине исчезло около 20 000 малых рек. Для восполнения дефицита воды в отдельных регионах Украины построены каналы: Северский Донец-Донбасс длиной 131,6 км, Днепр-Донбасс - 263 км, Северо-Крымский - 402 км, Днепр-Кривой Рог - 35,4 км. Каховский канал длиной 130 км подает воду в наибольшую в Европе оросительную систему. Водовод Днепр-Северное Приазовье длиной 175 км - самый длинный водопровод в Европе. [6] Обеспечение водой населения Украины усложняется неудовлетворительным качеством воды в водных объектах. Качество воды большинства из них по химическому и бактериальному состоянию классифицируется как загрязненное и грязное (ІV-V класс качества). Острейшее экологическое состояние наблюдается в бассейнах Днепра, Северского Донца, речках Приазовья, отдельных притоках Днестра, Западного Буга, где качество воды классифицируется как очень грязное (VІ класс). Постоянно ухудшается экологическая ситуация Азовского и Черного морей. Объемы сбрасывания загрязняющих веществ только из территории Украины ежегодно достигают 340 - 390 тыс. т. Уровень загрязнения морской воды в отдельных акваториях прибрежной полосы превышает предельно допустимые концентрации нефтепродуктов в два-семь раз, фосфора - в десять раз, а также других веществ. За последние десять лет вследствие загрязнения морей и привнесение новых видов растений и животных, опасных для местной флоры то фауны, объемы улова рыбы в Азовском и Черном морях уменьшились в пять раз.

Охрана вод в Украине

Все воды (водные объекты) на территории Украины представляют ее водный фонд. К нему относятся:

а) поверхностные воды: естественные водоемы (озера); водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, ставки) и каналы; другие водные объекты;

б) подземные воды и источники;

в) внутренние морские воды и территориальное море.

Берега водных объектов на территории Украины представлены:

- берегами Черного и Азовского морей, их заливами и лиманами как водными объектами общегосударственного значения;

- берегами больших рек с водосборной площадью свыше 50 тыс. км2, водохранилищами на них и озерами;

- берегами средних и малых речек водозаборной площадью до 50 тыс. км2, а также водоемами и прудами.

На протяжении последних лет наблюдается активизация опасных геологических процессов на побережье морей и почти всех водных объектов страны. Разрушение берегов водных объектов влияет на использование самих берегов и близлежащих к ним территорий, приводит к ухудшению экологических условий, возникновению чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, особенно в городах и поселках, где отрицательное влияние естественных факторов усиливается техногенными факторами. Разрушение берегов водных объектов и побережье морей ежегодно приводит к потере почти 120 гектаров прибрежных земель, в том числе на территории городов и поселков. Береговая полоса водохранилищ, озер, прудов и речной сети в городах и поселках составляет почти 15000 км, из которых свыше 2400 км имеют высокую степень пораженности абразивными эрозионными и сдвижными процессами, которые в значительной мере связаны с превосходящим развитием в пределах территории страны (до 70%) слабо водостойких лессово-суглинистых пород. Экологическая ситуация, которая сложилась на большинстве рек и водоемов, связана с несовершенством проведенных водоохранных мероприятий. В частности, необходимым является принятие ряда мер, которые предотвратили бы или уменьшили антропогенное влияние на водные объекты. Одним из таких мероприятий и важнейшим является вынос в натуру и закрепление на местности водоохранных зон и прибрежных полос вдоль рек и водоемов, которые разрабатываются с целью создания благоприятного режима для водных объектов, предупреждения их загрязнения и засорения. Границы прибрежных полос определяются специально разработанными проектами, которыми, также, определяется режим хозяйственной деятельности в них. [6]

Согласно действующему законодательству Украины "водоохранная зона - это природоохранная территория регулируемой хозяйственной деятельности, где создается благоприятный режим водных объектов, осуществляются мероприятия с целью охраны их от загрязнения, засорения и истощения, уничтожения количества околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока вдоль речек, морей, озер, водохранилищ и других водоемов". Ключевыми в этом определении выступают словосочетания "регулируемая хозяйственная деятельность" и "мероприятия с целью охраны" (водоохранные мероприятия).

При определении понятия "водоохранной зоны" необходимо также раскрыть сущность понятия "прибрежная защитная полоса", так как она является частью водоохранной зоны. Прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, где установлено более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны. Понятие "строгий режим хозяйственной деятельности" означает, что на этой территории запрещено: распахивать земли, заниматься садоводством, городничеством, оборудовать летные лагеря для скота, базы отдыха, дачи, гаражи, стоянки автомобилей, а можно строить лишь гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения.

Упорядочение водоохранных зон водоемов является важнейшей составляющей комплекса мероприятий из рационального использования и охраны водных и земельных ресурсов, которые обеспечивают надлежащий уровень природно-технического и санитарного состояния водоемов. Поэтому, при определении понятия "водоохранные мероприятия" следует обратить внимание на ключевое слово "водоохранные", так как оно раскрывает сущность этого понятия. Увеличение антропогенной нагрузки, т.е. прямого или побочного влияния хозяйственной деятельности, на бассейн водоема приводит к преобразованию естественной системы в новую, природно-хозяйственную, в которой устанавливается другое уравновешенное состояние, которое отвечает измененной природно-экономической ситуации. Итак, возникает необходимость разработать и осуществить мероприятия, которые регулируют эту нагрузку, предотвращают или ослабляют его отрицательное действие. [7]

Размеры водоохранных зон определяются с учетом рельефа местности, растительного покрова, характера их использования и согласовываются с органами по регулированию использования и охране вод и земель местных органов государственной исполнительной власти (размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливаются в Водном кодексе Украины [2], а также в ДБН 360-92** [4]).

Прибрежные полосы рек устанавливаются по обоим берегам рек вдоль уреза воды (в меженный период) шириной, м:

а) для рек длиной свыше 100 км_________до 100

б) для рек длиной 50-100 км____________до 50

в) для рек длиной до 50 км_____________не менее 20

Вдоль берегов водоемов прибрежные полосы устанавливаются шириной не менее 20 м от уреза воды, который отвечает нормальному уровню водоема. При проектировании новых населенных пунктов размеры водоохранных зон следует принимать не менее, м:

а) для водохранилищ________________________500

б) для малых рек длиной до 50 км______________100

в) для рек длиной 50-100 км включительно_______200

г) для рек длиной свыше 100-200 км____________300

В водоохранных зонах, прибрежных полосах запрещается размещение полигонов для твердых бытовых отходов и неутилизируемых промышленных отходов, составов нефтепродуктов, составов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей сточных вод животноводческих комплексов и ферм. В пределах территорий городских и сельских поселений допускается по согласованию с органами по охране природы размещения отдельных объектов производственной и социальной сферы, оборудованных централизованной канализацией. [2]

 

Рис.1 - Минимальные размеры проектных водоохранных зон
Рис.1 - Минимальные размеры проектных водоохранных зон

 

 

Рис.2 – Минимальные размеры проектных прибрежных защитных полос
(* - если уклон местности >3°)
Рис.2 – Минимальные размеры проектных прибрежных защитных полос

 

Проблемы водного законодательства

В 2004 году Украинским научно-исследовательским институтом водохозяйственно-экологических проблем разработана "Методика упорядочения водоохранных зон рек Украины". В отличие от ДБН 360-92** [4] в Методике предлагается порядок установления ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта. При отсутствии обрушения берега или его эрозионной активности и при узкой полосе подтопления ширина водоохранных зон устанавливается для малых рек не менее чем 250 м; для средних - не менее чем 500 м; для больших - по специальному расчету. В пределах городов и поселков размер водоохранной зоны, как и прибрежной защитной полосы, устанавливают соответственно существующим на время выполнения проекта конкретных условий застройки, но не ближе 10 м от бровки берега реки.

Таким образом, из вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что в Украине существует противоречие между градостроительными нормами и другими законодательными и методическими документами в сфере установления размеров водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. [1] В процессе изучения водного и экологического законодательства Украины выявляются и другие проблемы и неопределенности, примеры их представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Примеры проблем норм водного законодательства

Название проблемыСуть проблемы
1.Неопределенность земель разных категорийЗемли могут иметь одинаковый состав и относиться к разным категориям
2.Неопределенность понятия пользования водными объектамиСмешение понятий при управлении водными объектами
3.Неопределенность понятия "исторически" сложенной территорииВозможное существование способа, который бы обходил нормы водного законодательства относительно размещения загрязняющих объектов на территории водоохранных зон
4.Отсутствие полноты понятия земель водного фонда в Земельном КодексеСуществует незащищенность некоторых видов земель, которые теоретически должны принадлежать к землям водного фонда
5.Неприспособленность действующего законодательства существующим ситуациям на местностиИногда сложенная исторически ситуация противоречит нормам водного законодательства
6.Проблема охраны вод Черного и Азовского морейОтсутствие некоторых специальных нормативных актов, которые необходимо в будущем разработать

Учитывая вышеизложенное, следует констатировать, что правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос действующим законодательством Украины определен, но многие его нормы нуждаются в доработке путем внесения в них изменений и осуществления дополнений. Все эти проблемы и неопределенности возникают не только через неточности и несоответствия в законодательных актах, но и из-за отсутствия эффективной системы управления водными объектами, неполноты информации о них. [9]

Тенденции установления водоохранных зон

Для достижения эффективного управления водными ресурсами страны необходима информация об объектах управления, т.е. о водных ресурсах и их окружении. Особенностью водных, водохозяйственных и других объектов (реки, озера, моря, каналы, водохранилища, гидротехнические сооружения) является их большая протяженность и распределенность по всей территории Украины и сопредельных государств. Наличие информации о точном местоположении объектов, их взаимном расположении и взаимосвязи существенным образом влияет на качество управленческих решений, принятых и реализованных на разных уровнях: национальном, бассейновом, территориальном и местном.

Сейчас существуют две тенденции и две точки зрения на регулирование использования земель, которые прилегают к водным объектам:

1) усиление контроля, увеличение затрат бюджета на проведение природоохранных мероприятий, очищение территории водоохранных зон. При этом информация о наличии водоохранных зон недоступна участникам рынка недвижимости. Установление водоохранных зон проводится без учета сформированного землепользования и застройки. Частое установление водоохранных зон приводит к ограничению прав законопослушных землепользователей - права на земельные участки, которые они оформили до введения ограничений.

2) установление водоохранных зон на всей территории Украины требует несравнимых затрат времени и средств, при этом регулирование хозяйственной деятельности только в пределах водоохранных зон не приносит желательного положительного эффекта. Установление водоохранных зон не отвечает ни текущей ситуации (например, в Киеве и Киевской области застроено уже 30% территорий водоохранных зон), ни мировой практике в этой области. Предлагается осуществлять природоохранные мероприятия не в узких границах водоохранных зон, а на всей водосборной площади. [11]

Технология проектирования водоохранных зон

В обоих подходах к регулированию использования земель, которые прилегают к водным объектам, необходимы пространственный анализ и мониторинг факторов экологической нагрузки и землепользования на территориях, которые прилегают к водным объектам. Широкое применение ГИС-технологий позволило привести данные, полученные из электронных и бумажных полевых журналов, в определенный набор результатов геодезических измерений. В дальнейшем это позволит осуществлять мониторинг природоохранных мероприятий, проводить работы по исследованию, анализу, актуализации ситуации. Благодаря средствам оперативной систематизации графических и атрибутивных данных, которые поддерживаются в ГИС, можно анализировать ситуацию на любом этапе времени. Это позволяет решать задачи по планированию работ, созданию тематических карт, разрабатывать планы управления водными ресурсами с целью расчета достаточного количества воды для будущих поколений без серьезных убытков окружающей среде с учетом процессов, которые определяют качество водных ресурсов. Возможность отслеживания дальнейших изменений позволяют ГИС с помощью незаменимого инструмента для быстрого получения необходимой информации, хранения и обработки данных, построения статистических моделей различной тематики. Решение всех этих задач, а также дальнейшее ведение и создание цифровых карт эффективно реализуется за счет мощных средств ГИС-технологий, которые помогают отойти от традиционных методов "нанесения карандашом" в приложении к сфере охраны водных ресурсов. [11]

В Украине функционирует ряд информационных систем, а также разрабатываются новые системы. Анализ решаемых задач и функциональных возможностей существующих информационных систем показал, что те же самые данные фигурируют в разных, функционирующих автономно, системах. Вся информация, необходимая для управления водными ресурсами, характеризует географически распределенные объекты. Существующие автоматизированные системы не покрывают все множество задач, связанных с обеспечением информационной поддержки оперативного и стратегического управления водными ресурсами страны. Поэтому при создании эффективной геоинформационной системы необходимо учитывать существующие информационные системы и использовать накопленные атрибутивные данные. [12]

Таблица 2 – Задачи, решаемые с помощью ГИС-технологий

Наименование задачПредназначение задачи
1. Информационно-справочные заданияПоиск и отображение месторасположения объектов на карте; Поиск и отображение атрибутивных характеристик объектов по их месторасположению на карте;
2. Задачи анализа, моделирования и прогнозирования природных и техногенных процессов, связанных с управлением водными ресурсамиПозволяют в удобной и наглядной картографической форме получать обобщенную или детализированную информацию, как по территории всей страны, так и по любой ее отдельной части;
3. Информационная поддержка стратегических решенийМоделирование и прогнозирование следствий аварий (при разрушении гидротехнических сооружений, при катастрофах танкеров, разгерметизации трубопроводов и др.);
Анализ эффективности затрат бюджетных средств и мероприятий, направленных на снижение риска вредного влияния вод;
Создание тематических подборок картографических материалов для информационной поддержки стратегического управления водными ресурсами;
Оптимизация размещения распределенных объектов (дамб, плотин, сети пунктов наблюдений, эксплуатационных служб, инженерных сетей и др.);
Моделирование зон затопления и подтопление при строительстве гидротехнических сооружений и в паводковых ситуациях;
Разработка перспективных планов эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения
4. Информационная поддержка оперативных мероприятийКонтроль паводковых ситуаций и осуществление оперативных мероприятий по снижению их отрицательных следствий;
Эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения;
Мониторинг и контроль над распределением и затратой бюджетных средств;
Моделирование распространения опасных загрязнений в водных объектах и при угрозе попадания в водные объекты;

В качестве исходных материалов используются следующие цифровые пространственные данные:

- линия береговой черты водных объектов;

- цифровая модель рельефа, линии рельефа и отметки высот;

- данные Автоматизированной системы Государственного земельного кадастра о землепользовании;

- космические снимки;

- данные многолетних климатических и экологических наблюдений; и др.

Проектирование водоохранных зон выполняется в 3 этапа:

1. ГИС анализ территории:

- Моделирование поверхностных стоков;

- Расчет экологической нагрузки по водостокам на бассейн водоема;

- Дифференциация ширины зоны с учетом расчетной экологической нагрузки на бассейн водоема.

2. Расчет водоохранной зоны и пространственный анализ землепользования в ее пределах.

3. Корректировка размеров прибрежных защитных полос по космическим снимкам. Дешифрирование на снимках пашен, лугов и сенокосов, зелесенных участков и внесение соответствующих изменений в карту прибрежных защитных полос. Построение трехмерной модели местности по данным о рельефе, полученным из цифровой карты. Построение полигонального покрытия показывающего участки местности с уклоном более 3-х градусов. [11]

Основные проблемы процесса установления водоохранных зон:

1. Большое количество малых рек, которое ведет к увеличению объема работ.

2. В некоторых районах - низкая плотность населения, которое ведет к некоторым сомнениям в целесообразности установления водоохранных зон на незаселенных территориях.

Так же имеет значение высокая стоимость процесса разработки проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос, проведенного по традиционной технологии (полевые обследования, инвентаризация земель, разработка мер по улучшению ситуации и т.п.). При разработке проекта принимаются к вниманию, что установленные водоохранные зоны предназначены не только для экологического регулирования, но и приводят к важным экономическим последствиям. Установление отягощений и ограничений влияет на хозяйственную деятельность, стоимость земли и недвижимости на территории города. Поэтому в ходе работы выполняется анализ землепользования на земельных участках, которые попадают в водоохранную зону. [12]

Цель и результаты работы

В данной работе будет детально изучена технология установления водоохранных зон с помощью ГИС-приложения (а именно программный продукт ArcGis) на конкретном примере для дальнейшего внедрения ее на практике. Результатом работы должна быть графическая часть с черчением границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, функционального зонирования территории и аналитическая часть с проектом местных правил застройки и землепользования.

Выводы

В условиях плохого экологического состояния, нехватки питьевой воды, платного пользования землей одним из важнейших вопросов является определение режима застройки и использование земельных участков, которые прилегают к водным пространствам. Основная цель - это рациональное и эффективное использование прибрежных территорий, учитывая создание и поддержку благоприятного для проживания человека среды, защиту прав владельца и пользователя земельных ресурсов, привлечение земель в хозяйственный оборот и повышение их инвестиционной привлекательности. Рассмотрены подходы и технология установления границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, направленные на урегулирование отношений застройщиков и землепользователей, усовершенствование управлением территорией и более эффективное использование.

Итак, вопрос застройки и землепользования прибрежных территорий является непростым, нуждается в разработке методики обоснования и установления водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в разных местах, дальнейшего исследования и внесения изменений в нормативно-законодательную базу.

В данный момент магистерская работа находится на стадии разработки. После декабря 2009 г. полный текст работы можно получить у автора или у научного руководителя. По вопросам обращаться:

Email: malikov_s_s@mail.ru.

Перечень ссылок

  1. Богак Л.М., Тимофєєв М.В. "До питання упорядкування забудови прибережних територій в межах міських населених пунктів". Донбаська національна академія будівництва і архітектури, вул. Державина, 2, 86123, г. Макіївка, Україна.
  2. Водний кодекс України від 6 червня 1995 року зі змінами й доповненнями.
  3. "Порядок визначення розмірів і границь водоохоронних зон і режиму ведення господарської діяльності в них", затверджений Постановою Кабінету Міністрів України від 8 травня 1996 р. N 486 зі змінами, внесеними Постановою Кабінету Міністрів України від 24.01.2002 р.
  4. Державні будівельні норми України. ДБН 360-92** "Містобудування. Планування й забудова міських і сільських поселень", К., 2002
  5. "Методика впорядкування водоохоронних зон рік України", затверджена Указом Державного комітету з водному господарству № 46 від 29.04.1998 р., Міністерством охорони навколишнього природного середовища України від 16.02.2004 р. № 1173/20-8.
  6. "Экономический факультет". Тема 4: Факторы производства в мировом хозяйстве. Ресурсный потенциал современной цивилизации. [Электронный адрес]: http://books.efaculty.kiev.ua/mek/2/g4/6.html
  7. Українська річкова мережа. Інформація про водоохоронні зони. [Електронна адреса]: http://www.uarivers.net/ukr_rvrs/ukr_riv10_1.htm
  8. Доклад: Реки Украины. Информация по качеству воды в стране. [Электронный адрес]: http://www.bestreferat.ru/referat-17215.html
  9. Мамченко В. "Водоохранные законы неоднозначны". Противоречия в водном законодательстве. [Электронный адрес]: http://sobitie.com.ua/2006/03/16/vodooxrannye-zakony-neodnoznachny/
  10. Максименко М. Молодший юрист ЮФ «Спенсер & Кауфманн». "Про можливість будівництва у прибережних захисних смугах уздовж річок і на островах". [Электронный адрес]: http://www.legalweekly.com.ua/article/?uid=614
  11. Радионов Г.П., Купецкая Т.А., Рудов А.И. "Проектирование водоохранных зон с применением ПО ESRI".http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_36/14_zone2.html
  12. Алексеев В.В., Куракина Н.И., Орлова Н.В., Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Санкт-Петербург. "Геоинформационная система мониторинга водных объектов и нормирования экологической нагрузки".http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_36/9_StGIS.html

© ДонНТУ 2009 Маликов СС

>>  Вверх

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел