ДонНТУ >
Портал магистров ДонНТУ ||
Об авторе
Романов Антон Игоревич
ТЕМА
МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ:
"Создание
геоинформационной системы природоохранных территорий"
ПОДЗЕМНЫЕ ТАЙНЫ БАЛАКЛАВЫ
Секреты
подземелья
Лет десять
назад случайные очевидцы под большим секретом рассказывали о том, что в
Балаклавской бухте есть такое место, где подводные лодки исчезают прямо в
скалах. Оказывается, это вовсе не враки, а самая что ни на есть правда.
Субмарины заплывали по подземному каналу в чрево горы для ремонта. Огромный
подземный завод существует и поныне, вернее, хорошо сохранилась лишь его
"скорлупа". "Начинку" отечественные сдатчики металлолома растащили дочиста. А
поживиться там, уж поверьте, было чем: станки, десятки километров медного
кабеля, всевозможное оборудование.
После раздела Черноморского флота объект
оказался ничейным. России он не нужен потому, что для подлодок своих баз
хватает, а Украине, по большому счету, и ремонтировать-то нечего. У городских же властей с надземным царством полно хлопот.
Глобальный план
Для того,
чтобы представить масштабность подземных строек в Крыму, предлагаю сделать
небольшой экскурс в историю.
В 1945 году после судьбоносной Ялтинской конференции главы стран
антигитлеровской коалиции Черчилль и Рузвельт захотели посмотреть Севастополь.
То, что предстало перед их глазами, назвать городом было трудно - сплошные
руины. По прогнозам заморских лидеров, на восстановление города должны были
потребоваться десятилетия и помощь других стран. Поговаривают, что именно во
время этого визита Сталин задумал одновременно с восстановлением Севастополя
построить под ним еще один город - подземный.
По замыслу отца народов, этот город в случае атомной войны должен был приютить
50 тысяч человек. На тот момент коренных севастопольцев насчитывалось лишь 14
тысяч и еще 32 тысячи человек, в основном строительных специальностей,
приехавших восстанавливать город русской славы.
Раньше как было: сказано - сделано. Под землей начали строить командные пункты и
узлы связи, хранилища для оружия и боеприпасов, подземные стоянки для ремонта и
укрытия кораблей и подводных лодок, склады продовольствия и топлива,
электростанции, хлебозаводы, госпитали, холодильники. Что такое подземная
электростанция? Это несколько залов высотой 14 -15 метров. Туда свободно
заезжают "КрАЗы". В общей сложности из-под Севастополя планировалось вытащить
такую гору грунта, которая получилась бы, вздумай кто-нибудь проложить подземный
ход от Севастополя до Харькова шириной три метра и столько же высотой.[1]
Вину в бокале
тесно
В пятидесятые годы план Сталина активно воплощался в жизнь, но в
начале шестидесятых строительство замерло.
У Никиты Сергеевича был свой взгляд на оборону, планировалось существенно
сократить армию. До этого времени удалось построить многое, но не все. Для
заключительного этапа по строительству "подплава" - так специалисты называли
завод по ремонту подводных лодок - требовалось еще немало средств. Решение по
этому объекту должно было приниматься на самом высоком уровне. В 1957 году было
создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно
занималось строительством подземного сооружения, — говорит заместитель директора
Военно-морского музейного комплекса «Балаклава» Александр Шестопал. — Поскольку
архивные документы до сих пор находятся у россиян, нам пришлось собирать
информацию по крупицам. Ситуация осложнялась тем, что у многих специалистов до
сих пор не закончился срок подписки о неразглашении. Все было настолько
засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был
единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки
сооружены подземные убежища для субмарин-«малюток» (проект 615) и военный завод
«Металлист» для их ремонта. Подземный завод строился в противоатомном отношении
I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени
защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том
числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок
(как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура
была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных
шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через
специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный
комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые
номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Рассказывают, что в 1961 году посмотреть завод приехал сам Хрущев. Увиденное
впечатляло. Еще бы. В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через
канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Это уникальнейшее сооружение
располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в
скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный
цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр
штольни — 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным
плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло
полностью «закупоривать» подземный объект.
Такой же ботопорт, но только меньшего
размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном
положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход
на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в
сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны
был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не
обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс
был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое
попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти
Хиросимам». Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая
водный канал, имели закругленную форму.
По мнению военных «верхов», при гипотетическом ядерном взрыве в центре
Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных
уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки
метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое.
Весь удар должен был принять на себя передвижной ботопорт, который закрывал и
открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней
полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним —
26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе
свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой
службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а
затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.
В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и
другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в
подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и
выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений
превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки,
был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты
трехэтажного дома… Говорят, что завод Никите Сергеевичу очень понравился, но
использовать грандиозное сооружение генсек предложил как... винный склад.
Генералам потребовалась уйма времени, чтобы переубедить Хрущева и доказать ему,
что объект целесообразно использовать только по назначению. Вскоре строительство
было завершено, и подземные цеха заработали.
Кстати сказать, здесь же, на втором этаже, размещался штаб обороны ЧФ. Строился
подземный гигант настолько основательно, что случись вдруг атомный взрыв - он
был бы ему не страшен. Тысяча человек могли бы здесь жить автономно целый месяц.
Дело в том, что туннель пробивался сквозь скалу, коэффициент плотности грунта
которой соответствует седьмой категории твердости, почти что гранит. Бетонные
стены полутораметровой толщины сверху заливались еще и жидким стеклом.
Задвигающиеся ворота специальной конструкции до сих пор изумляют своей
массивностью: 10 на 10 и толщина более двух метров. Когда завод работал, входы
маскировались камуфляжными сетями, и было невозможно заподозрить, что живописная
гора таит в себе столько секретов.
Сейчас завод- громадина пустует. Можно ли хоть как-то его использовать?[2]
Вторая
молодость исполина
По мнению начальника отдела внешних связей Севастопольской
госгорадминистрации полковника Валерия Иванова, подземный завод может ожить:
например, в качестве музея. Интерес к подобным объектам есть и у иностранцев, и
у наших соотечественников. В пустующих цехах завода можно разместить оружие из
арсеналов ЧФ: бомбы, мины, снаряды, пушки. Для внушительности доставить сюда
списанную подводную лодку. Наверняка желающих побывать в ней будет много. Здесь
же, на территории завода, можно открыть ресторан и бар, а по вечерам многотонные
стены будут сотрясать децибелы дискотеки.
Валерий Борисович Новиков уже лет двадцать изучает историю Севастополя.
Подземный город он знает как никто другой. В свое время он был начальником штаба
местной обороны. По его словам, в развитых странах подобные сооружения успешно
используются для привлечения туристов. Впрочем, такой завод - явление
уникальное, и никакие заокеанские штольни ему не конкуренты. И что еще
немаловажно, создание музейно-зрелищного комплекса даст новые рабочие места тем
же офицерам флота.[1]
Список использованных материалов
1)
Секреты Балаклавы Объект
825 ГТС (Городская телефонная Станция)
2)
Подземная гавань
"холодной войны"
ДонНТУ >
Портал магистров ДонНТУ ||
Об авторе