← на главную
                              ДонНТУ                                     Портал магистров ДонНТУ
 
Мой город
«Вифлеем»

Вифлеем - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма, расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь.

С доисторического периода район Вифлеема постепенно заселялся. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд древних жилищ, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века. Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. Два младенца, появившихся на свет в Вифлееме, прославили город на все времена: Давид, будущий царь Израиля и основатель Иерусалима, и родившийся на тысячелетие позже Иисус, родословную которого евангелисты ведут от Давида. Мария родила Иисуса в пещере, которая стала одной из главных христианских святынь, а Вифлеем стал одним из святейших городов для всего христианского мира.

Мать римского императора Константина Елена воздвигла над местом, где родился Иисус, церковь Рождества Христова. Первый храм, построенный в 325 г., впоследствии разрушался, но снова восстанавливался и несколько раз перестраивался. Просторное помещение храма разделено несколькими рядами колонн на 5 нефов. На стенах и потолке можно видеть остатки древних мозаик и фресок. В пещере, которую можно осмотреть, отмечено священное место рождения Христа.

Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день. Перед церковью находился атриум - широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.

Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: "Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь". На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.

В XII в. стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнина (1148 - 1180 гг.). В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского. Мозаика Мануила Комнена почти полностью осыпалась. Сохранившиеся фрагменты изображают различные события из жизни Христа: в южной абсиде изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде - изображение явления Воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; третий рисунок представляет картину Вознесения Христова. Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью.

В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются "вратами смирения".

Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров.

Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.

По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: "Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est" (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде. В 3-х шагах от Звезды находится престол "Святых яслей", в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол "Поклонения волхвов". За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний придел, где до сих пор служится Литургия. Основные прихожане - православные арабы. К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.

Вифлеем расположен на Западном Берегу Реки Иордан, на территории которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе. Вифлеем отделен от Израиля бетонной разделительной стеной, чтобы попасть в город надо пройти через контрольно-пропускной пункт…

-наверх-
                                                                     © ДонНТУ Абусада Моханад