ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНОВ ТБО

Орлова Т.А.


Источник:http://www.nbuv.gov.ua/articles/2004/04otatbo.zip


Процесс выбора территории для размещения полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и определения критериев оценки пригодности по отношению к другим элементам городской структуры должен обеспечить нормативный уровень комфорта системы «объект-среда-человек», высокий уровень реализации намечаемой деятельности, соответствие показателей состояния полигона и его инфраструктуры нормативным, возможность реабилитации нарушаемой территории после прекращения деятельности через возобновление природных компонентов и экологических показателей градостроительных систем.
Понятие «городская среда» фиксируется на системе «человек-среда», созданной природной, антропогенной, техногенной и социальной составляющими, которые находятся в территориальном, экологическом и социально-демографическом взаимодействии [1,2,3]. Требования к организации территорий населенных пунктов определяются совокупностью условий, которые зависят от функционального назначения техногенного объекта, объектов коммуникации или инфраструктуры. При этом доминантой является приоритет сохранения условий привычной жизнедеятельности человека и реального возобновления природных систем.
Способность территорий, нарушаемых локальными техногенными образованиями (полигонами ТБО), к регенерации исходного экологического состояния априори зависит от условий размещения полигона и выбора площадки. Расположение полигонов без учета факторов выбора производит к экстенсивному разрастанию городских территорий, стихийному формированию функционально-пространственной структуры населенных мест и требует дополнительных инвестиций с увеличением эксплуатационных затрат объекта.
Среди критериев выбора площадок, приемлемых для размещения полигонов, на наш взгляд, следует выделить следующие:
- градостроительный. Размещение полигонов ТБО должно осуществляться за пределами селитебных зон, дачных и садово-кооперативных застроек на расстоянии, как минимум равном СЗЗ полигона (500м), вдали от архитектурных, исторических и ландшафтных памятников, рекреационных зон и зон кратковременного отдыха населения. Выбранный участок должен вписываться в общую градостроительную ситуацию с учетом перспективного развития городских и пригородных территорий.
- природно-ландшафтный. Расположение полигона целесообразно на землях, не занятых пашней, сельскохозяйственными, лесными и другими продуктивными угодьями. Наиболее предпочтительны участки овражно-балочной сети, карьерные выемки и другие выработанные пространства антропогенного и естественного происхождения, не осложненные негативными геологическими процессами. Использование отрицательных форм рельефа оптимально в связи с тем, что при наращивании высоты складируемых отходов при выходе на отметки +0 (т.е. над поверхностью земли) отсутствует диссонанс визуального восприятия равнинной местности и геометрично спланированного тела полигона. В свою очередь, многотонная толща уплотненных отходов является пригрузкой, способствующей стабилизации эрозионных, склоновых и других геодинамических процессов, характерных для отрицательных форм рельефа. Лимитирующим показателем среди природных факторов выступает глубина залегания грунтовых вод и фильтрационная способность грунтовой толщи. Достаточная глубина залегания грунтовых вод – не ближе 2м от дневной поверхности с учетом сезонных колебаний уровня потока. Фильтрационная способность грунтов крайне важна при выборе площадки, т.к. использование естественных свойств подстилающих грунтов позволяет существенно снизить затраты на противофильтрационную защиту основания полигона на стадии строительно-монтажных работ. Требуемый коэффициент фильтрации грунтов, обеспечивающий нормативные показатели гидрогеологической среды, составляет 0,0086м/сут. Это значение приближается к естественному состоянию глин и тяжелых суглинков, которые рассматриваются как наиболее перспективные грунты в основании полигона. Вместе с тем есть ряд негативных гидрогеологических и геологических проявлений, препятствующих расположению полигона на той или иной площадке, а именно: зоны тектонических нарушений в виде разломов, сдвигов, повышенной трещиноватости коренных пород, зонах активного карста и суффозии, селе- и оползнеопасных районах, подтопления, заболачивания. Недопустима организация полигона на территориях, характеризующихся выходами грунтовых и подземных вод, поймах рек, водоохранных и санитарных зонах водоемов, зонах формирования и использования поверхностных и подземных минеральных вод [4].
- транспортно-инфраструктурный. Оптимальное функционирование современных полигонов как сложных природно-инженерных сооружений требует обеспеченности транспортной доступностью и возможности использовать существующие инженерные коммуникации. Технология складирования как самих коммунальных отходов, так и неутилизируемых остатков их вторичной переработки предусматривает создание промежуточных изоляционных слоев из минерального грунта или инертных материалов. Как правило, балансовые объемы грунта, которые образуются при организации котлована (или траншей) полигона не способны полностью удовлетворить потребности в земляных массах, используемых на изоляцию. В результате возникает дефицит грунтовых ресурсов, что приводит к грубым нарушениям технологии эксплуатации полигонов и, как следствие, оказывается дестабилизирующим фактором техногенной безопасности объекта. В связи с этим, при выборе перспективных площадок будущих полигонов необходимо рассматривать фактор транспортной доступности территории для подвоза дополнительных объемов минерального грунта, отходов строительных материалов, золошлаковых отходов котельных и ТЭЦ, других инертных материалов. Ресурс территории должен предусматривать их размещение в кавальерах.
- экономический. На стадии определения пригодности площадки полигона этот критерий выступает как один из решающих, поскольку целесообразность выбора современных технологий утилизации отходов (в том числе и переработки), набор основных и вспомогательных сооружений объекта функционально зависят от типологического уровня населенного пункта в общей иерархии системы населенных мест. Урбанизированные территории, городские агломерации, сельские поселения, рекреационные территории различаются между собой не только объемами образующихся отходов, но их видами, морфологическим составом, физико-химическими свойствами, пригодностью для вторичной переработки. Комплексные мусороперарабатывающие предприятия совместно с традиционными полигонами для захоронения неутилизируемой части отходов целесообразно размещать в крупных населенных пунктах – городах и городских агломерациях (особенно в курортных зонах), которые способны обеспечить перманентную загрузку мощностей объекта. Для сельских населенных пунктов более приемлем вариант традиционного полгона ТБО (но с наличием первичных сортировочных пунктов) и дополненного сооружениями или установками для утилизации трупов домашних животных, который учитывал бы пространственную близость сельских поселений и аккумулировал в себе отходы от нескольких близкорасположенных сельских населенных пунктов. Удаленность полигона от границ города целесообразна не более, чем на 15-20км, т.к. с учетом движения мусоровозов в пределах городской черты дальнейшее увеличение плеча пути снижает рентабельность транспортных перевозок по санитарной очистке населенного пункта. Другим показательным примером является практический опыт эксплуатации биогазовых установок, когда подача биогаза потребителю эффективна при его удаленности не более 5км.
- ландшафтно-архитектурный. Процессы последующей реабилитации земель, занятых полигонами ТБО, находятся в тесной взаимосвязи с пространственным расположением объекта. Альтернативное использование, санация и восстановление этих нарушенных территорий представляет собой сложную, многогранную ландшафтно-архитектурную задачу, основные решения которой должны просматриваться уже на начальном этапе реализации инвестиционной деятельности.
- социальный. Учет общественного мнения, сформированного отношением населения, проживающего вблизи перспективных для полигона территорий, крайне важен на стадии определения местоположения объекта. Негативнее отношение общественности при активизации проявлений несогласия способно приостановить намечаемую деятельность либо вынудить отказаться от ее реализации даже на стадии инвестирования и осуществления работ.
Таким образом, проблема определения пригодности территорий для размещения на них полигонов ТБО базируется на многогранности требований к качественному соответствию этих территорий. Решение проблемы, на наш взгляд, необходимо искать в их компромиссном сочетании. Обзор существующих современных технологий по утилизации и рекуперации отходов позволяет говорить о том, что полигоны твердых отходов (в т.ч. и коммунальных) – это один из самых консервативных и неэффективных способов решения «мусорной» проблемы. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в условиях инвестиционного «голода» для большинства населенных пунктов Украины полигоны ТБО – это едва ли не единственный цивилизованный способ обращения с отходами.

Литература

  1. Чемакіна О.В. Сутність проблеми реабілітації порушеного міського середовища // Містобудування та територіальне планування: Наук.-техн. збірник.- Кіїв: КНУБА. – 2003. – Вип.14. – С.208-212.
  2. Дьомін М.М., Солуха Б.В. Оцінка екологічного стану території в складі містобудівного кадастру // Містобудування та територіальне планування: Наук.-техн. збірник.- Кіїв: КНУБА. – 2002. – Вип.11.- С.44-48.
  3. Солуха Б.В., Фукс Г.Б. Інвестиційні вимоги до складу екологічної інформації містобудівного кадастру базового рівня // Містобудування та територіальне планування: Наук.-техн. збірник.- Кіїв: КНУБА. – 2002. – Вип.12. – С.132-137.
  4. Абрамов И.Б., Чунихин В.Г. Принципы размещения полигонов твердых бытовых отходов и их учет в государственном нормативном документе ДБН «Размещение и проектирование полигонов твердых бытовых отходов» // Тезисы докладов конференции с международным участием «Сотрудничество для решения проблемы отходов».- 5-6 февраля 2004г., г.Харьков.