Детство
Каждую осень первого сентября в Луганске начинался набор в детскую спортивную школу. Мальчики и девочки приходили вместе с родителями и записывались в группы. Однажды, когда все уже разбежались по тренировкам, у входа остался парнишка двенадцати лет. Он был единственным, кто пришел без родителей. Звали его Сережа Бубка. Бубок-старших спорт вообще не интересовал. «Главное, чтоб ребенок в школе хорошо учился!» - любил повторять его отец. С учебой все было в порядке, но юноше хотелось заняться чем-то более интересным и важным. Вот и стоял он у входа в спортивную школу и внимательно читал информацию «для желающих подружиться со спортом».
Все уже давно разошлись: кто в гимнастический зал, кто в бассейн, кто на беговую дорожку. А он все никак не мог решить: какой вид спорта лучше, что выбрать? Плавание? Футбол? Теннис? Может, шашки?.. Или вообще лучше в музыкальную школу пойти?..
Сомнения развеял закадычный друг Славка Малахов. Он подбежал к Сереже и, хлопнув по плечу, сказал:
- Айда к нам в прыжки с шестом! Поверь, старик, все остальное просто ерунда! У нас ребята настоящим делом занимаются. И с тренером познакомишься, во дядька!
Предложение Бубке показалось заманчивым, но он тут же спросил:
- А как я буду шест возить, когда мы на соревнования поедем? В рюкзак же его не сложишь?
- Участие в соревнованиях еще надо заработать, - ответил Славка. - А насчет шеста не волнуйся, я тебе помогу!
Так Сергей впервые оказался в секторе для прыжков и познакомился со своим первым тренером Виталием Петровым. Петров быстро и легко распознал в Бубке редкий природный талант. В юноше были все данные, чтобы заняться любым видом легкой атлетики. И тренер не на шутку побаивался, что Сережа в один прекрасный момент изменит прыжкам с шестом и уйдет в бегуны. Но, к счастью, этого не произошло.
А когда Петрову пришлось с семьей переехать в Донецк, то он взял из Луганска с собой лучших учеников, где у них появились более комфортные условия для тренировок. Среди них был и Сергей Бубка. Мама Валентина Михайловна, медсестра по профессии, долго не хотела отпускать младшего сына в другой город. Но потом сдалась: «Знаешь, сынок, ты все-таки поезжай… Не хочу себя потом казнить, если у тебя в жизни что-то не так получится». Отец тоже долго не сопротивлялся: «Поезжай. Город красивый - кругом одни розы». В то время в миллионном Донецке на каждого жителя приходилось по десять кустов роз! После этого разговора мама и папа, Назар Васильевич, побывали впервые на стадионе, только когда их сын уже стал рекордсменом мира. До этого к достижениям Сережи особого интереса они не проявляли. А Донецк, утопающий в розах, стал для Бубки вторым домом.
Четыре минуты без короны
Приехав в Хельсинки на первый в истории легкой атлетики чемпионат мира, 19-летний Бубка завоевал свое первое «золото» среди сильнейших прыгунов планеты.
Однако сенсационную победу советского спортсмена многие специалисты списали тогда на удачу. Никто и не подозревал, что новый «король шеста» взошел на престол надолго, да и результат был не самым впечатляющим - 5,70 м.
Более того, по итогам года Бубка даже не попал в десятку сильнейших шестовиков мира.
Но уже через год Сергей начал свой первый сезон охоты за мировыми рекордами, который, однако, был подпорчен досадными событиями 1984 года.
Бойкот, предпринятый вождями Советского Союза, не позволил Бубке блеснуть на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Чемпионом в Штатах стал француз Пьер Кинон, которому для победы стоило преодолеть планку высотой лишь 5,75. А Бубка завершил тот сезон мировым рекордом на отметке 5,94! Совершенно очевидно - не «обиделись» бы советские вожди на Америку, Сергей Бубка стал бы олимпийским чемпионом уже в 20 лет! Впрочем, сам спортсмен так не считает. Дело в том, что в те годы в прыжках с шестом выступал французский атлет Тьерри Виньерон, о котором следует сказать отдельно. Он единственный в мире человек, который в очном споре с Бубкой отнял у него мировой рекорд… Правда, ненадолго, только на четыре минуты! Это случилось на турнире «Голден гала» в Риме в августе 1984 года.
С тех пор за 17-летнюю карьеру Бубку как спортсмена «хоронили» не раз, но никому ни на одну минуту не удавалось отнять у него корону мирового рекордсмена. «Он идеально сконструирован природой для прыжков с шестом, в нем все оптимизировано, - рассказывает российский шестовик, чемпион мира Максим Тарасов. - Кроме того, Бубка фанатично честолюбив и неравнодушен к рекордам и титулам. Он еще лет на десять может быть спокоен за свои рекорды. Человека, способного посягнуть на них, я пока не вижу».
120 тысяч долларов за прыжок
Были в карьере Бубки и первый выход на дорожку, и первый чемпионский титул, и первый мировой рекорд. Но один прыжок стоит особняком в длинном ряду 35 мировых рекордов спортсмена…
Это случилось 13 июля 1985 года на стадионе имени Жана Боуэна в пригороде Парижа во время чемпионата мира. День начался как обычно: легкий завтрак в гостинице, выезд на стадион, разминка. Трибуны всех секторов заполнились до отказа задолго до старта соревнований. В утренних газетах на первых полосах были напечатаны фотографии советского прыгуна. Публика ждала очередного рекорда, а может и чуда - прыжка через планку высотой в 6 метров. Такого еще никому в истории спорта не удавалось! Когда комментатор объявил, что на дорожку выходит Сергей Бубка, стадион замер. Казалось, было слышно каждое слово судей, которые фиксировали планку на рекордной шестиметровой высоте и заполняли протоколы.
Начался разбег. В эти секунды внимание всего мира было приковано к спортсмену, который, держа в руках пластиковый шест, вот-вот был готов взлететь на недосягаемую высоту. Последний шаг - и он оторвался от земли, вернее сказать, взлетел. Еще доли секунды, и стадион взорвался овацией. Сам Сергей считает этот прыжок главным в своей спортивной карьере и так вспоминает о нем:
- Недавно случайно оказавшись в тех местах, я остановил машину и повел жену с сыновьями на стадиончик, ничуть, похоже, с тех пор не изменившийся, и исправил оплошность, допущенную много лет назад: взял на память кусочек покрытия с дорожки разбега.
Более сорока раз он еще покорял эту высоту, а за последний свой рекорд - 6 м 15 см, который был установлен в 1994 году, получил в подарок красный «Феррари» стоимостью 120 тысяч долларов.
Спортсмен-бизнесмен
Сергей Бубка родился в Луганске, тренировался в Донецке, выступал под флагом Советского Союза, потом стал представлять на мировом уровне Украину, сейчас живет в Монако. Но о родине не забывает. В 1990 году он основал «Клуб Сергея Бубки» в Донецке, который проводит международные соревнования «Звезды шеста». Дело это хоть и благородное, но довольно хлопотное. «Я вынужден заниматься большим бизнесом для финансирования своих спортивных программ: без этого они невыполнимы. Поставил для себя цель - сделать что-то важное для своего города, людей и талантливых спортсменов. Я финансирую детские соревнования, оплачиваю работу восьми тренеров в своем центре», - рассказывает Бубка.
А еще фирма Сергея Бубки занимается выпечкой хлеба и печенья в Донецке. Ни для кого не секрет, что в условиях современных рыночных отношений без «криминального вопроса» в этом деле не обойтись. Опасности подстерегают на каждом шагу, и мировые рекордсмены - не исключение. Как-то утром в офисе фирмы раздался звонок, секретарь сняла трубку и услышала голос довольно молодого человека. Интеллигентным тоном тот просил связать его с Сергеем Назаровичем. «Он сейчас занят, как вас представить?» - «Ничего, я подожду. Скажите, друг», - ответил мужчина. Как оказалось, «друг» очень нуждался в финансовой поддержке и просил помочь ему исключительно наличными, но никак не хлебом или булочками. Однако с такими «голодающими» Сергей Бубка решает все проблемы быстро и просто:
- Было несколько эпизодов, когда ко мне подкатывали ребята с бритыми затылками и сломанными ушами. Но после разговора с моими друзьями из Службы безопасности Украины они отстают.
Человек - памятник
Один из донецких болельщиков признался, что во время своей свадьбы приехал с невестой возложить цветы не к памятнику Ленину или Тарасу Шевченко, а к памятнику Сергею Бубке. Действительно, центр города, который когда-то украшали миллионы роз, теперь украшает прижизненный бронзовый памятник прославленному спортсмену. На церемонии открытия ни Сергей, ни его семья не могли скрыть смущения. Жена Лилия нашла множество отличий от оригинала и сказала журналистам, что памятник можно считать аллегорическим изображением ее мужа.
- Не будь этого монумента, - рассказал Бубка, - мне было бы, наверное, легче жить. Даже радуюсь, когда слышу: «Что-то не очень похож». К собственному памятнику отношусь с юмором. Когда проезжаю мимо на машине, рукой двойнику машу: «Привет! Как дела?» И вообще к славе стал относиться проще, спокойнее. В молодости спортивного честолюбия сидело внутри гораздо больше. Теперь острота ощущений притупилась. Все эти годы, что провел в секторе, сознательно ограждал себя от многих мирских забот, многим жертвовал ради рекордов и титулов. Возвращение к нормальной жизни, в которой уже имя и титулы не значат ровным счетом ничего, оказалось непростым. По сути, пропустил образование как таковое - не в смысле диплома, который у меня, разумеется, есть, а в смысле обретения прочных знаний.
Кстати, не так давно Бубка защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование индивидуальных способностей студентов в процессе физического воспитания». И все это он успевает, находясь немалую часть времени в Монте-Карло, где живет уже около десяти лет с женой и двумя сыновьями. Кроме того, Сергей Назарович является советником премьер-министра Украины, депутатом Верховной рады Украины и председателем легкоатлетической комиссии Международного олимпийского комитета. А когда у такого большого человека спрашивают, какие ему снятся сны, он отвечает:
- Все больше цветные, красочные, и в них я постоянно лечу, пытаюсь дотянуться рукой до небес… и просыпаюсь[1].
Список источников:
-
http://Donetsk.ukrgold.net/elders/9
Сайт проекта «Золотая элита Украины». Знакомит с выдающимися личностями нашей страны в области политики, бизнеса, наук, медицины, культуры и спорта.
|