Звонок в мировую сеть

Благонравин М.


Источник: http://www.expert.ua/articles/16/0/585/


Дешево и сердито

           Телефонный разговор через Интернет доступен каждому, у кого есть компьютер с выходом в мировую сеть. Связь тут получается похуже, чем по обычным каналам, зато в три-четыре раза дешевле. Нужно еще установить на компьютер нехитрую бесплатную программу - так называемую "звонилку" (известны сотни таких программ, но самое широкое распространение получила Skype, занявшая около 45% мирового рынка), и подключить к нему микротелефонную гарнитуру (наушники с микрофоном). Как альтернативу можно использовать специальный телефонный аппарат (т. н. IP-фон) или обычный, подключенный к Интернет через особый переходник. После этих приготовлений разговаривать с другим пользователем Интернет можно абсолютно бесплатно (даже если он находится на другой стороне земного шара). Звонок с компьютера на телефон в другой стране обойдется в среднем 0,02-0,2 доллара за минуту. Правда, к этим тарифам необходимо еще приплюсовать стоимость услуг доступа в Интернет, но в любом случае это будет существенно ниже граничных тарифов, по которым работают украинские операторы международной связи.

           Разумеется, этот путь доступен лишь компьютерным фанам. Остальные граждане просто покупают карточку, выпущенную одним из операторов IP-телефонии (во всех крупных городах Украины они продаются буквально на каждом углу, в сельской местности их можно купить в почтовых отделениях), и со своего домашнего (или офисного) телефона звонят по номеру IP-телефониста. А тот переправляет звонок в Интернет. Конечно же, за свои услуги IP-телефонист взимает плату, но она невелика - всего несколько центов за минуту.

Борьба с "девяткой"

           Всплеск популярности интернет-телефонии в Украине уже был четыре года назад, когда количество операторов ежегодно удваивалось. Тогда они занимали, по разным оценкам, от двух процентов рынка международной связи в 2000 году до пяти процентов (по оценкам "Утел" - до 10) в 2001-м. И, по некоторым данным, сразу несколько крупных иностранных компаний рассматривали возможность инвестирования в развитие IP-телефонии в нашей стране. В 2001 году была даже создана Украинская ассоциация провайдеров интернет-телефонии (УАПИТ).

           Однако развитие новой технологии не понравилось "Укртелекому", который обвинил IP-телефонистов в том, что они воруют его телефонный трафик. Дело в том, что тарифы на связь в Украине построены так, что услуги местной телефонной связи (0,036 грн за минуту) убыточны и компенсируются сверхприбыльными тарифами на международную связь. Кроме того, "Укртелеком" (и другие классические телефонные операторы) вкладывают значительные средства в развитие телефонной сети общего пользования - ТСОП (речь идет о прокладывании телефонных кабелей под землей), а IP-телефонисты пользуются этой сетью бесплатно (потому как тема никак не оговорена законодательно). Но вместо того чтобы искать взаимовыгодное решение (например, инициировать изменение тарифов до экономически обоснованного уровня), государственный "Укртелеком" вступил в борьбу с IP-телефонистами, широко применяя меры административного давления на них (частые визиты контролирующих органов и милиции).

           Дальше - больше. Летом 2002 года по инициативе "Укртелекома" и с негласного одобрения Госкомитета связи девять компаний, владеющих лицензией на международную связь, договорились установить стоимость услуг IP-телефонии на уровне 80% от утвержденных государством граничных тарифов. И в сентябре начали массово отключать IP-компании от ТСОП. В итоге часть IP-операторов ушли с рынка, остальные были вынуждены заключить договоры с компаниями "девятки", согласно которым пришлось делиться с ними доходами и увеличить стоимость услуг до уровня "предельные тарифы минус 20%".

           Таким образом, иностранным инвесторам был подан сигнал, что не стоит вкладывать средства в телекоммуникации в Украине. И деньги пошли в другие страны, где ситуация с IP-телефонией была благоприятней. Например, в Россию. За последние годы российские госорганы выдали сотни лицензий на предоставление таких услуг, при этом большинство операторов сосредоточено в Москве и Петербурге (где этими услугами пользуется до пяти процентов жителей). Оборот сформировавшегося к настоящему моменту в России рынка услуг IP-телефонии эксперты оценивают в 300 миллионов долларов в год.

           Правда, в марте текущего года положение интернет-телефонистов в России ухудшилось. Госорганы ввели новые правила присоединения к сетям электросвязи, делающие предоставление услуг IP-телефонии невозможным. Тем не менее специалисты утверждают, что IP-телефония в РФ будет развиваться и дальше, поскольку либерализация данного рынка - одно из ключевых требований на переговорах о вступлении России в ВТО.

Антимонопольная победа

           В Украине ситуация изменилась только в конце мая текущего года, когда Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал за попытку монополизации рынка шесть компаний из "девятки", и обязал операторов вернуть тарифы на IP-телефонию до экономически обоснованного уровня. Решение АМК запоздало на три года: многие из компаний, предоставляющих услуги голосовой связи через Интернет, ушли с этого рынка. Остались лишь наиболее крупные, которые, кстати, за три года борьбы сами научились отстаивать свои интересы в судах.

           На руку компаниям, развивающим интернет-телефонию, играет тот факт, что этот вид связи популярен среди корпоративных клиентов. Дешевая голосовая связь с успехом применяется в крупных организациях с большим количеством филиалов, например, в "Укрпочте", банках или сетях розничной торговли. Технически реализовать ее сравнительно просто: большинство украинских компаний уже сейчас имеют выделенные интернет-каналы, к которым можно подключить офисную АТС. При этом всегда официально декларируется, что IP-телефония используется только для связи между филиалами, а звонки за границу проходят исключительно по линиям традиционных телефонных операторов. В реальности же так происходит не всегда: опытные специалисты-интернетчики легко могут найти за границей компанию-оператора, которая за небольшую плату согласится принимать звонки из Украины и доводить их до вызываемого абонента.

           Новым этапом развития офисной IP-телефонии стала созданная в конце минувшего года сеть обмена IP-телефонным трафиком (UA-VoIX), созданная под эгидой Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ). К ней уже подключились несколько телефонных компаний и интернет-провайдеров, и она позволяет компаниям, использующим IP-телефонию, звонить не только в свои филиалы, но и связываться между собой. При этом телефонная сеть общего пользования, о которой так пекутся телефонные монополисты, в данном случае не используется.

           Кроме этого, в планах участников сети на текущий год - получение сетевого индекса (наподобие индексов 050 или 067, выделенных операторам мобильной связи): это позволит звонить на IP-телефоны с обычных аппаратов, в том числе - и из-за границы. К слову, в Японии взрывной рост использования IP-телефонии начался именно после получения такого сетевого кода.

Технология будущего

           Наибольшее развитие IP-телефония получила в Японии, где ею пользуются около семи процентов населения (8,3 млн пользователей), а также в Западной Европе (2,5 млн абонентов) и США (около миллиона). При этом статистика учитывает лишь тех, кто пользуется компьютерами или телефонами, подключенными непосредственно к Интернет (IP-фонами). Пользователи "карточек для дешевых международных звонков" или услуг интернет-кафе в данном случае не учитываются.

           Одна из важных составных притока абонентов IP-телефонии - при смене места жительства люди отказываются от стационарного телефона, предпочитая мобильный аппарат. Чтобы сохранить абонентов, операторы традиционной связи переходят к IP-коммуникациям. Так, например, происходит в Японии. Вместо того чтобы предоставлять услуги международной телефонной связи по завышенным тарифам (как это происходит в Украине), японские телефонные компании сосредоточились на развитии современных инновационных услуг: доступе в Интернет, передаче видеосигнала, IP-телефонии и пр. Для предоставления всех этих услуг необходимы каналы связи с высокой пропускной способностью, но сейчас эти каналы можно создать на базе уже имеющихся линий телефонной связи (вот где пригодились существующие медные телефонные провода). Таким образом, абонент получает возможность экономить на телефонных звонках (IP-телефония в Японии в среднем в четыре раза дешевле обычной телефонной связи), а оператор увеличивает свои доходы за счет предоставления абоненту дополнительных услуг и уменьшения затрат (новые технологии позволяют автоматизировать обслуживание абонентов, уменьшить операционные издержки и сократить численность обслуживающего персонала). А кроме этого, оператор получает конкурентные преимущества перед компаниями, которые еще не внедрили IP-телефонию.

           С третьего квартала 2003 года в Японии для IР-телефонии введены 11-значные телефонные номера, начинающиеся трехзначным кодом 050. Это позволило принимать звонки на IP-телефоны, поступающие из сетей обычной и мобильной телефонной связи. Номера для IP-телефонии были распределены между операторами связи и Internet-провайдерами.

           Крупные японские компании и телефонные операторы в массовом порядке переводят свои телефонные станции на IP-телефонию. Так, например, недавно такую процедуру проделали Tokyo Gas (20 тыс. телефонов), банк UFJ (37 тыс. телефонов). По оценкам экспертов, уже перешли на IP-телефонию или перейдут в ближайшее время 12 тыс. японских компаний, а к 2007 году IP-телефонией будет пользоваться пятая часть населения страны. Вместе с тем никто из IP-операторов Японии не предлагает услуг, связанных с критичными сервисами, - службами спасения (911) и аналогами украинских 01,02, 03.

           В США сегодня населению предлагаются пакеты услуг, в которых за 25 долларов в месяц можно без ограничений звонить любым абонентам в США и Канаде. Такие инновации активно поощряются американскими властями, которые поставили своей целью способствовать развитию интернет-технологий: Интернет и информационные услуги (в том числе и IP-телефония) в США освобождены от налогообложения.

           Между тем разница в налогообложении (налоги на телекоммуникации в США довольно высоки - суммарно традиционные операторы ежегодно выплачивают около 22 млрд долларов, эти средства составляют существенную часть финансирования многих госструктур и местных органов власти) вызывает острую дискуссию. Между тем никто не инициирует "закрытие" IP-операторов. Наоборот, власти США разрешили IP-телефонистам обладать статусом федеральных компаний, чтобы те могли свободно работать на межрегиональном рынке. Раньше этому препятствовала необходимость находиться в правовом поле только одного штата, так как традиционно такие фирмы были достаточно небольшими. Однако с ростом популярности IP-телефонии на этом поле стали играть и крупные телекоммуникационные холдинги.

           В мае текущего года власти США потребовали от IP-телефонистов до конца лета обеспечить для жителей страны возможность вызывать по своим каналам экстренные службы с помощью единого номера 911.

           Высокими темпами развивается рынок IP-телефонии и в Европе: если два года назад он составлял полмиллиарда долларов, то в текущем может достичь четырех миллиардов. В Европе только в минувшем году было продано миллион IP-фонов, в 1 квартале текущего года - около 300 тыс. таких аппаратов. По оценкам исследовательских компаний, IP-телефония к 2010 году займет в Западной Европе около 10% всего телефонного трафика по количеству минут и 3,6% - по расходам пользователей.

           В среднем в Европе тарифы на IP-телефонию вдвое ниже тарифов на обычную телефонную связь. В минувшем году традиционные европейские операторы телефонной связи "потеряли" 650 тыс. абонентов - те предпочли IP-телефонию.

           Однако если в развитых странах ситуация с потерей абонентов традиционными операторами считается в целом нормальной коррекцией рынка, то в других она вызывает серьезные опасения. Операторы традиционной связи видят в ее развитии прямую угрозу своим прибылям и пытаются помешать этому, лоббируя свои интересы и ограничивая деятельность конкурентов. Так, деятельность IP-операторов пытаются законодательно "отрегулировать" в Коста-Рике, где уже много лет на рынке доминирует национальный телефонный провайдер Instituto Costarricense de Electricidad. От него, в частности, исходит предложение обложить операторов IP-телефонии дополнительными налогами, признав их компаниями-посредниками, генерирующими добавленную стоимость.

           IP-телефония запрещена в нескольких странах Азии, а в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах блокируется даже доступ к интернет-сайтам, предоставляющим такие услуги.