Приемы
установления контакта с аудиторией
А.И. Романов
Донецкий Национальный
Технический Университет
Источник:
реферат по дисциплине "Ораторское искусство"
Введение
Что же такое ораторство? По многим определениям ораторство – это
сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Речи можно разделить на
развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие
к действию и т.д., в зависимости от поставленной оратором цели.
Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V веке до н.э., когда
это называлось «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам. Оно
возникло как ответ на практическую потребность общества. Вопросы
общества решались на Народном собрании, публично слушался суд,
достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась
необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и
Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике -
это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени
можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши
дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в
повседневной жизни. Одной из основных задач оратора, который хочет
добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей
на свою сторону.
Начало контакта с аудиторией
Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает
стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на
слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто
необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и
как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем
она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с
аудиторией:
а) Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне
голоса
б) Естественность
в) Раскрепощенность
г) Разговорный стиль изложения
д) Свободные жесты и движения
Зрительный контакт так же необходим, ведь он выражает заботу о
слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией.
Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать
взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку,
рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой
оратор не сумеет наладить общение со слушателями.
Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т. е.
манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу
замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного
контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться
смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного
контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на
другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают
многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее
значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к
другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но
дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с
аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно
обращаетесь к людям, они это чувствуют.
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7
секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны
произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует
гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального
эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.
В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Ораторские приемы
Для современной ораторской речи является характерным сочетание
логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика
выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление,
сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо
осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко
вызывает скуку и даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем
притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских
приемов:
• Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает,
выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к
определенным выводам.
• Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к
процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их
интерес.
• Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация,
вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную
активность.
• Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать,
размышлять.
• Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
• Показ практической значимости информации.
• Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
• Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
• Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь
внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
• Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости
слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную
выразительность фразе, сформулированной мысли.
• Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает
привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально
противоположный.
• Прием апелляции к собственным мыслям.
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и
убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически
во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов
рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в
переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной
выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры,
эпитеты, гиперболы и т.д.
Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который
обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей
ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь
желаемого эффекта.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения,
которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица
(я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять,
оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем
и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы
(Вы ведь хотите услышать мое мнение?).
Поза оратора
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут
говорить хорошо, несмотря на бросающуюся в глаза оригинальность позы.
Но, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять,
затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности.
Стоит поупражняться в манере правильно стоять, пока не появится
привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей
позы:
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки
слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на
обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на
носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет
напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея
несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь
выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе
дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене;
если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько
свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов
руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и
поверхностное, необходимы поясные упражнения. Учтите, что для правильной
координации движений и течения мыслей движение скорее должно
предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать
от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи
подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и
передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость
движений.
Жесты оратора
Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых
идей выступающего и представляют собой проявления его настроения и
мыслей. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе
в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и
кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза
жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть
значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и
убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и
ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только
одним профессиональным ораторам.
Конечно же оратору необходимо соблюдать кое-какие правила по
жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый
аудиторией жест, может навредить оратору.
а) Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по
мере ощущения потребности в нем.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не надо жестикулировать
руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в
подчеркивании жестом.
в) Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что
жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен
отставать от подкрепляемого им слова.
г) Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора
одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам
выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и
интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную
жестикуляцию.
Выводы
С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и
интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание
согласиться с ним и последовать его предложениям. И это нельзя понимать,
как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению. Оратор
для этого постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями,
непрерывно возбуждает и заостряет их интерес, добивается их
расположения, преодолевает безразличие, критические или просто
недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает,
удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к
действию - в зависимости от мотивов выступления.
Литература
1. Д. Карнеги, "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей",
перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.:
Прогресс, 1994 – 704 с. 2. Н.Н.Кохтев, "Основы ораторской речи".
Московский университет, М.: 1992г. – 521 с.