Источник: http://ispu.ru/library/lessons/Poletaev2/index.html
Бурное
развитие
информатики
и микропроцессорной
техники
подняло на
принципиально
новый
уровень
решение
многих задач
управления
технологическими
и производственными
процессами.
Тенденция
перехода к
автоматизированному
производству
затронула
многие сферы
хозяйства, в
том числе и
машиностроение.
В основе
автоматизации
процессов
лежит
частичное
или полное
отстранение
человека от
непосредственного
участия в
производственном
процессе. В
современных
условиях
прогрессивным
может быть
только такое
производство,
которое
способно
учитывать
изменение
спроса
заказчиков и
может быстро
переходить
на выпуск
новой
продукции. В
результате
удается
избежать
выпуска не
находящей
спроса
продукции
бесполезного
расходования
ресурсов.
Развитие
автоматизации
на ранних
этапах
характеризовалось
отсутствием
мобильности,
динамичности
- создание
жестких
автоматических
линий,
предназначенных
для массового
производства
(срок
окупаемости
таких линий
составляет
не менее 8 - 10
лет). Однако
единичное и
мелкосерийное
производство
оставались
практически
неавтоматизированными.
Именно
поэтому
возникла
принципиально
новая концепция
автоматизированного
производства
- гибкие
производственные
системы (ГПС).
Начальным
этапом формирования
направления
автоматизации
этих типов
производств
можно
считать 60-е
годы, когда
впервые было
сформулировано
понятие
"гибкое
производство".
Под гибкостью
станочной
системы
понимают ее способность
быстро
перестраиваться
на обработку
новых
деталей в
пределах,
определяемых
техническими
возможностями
оборудования
и
технологией
обработки
группы деталей.
Высокая
степень
гибкости
обеспечивает
более полное
удовлетворение
требований
заказчика, оперативный
переход к
выпуску
новой продукции,
сохранение
оправданного
характера мелкосерийного
производства,
автоматизацию
технологической
подготовке
производства
на базе
вычислительной
техники, снижение
затрат на незавершенное
производство.
Гибкое
автоматизированное
производство
должно
обладать
следующими
признаками:
1. гибкость состояния системы, то есть способность хорошо функционировать при различных внешних (появление нового ассортимента изделий, изменение технологии и др.) и внутренних (сбои в системе управления станками, отклонения во времени и качестве обработки и т.д.) изменениях;
2. гибкость действия, то есть обеспечение возможности легко включать в систему новые станки и инструменты для увеличения ее мощности в связи с увеличением объема производства;
3. гибкость системы группирования, то есть возможность расширения семейства обрабатываемых деталей;
4. гибкость технологии, определяющая способность системы учитывать изменения в составе выполнения технологических операций;
5. гибкость оборудования, которая характеризуется способностью системы справиться с переналадками в станках;
6. гибкость транспортной системы, выражающаяся в бесперебойной и оптимальной загрузке металлорежущего оборудования по определенной, наперед заданной стратегии управления;
7. гибкость системы обеспечения инструментом;
8. гибкость системы управления, обеспечивающая наиболее рациональное построение маршрутов обработки и транспортных потоков с точки зрения различных критериев;
9. организационная гибкость производства, заключающаяся в возможности простого и незамедлительного перехода на обработку любой из освоенных системой деталей.
Основными
компонентами
ГПС являются:
гибкий
производственный
модуль (ГПМ),
автоматические
складская и
транспортная
системы (АСС
и АТС) и
система
автоматизированного
управления.
Гибкий
производственный
модуль
должен выполнять
в
автоматическом
режиме
следующие
функции:
1. переналадку на изготовление другого изделия;
2. установку изделий, подлежащих обработке в технологическом оборудовании, и выгрузку готовых изделий;
3. очистку установок от отходов производства;
4. контроль правильности базирования и установки обрабатываемого изделия;
5. контроль рабочих сред и средств, осуществляющих обработку, а также формирование корректирующих воздействий по результатам контроля;
6. замену средств обработки и рабочих сред;
7. контроль параметров, обрабатываемого изделия и формирование корректирующих воздействий по результатам контроля;
8. автоматическое управление технологическим процессом на основе принятых критериев эффективности;
9. связь с верхним уровнем управления с целью обмена информацией и приема управляющих воздействий;
10. диагностику технического состояния и поиск неисправностей.
Применение автоматической складской системой в ГПС необходимо для хранения запаса объектов обработки, инструмента, приспособлений, материалов в связи с тем, что при многонаменклатурном производстве невозможно организовать обработку различных партий деталей в едином ритме, подобно автоматическим линиям с жестким циклом. Автоматическая складская система используется в качестве организующего звена, информационная модель которого может применяться для планирования работы ГПС, так как сменно - суточное задание рассчитывается на основании информации о наличии предметов и средств обработки на складе. Она должна иметь достаточную емкость для обеспечения непрерывности многосменного технологического цикла при рациональном использовании площадей и объемов производственных помещений, обеспечить сохранность обрабатывающих устройств и готовых изделий в заданном ориентировочном положении при операциях приема, хранения и выдачи, а также учет комплектности склада и выдачу информации об этом на верхний уровень управления. Автоматическая транспортная система, входящая в ГПС, обеспечивает получение из АСС и возврат изделий (полуфабрикатов, материалов, комплектующих изделий, инструмента, технологической оснастки и др.), перемещение их в заданном направлении с заданной скоростью, переукладку с одних транспортных средств на другие, установку на приемные устройства с заданной точностью, транспортировку изготовленных изделий на склад готовой продукции и т.д. Эта система должна удовлетворять требованиям ГПМ, сохранять ориентацию перевезенного груза, осуществлять связь с верхним уровнем управления. В состав АТС входят основное транспортное оборудование, основу которого составляют накопительно-ориентиррующие устройства. В зависимости от условий производства в ГПС применяются транспортные средства трех видов: напольные роботы - электроробокары, подвесные транспортные роботы и конвейерные системы.
В системах
управления
ГПС
применяется
большое число
вычислительных
машин,
выполняющих
функции
сбора,
хранения,
передачи,
обработки и
выдачи
информации.
Для
координации
работы
элементов
ГПС
используется
многоуровневая
система. К
первому
уровню
относятся
устройства
управления
промышленным
роботом с
программным
управлением.
Ко второму
уровню относится
система
управления
гибким
производственным
модулем (ГПМ).
Состав
информационных
и
управляющих
функций,
которые реализуются
на уровне ГПМ
с помощью
средств локальной
автоматики и
автономной
микроЭВМ,
определяется
для каждого
модуля.
К
информационным
функциям на
этом уровне относятся:
1. контроль технологических параметров;
2. проверка работы технологического оборудования и транспортных систем в составе модуля;
3. контроль выполнения операций;
4. пооперационный учет обработанных изделий;
5. подготовка и передача информации на высший уровень управления.
К
управляющим
функциям
модуля
относятся управление
режимами
работы
оборудования
и
транспортных
систем
внутри
модуля, а
также
диагностика
их
неисправностей.
Управляющая
микроЭВМ второго
уровня
формирует
информацию
для передачи
на высший
уровень.
Обработанная
и сформированная
с помощью
микроЭВМ
технологического
модуля
информация
передается
на третий уровень
управления
группой
модулей,
автоматическими
складскими
системами и
автоматическими
транспортными
системами.
Информационными
функциями
этого уровня являются:
1. контроль движения изделий по технологическому маршруту обработки;
2. пооперационный учет обработанных изделий;
3. учет годных и бракованных изделий;
4. диагностика функционирования транспортно-накопительных систем и технологических модулей;
5. контроль уровня запасов предметов обработки, обеспечивающих бесперебойность процесса.
К
управляющим
функциям
третьего
уровня относятся:
1. задание технологических режимов обработки изделия;
2. управление поиском предметов обработки на складах и в накопителях, а также их загрузкой, транспортировкой, выгрузкой и установкой на приемные устройства с требуемой точностью;
3. сигнализация о достижении критических ситуаций по уровню запасов на складах и накопителях;
4. автоматическая остановка технологического комплекса при аварийных ситуациях и сигнализация об этом.
Управляющие сигналы передаются на микроЭВМ технологических модулей, а общая информация о работе технологического комплекса поступает на следующий, четвертый, уровень управления предприятием. Создание ГПС с использованием современных средств вычислительной техники не исключает участия человека в управлении производства. В зависимости от степени автоматизации изменяются только его задачи и характер деятельности, в результате чего увеличивается цена ошибки, которую может при этом совершить человек. Отсюда следует, что современная ГПС в самом общем виде представляет собой систему "человек - машина" и рабочие места диспетчеров и операторов должны учитывать задачи и условия деятельности человека по управлению и обслуживанию ГПС и систем управления ГПС в нормальных условиях функционирования и в аварийных ситуациях.
Особенности:
ГПС являются
достаточно
сложным,
динамическим
объектом,
который нельзя
описать без
определенных
допущений. Во
многом его
экономическая
эффективность
зависит от
созданной
математической
модели
производства.
Преимущества:
1. Сокращение объемов незавершенного производства в 2-2,5 раза;
2. Повышение коэффициента загрузки оборудования до 0,8 – 0,9;
3. Повышение мобильности производства (сокращение сроков освоения новой продукции, возможность обеспечения быстрой приспособляемости производства к изменению объекта изготовления, сокращение времени подготовки производства в среднем на 50%, уменьшение наименований и количества необходимого инструмента, сокращение времени установки заготовок на станке и т.д.);
4. Повышение производительности труда (рост производительности труда на всех стадиях производства, сокращение времени цикла обработки каждой детали за счет автоматизации установки и снятия заготовок, обеспечение длительной работы без присутствия человека или при ограниченном количестве операторов, повышение коэффициента сменности);
5. Повышение качества продукции (увеличение надежности управления станками, обеспечение стабильности качества продукции, сокращение времени сборки изделий, снижение брака в 4-5 раз и затрат на его ликвидацию, автоматизация контроля размеров обрабатываемых деталей непосредственно на станке);
6. Снижение затрат на производство (снижение себестоимости продукции за счет роста производительности труда, сокращение сроков технической подготовки и вспомогательных работ, сокращение расходов на содержание производственных и вспомогательных площадей, снижение срока окупаемости).
Проблемы и трудности всегда имеют место при внедрении новой техники, однако для ГПС они могут быть более значительными, так как это новая концепция производства. Рассмотрим их подробнее:
1. Большие первоначальные капитальные вложения, связанные с приобретением и пуском ГПС.
2. Сложности при проектировании и внедрении системы управления;
3. Проблемы подготовки кадров - рабочий перестает быть оператором, знающим одну специальность, он должен владеть рядом профессий;
4. Сложность проектирования ГПС и выполнения технико-экономического анализа;
5. имеется мало поставщиков систем, которые могут поставлять сложные системы;
Анализ ГПС позволяет сделать некоторые выводы:
1. управление транспортными системами и работой станков осуществляется одной или несколькими ЭВМ;
2. число станков в ГПС колеблется от 2 до 50. Однако 80% ГПС составлено из 4-5 станков и 15% из 8 – 10;
3. реже встречаются системы из 30-50 станков (2-3%);
4. Наибольшее распространение получили в механообработке – до 71%;
5. различна и степень гибкости ГПС. Например в США преобладают системы для обработки изделий в пределах 4-10 наименований, в Германии – от 50 до 200;
Ниже приведена схема планировки ГАУ типа «Талка 320», предназначенного для многооперационной обработки корпусных деталей малых и средних типоразмеров, показана на рисунке. В гибкий автоматизированный участок включены пять расположенных в линию ГПМ и транспортная система типа ТС320. Система транспортирования обеспечивает доставку заготовок на столах-спутниках со станции загрузки-разгрузки (в составе участка подготовки производства) на 12-позиционные накопители карусельного типа, входящие в состав базовых ГПМ. После завершения обработки транспортная система передает столы-спутники с деталями от накопителей на станции загрузки-разгрузки, а также осуществляет доставку на станки устройств замены инструмента.
|
Список источников:
1. Полетаев В.А., Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 120101 «Технология автоматизированного производства», Ивановский государственный энергетический университет; http://www.ispu.ru/library/lessons/Poletaev2/index.html
2. Сердюк А.И. Основы создания ГПС механообработки. Электронный учебный курс. http://fms-cim.narod.ru/kaskad.html
3. Ямпольский Л.С., Банашак З. Автоматизация проектирования и управления в гибком производстве. – Киев: Тэхника 1989, Варшава – Научно техническое издательство 1989, 214с.