Я занимаюсь танцами с 6 лет. В данное время не только танцую сама, но и учу танцевать детей в ДОШ № 83 и взрослых в студии танца «Zafira». Сначала я занималась народной хореографией, а со временем увлеклась современными эстрадными танцами. Я не могу представит свою жизнь без них, потому что я танцую чтобы жить, и в танце – живу! Только в танце я могу забыть о всех проблемах поседневной жизни, получить вдохновение и силы, чтобы двигаться дальше.
Ведь неслучайно танцeвaть люди нaчaли paньшe, чeм paзгoвapивaть. Пo кpaйнeй мepe, тaк утвepждают иcтopики. Внaчaлe этo были paзнooбpaзныe движения, cвязaнныe c трудoвыми пpoцecсaми дpeвнeгo челoвeкa и eгo эмoциoнaльным вocприятиeм oкpужaющeгo миpa. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. В тaнцe вoин дeмoнcтpиpoвaл неуязвимocть пepeд opужиeм вpaгa, в тaнцe oхoтники пpocили духoв пocлaть нa их тpoпу дoбычу, тaнeц coпpoвoждал нeвecту на свадьбе... В настоящее время танец не только неотъемлемая часть культуры, но и способ быть красивым, счастливым и здоровым. Танцы полезны даже беременным. Например, восточные танцы даже малышам в утробе матери по нраву. Детки не только заряжаются позитивом, но и получают своеобразный массаж во время покачиваний мам. У женщин улучшается обмен веществ, становится упругой и более эластичной кожа, а это поможет избежать растяжек.
ТАНЕЦ – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. [1]
Ещё во времена античного мира считалось, что для формирования развитой, полноценной личности необходимо разнонаправленное образование, поэтому музыка и танцы считались дисциплинами не менее важными, чем точные науки.
В начале ХХ века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз предположил, что благодаря музыке и танцам дети учатся познавать мир и самих себя, открывать в себе новые творческие способности, развивать музыкальность, внимание, волю и коммуникабельность. Не так давно американские ученые провели исследования, которые доказали, что дети, которые занимаются танцами, быстрее развиваются и лучше учатся.
В настоящее время существует много различных школ, кружков, фитнесс-клубов, где предлагают много интересных программ, от балета до клубного танца. Если у ребёнка развита артистичность, есть чувство ритма, слух, ему обязательно стоит попробовать занятия детскими танцами. Занятия в современных клубах удобны тем, что заниматься там можно как детям, так и родителям.
Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. [3]
Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Занятия ритмикой, пластической гимнастикой, хореографией развивают координацию движений, растяжку и пластику. Ритмика помогает развитию правильной осанки, укрепляет мышцы, а так же развивает артистичность, благодаря постановке хореографически х композиций на занятиях.[1]
В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.
Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания. [1]
«Меня очень огорчает какое-то безразличие, иногда даже пренебрежительное отношение молодежи к классике, недооценка ее как колоссального фактора в формировании личности танцора, в росте его профессионального мастерства. Самое важное для них – это трюки, а ведь стиль составляют как раз мелкие связующие движения, они и танец делают танцем, придают ему неповторимость особый эстетический аромат».
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ – это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.
Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.
Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.
Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.
Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.
Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).[1]
Выворотность – термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности – классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
Спина – это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.
В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение.
Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).
Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко.
Четвертая позиция:выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.
Классический танец – эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя.
Одним из самых популярных танцев в наши дни является Belly dance. Для большинства людей танец живота – просто восточный экзотический танец, очень красивый и эротичный. Танец живота не случайно получил такое пикантное название. «Живот это жизнь» – значит это танец жизни. С кем и с чем ассоциируется само понятие «жизнь»? Конечно же, с женщиной - матерью и с землей. Танец живота сложен и тонок. Это, прежде всего игра – игра души и тела. Танцовщица не просто заигрывает с публикой, она показывает себя - женщину, демонстрируя свою личность. Согласитесь, трудно «обнажить» свое нутро на публике, да еще играючи.[2]
В том и секрет восточных танцев, что любая девушка независимо от возраста и внешности, раскрывается в танце, у нее расправляются плечи, меняется взгляд и сама жизнь становится другой. Танец должен быть гармоничным: и тело, и лицо должны отображать характер танца. Ведь танцы могут быть игривыми, смешливыми или глубоко женственными, даже трагическими. Кроме того, восточные танцы бесконечно эротичны…[3]
По мере освоения элементов танца живота изменяется самоощущение женщины, исчезают комплексы неполноценности. Обычная наша с вами проблема заключается в том, что нам тяжело вовлечься в работу над собой, сдвинуться с насиженного места.
Танец живота - это красивый способ перехитрить свою закостенелую психику, заманив ее на чарующее настроение танца, в тот мир, в котором хочется растворяться и оставаться. На занятиях восточными танцами начинается мягкая работа над собой без насилия, с любовью к собственному естеству. Все начинается с принятия себя и, в первую очередь, особенностей своей фигуры и внешнего облика.[2]
Становится понятно, что внешняя красота лепится из внутренних состояний. Ощущение собственной неповторимости подчеркивается выполнением элементов танца живота (восточного танца). Даже стандартный набор основных движений танца живота у каждой женщины выглядит по-своему привлекательно.
Раскрепощение в танце живота – дело самое сложное. Но постепенно, достигая этого, мы меняемся внутренне. И проявляется это не только в творчестве, но и в жизни. В нас появляется «изюминка», составляющая основы женского очарования и привлекательности.
Движения восточного танца настолько индивидуальны для каждого человека, каждого телосложения, что в процессе обучения женщина подробно изучает особенности собственной пластики, учится любить свое тело и совершенствовать его в индивидуальном режиме, не стараясь втиснуть себя в общепринятые шаблоны и стандарты красоты.
Танец живота, оказывается, не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен для оздоровления и укрепления женского организма, нормализации его работы, решения множества специфических женских проблем.[4]
Танец живота активно развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, оказывает благоприятное воздействие на связки, сердечно-сосудистую систему. В наше время танец живота оказался еще и прекрасной профилактикой гипертонии и шейного остеохондроза.
Восточный танец требует ровного ритмичного дыхания, что позволяет снизить уровень стресса, потому что ритмичное дыхание воздействует на центры удовольствия и происходит выброс эндорфинов, повышающих настроение.
Особенность танца живота в том, что исполняется он в расслабленном состоянии, без резких движений и силовой нагрузки. Благодаря этому спина обретает гибкость. Техника рук «основывается» на напряжении мышц спины, что, в свою очередь, влияет на формирование красивой осанки.
Уже через несколько занятий танцами живота женщины «выпрямляются», раскрываются, перестают сутулиться. Именно поэтому – уменьшаются боли в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Исчезают постоянные головные боли, укрепляются суставы.
Движения рук и плечевого пояса в танце живота также укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру. Это помогает на долгие годы сохранить прекрасную форму груди. [4]
К тому же, танец живота (восточный танец) - это физическая нагрузка на те группы мышц, которые не задействованы в нашей повседневной жизни, но необходимы женщине для ее основной функции, данной ей природой – вынашивание и рождение здорового ребенка. Для тех женщин, у которых еще нет детей, танец живота – прекрасная подготовка к родам.
Он также великолепно подходит и беременным женщинам. При этом, конечно, требуется индивидуальный подход и консультация врача. Если разрешение получено, то на занятиях танцами живота рекомендуется прикладывать в 2 раза меньше усилий, чем до беременности. Если нет патологий, заниматься можно до 5-6 месяцев.
Для будущих мам древний восточный танец без избыточных аэробных и силовых тренировок тренирует глубокие мышцы брюшного пресса и малого таза. Именно эти мышцы работают в родах.
Таким образом, танец живота (восточные танцы) – это вполне сформировавшийся современный танцевальный стиль, позволяющий современной женщине познать себя, раскрыть свою женственность, проявить свою творческую энергию, зажечь огонь изнутри, это способ укрепить своё здоровье, стать свободной, красивой и уверенной в себе![4]
Восточные танцы – это воплощение грации, женственности, изысканности, гармонии души и тела. Эти танцы оказывают
благоприятное действие на весь организм человека – от внутренних органов до мышц и суставов.
Особое место среди танцевальных направлений занимает бальный танец. Только бальные танцы на данный момент признаны Международным олимпийским комитетом видом спорта и получили новое официальное название – «спортивные танцы». К спортивным танцам относят 10 танцев, пять из которых представляют европейскую программу или стандарт, и пять - латиноамериканскую или латину.[2]
Спортивные танцы – это импровизация самого высокого уровня.
Бальные танцы появились в XII веке, в эпоху средневековья. Самые первые танцы – бранль и павана. В России появление танцев связано с именем Петра I. Именно он «научил» нашу страну танцевать. История спортивного танца началась гораздо позже.
Сначала соревнования были закрытыми. Система бальных танцев (тогда это были вальс, фокстрот и танго) начала упорядочиваться в 30-х годах прошлого века.
Европейская программа – стандарт:
1.Танго – аргентинский танец. Танго требует полного взаимодействия с партнером.
2.Слоу-фокс (медленный фокстрот) называют танцем влюбленных. Шаги в слоу-фоксе медленные и скользящие. Этот танец требует от партнеров большого мастерства.
3.Медленный вальс характеризуется плавными длинными шагами. Танцу присущи также медленные подъемы, плавные повороты и слегка растянутые движения.
4.Венский вальс – нежный романтичный танец. Как правило, исполняется в заключении соревнований.
5.Квикстеп – очень живой танец, пришедший из Англии. Он отличается использованием большого количества скачков, перелетов, правых, левых и обратных поворотов.
Чрезвычайно популярными всегда были и остаются на сегодняшний день латино-американские танцы, или, по-другому, танцы латино. Это не просто набор па, это целый язык тела, выражаемый движениями. Их можно разделить на две категории:
1. Истинно народные, что позже назвали фольклорными. Многие из них сильно отличаются от района исполнения и обычно объединены ритмическим характером, но хореографические различия порой столь значительны, что с трудом порой можно найти их родство.
2. Стандартизированные, популярные латино танцы чаще испанского и другого происхождения, такие как ча-ча-ча, самба, румба, болеро, мамба, пасодобль. Эти танцы исполняют как спортивные и социальные. Их хореография зависит от времени и места рождения и исполнения. Есть и нечто общее в них – тема любви (аморус), партнеры стоят близко друг к другу, руки держат друг друга в различных позициях.
Латина – это сольный синтезированный стиль, основанный на движениях популярнейших танцев Латинской Америки. Будь то техники меренге, акцентирующие движения бедер, элегантная «фигуристая» сальса,стремительный джайв, страстный пасадобль или «танец кокеток» ча-ча-ча – любая часть курса латины, с блеском исполненная Вами на танцполе, подарит Вам и Вашим зрителям наилучшие впечатления.[2]
Для одних людей – это танцевальная площадка с соревнующимися парами: кто из них наиболее точен, выразителен, грациозен в танце. Для других – модная латиноамериканская дискотека, где под зажигательную музыку движутся люди: выразительные и порой очень откровенные движения тела, экспрессия, сочетание легкомысленного веселья и чувственности – все это приковывает взгляды , а ноги сами «идут в пляс». Для третьих – эти слова ассоциируются с залитой солнцем Латинской Америкой: океан, красивые люди, свободные нравы, сигары и ром, ритмичная музыка, атмосфера вечного тропического праздника.
Так можно продолжать очень и очень долго. И такое разнообразие представлений неслучайно, ведь латиноамериканская культура, с ее традициями, музыкой, латиноамериканскими танцами, национальной кухней вот уже более 100 лет покоряет весь мир, и каждое новое поколение открывает в ней что-то новое, необычное и привлекательное для себя.
Секрет популярности латиноамериканских танцев в темпераменте, мелодичности и чувственности. Где жаркий климат, там страстный характер. Для латины нет комплексов и предрассудков, есть стремление радоваться и веселиться. Именно поэтому карнавалы достояние южных стран.[3]
Итак, можно сделать вывод, что бальные танцы развивают в ребенке эстетическое восприятие мира. Помогают научиться
выражать чувства и эмоции с помощью движений.
Клубные танцы включают в себя множество молодежных направлений современных танцев. Занятия такими танцами развивают ритмичность движений под современную музыку.[2]
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
Движения производят впечатления развязности, беззаботности и расслабленности танцора R'n'B. Этот танец позволяет двигаться под любую современную музыку, он умело вписался в разнообразие темпов и ритмов современной музыки.
Hip-Hop (Хип-Хоп) – это уличный танец городской негритянской субкультуры, который вышел за пределы США и охватил за короткий период белую молодежь.[2]
Составляющие Hip-Hop (Хип-Хопа) – рэп, брейк-данс и уличные виды спортивных игр, которые соединила музыка «фанк». Одним словом Hip-Hop (Хип-Хоп) – это ультрамодное направление, обучение которому Вам доставит массу удовольствий![2]
Сначала rhythm and blues (R’n’B) выделился в общей массе хип-хопа, как отдельное музыкальное направление. Данный стиль является своеобразным миксом, соединением, на первый взгляд, абсолютно противоположного. Даже название говорит само за себя. Ритм (rhythm) – что-то чёткое, быстрое, может быть иногда жёсткое…И блюз (blues) – несомненно что-то мягкое, плавное и нежное… Музыка и танец всегда были нераздельными, поэтому логично, что вслед за музыкальным стилем R’n’B, появился и танцевальный…
Так как танец в первую очередь является отображением музыки, можно сказать, что в танце R’n’B соединяются два характера движений, органично переплетаются точки и пластика, состояние «робота» и «деревянного Буратино», с состоянием желейного, пластилинового человечка, ртути, которая постоянно изменяет свою форму, перетекая из одного состояния в другое.
В зависимости от желания танцующего или музыки эти две стихии пластики и жесткости могут переплетаться и чередоваться как угодно, можно фиксировать определённую мышцу на доли секунды во время волны или наоборот, можно мягко работать нижней частью тела и жёстко в верхней… It depends on you crazy imagination!
Правда не стоит думать, что танцевать R’n’B можно только под музыку R’n’B, этим можно заниматься под что и когда угодно, главное сохранять технику самого танца, а всё остальное не имеет абсолютно никакого значения. [2]
Разнообразию танцевальных движений R'n'B и Hip-Hop просто нет границ, так как музыка R'n'B и Hip-Hop настолько разнообразная, зажигательная и ритмичная, что делает движения этих танцевальных направлений более свободными и раскрепощенными.
R'n'B и Hip-Hop – это не просто музыка и танцы – это целая культура, которая включает в себя и брейкинг, и ди-джеинг, и искусство МС.[2]
R'n'B – ритм и блюз, одно из самых модных направлений в Западной поп-музыке. Это не просто танец, R'n'B – это
танцевальное зрелище, которое основано на технике хип-хопа, фанка и джаза, но отличается специфическим движением «кач»,
которое отражает эстетику негритянской культуры США.
Самое главное, что занятия любым видом танцев способствуют творческому развитию, выражению индивидуальности, помогают познать себя, обогатить внутренний мир ребёнка. Они также развивают трудолюбие, терпение, целеустремленность. Общение в танцевальных группах помогают стать более коммуникабельным, что немаловажно именно в детском возрасте. Но, к сожалению, не все люди способны развивать в себе танцевальные способности. Это связано с приобретёнными в детстве психологическими травмами, барьерами, которые не дают раскрепоститься, научиться чувствовать своё тело, чтобы двигаться красиво. Если начать заниматься танцами в детстве, можно избежать появления многих негативных психологических блоков. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что танец – это не просто бездумные движения под музыку – это огромная работа над собой, которая способствует формированию качеств, помогающих добиться успеха во всём, чем бы Вы не занимались.
Так что танцуйте, зажигайте и получайте удовольствие от того, что Вы делаете!!!
ИСТОЧНИКИ: