Спутниковые сервисы и WiMAX – бои глобального значения

ИКС № 1 2009 стр. 59


Источник: ИКС № 1 2009 стр. 59

http://www.iks-media.ru/issue/2009/1/2480807.html

Иосиф Поволоцкий, Космическая связь

Что у нас с C-диапазоном? Такой вопрос мы задали директору по вопросам радиочастотного обеспечения ФГУП «Космическая связь» Иосифу ПОВОЛОЦКОМУ.

C-диапазон использовался в спутниковой связи с момента ее зарождения и был первым ресурсом, выделенным для нее на всемирной основе. Причем полоса в 800 МГц разделена на две неравные части: верхняя шириной 500 МГц и нижняя – 300 МГц. Везде в мире первоначально использовалась верхняя часть полосы и лишь годы спустя стали осваивать нижнюю часть; сегодня все 800 МГц плотно «заселены».

Надо добавить, что спутниковая связь с самого начала пользовалась этим диапазоном не монопольно, а совместно с наземными сетями (радиорелейная связь). Именно поэтому проблема совместимости наземных и спутниковых сетей существовала всегда. Безусловно, она регулировалась и регулируется определенными нормами и ограничениями, накладываемыми на системы и спутниковой, и наземной связи. Правда, нормы эти не очень жесткие и, по существу, не сдерживали развитие спутниковой связи на протяжении многих лет.

В России С-диапазон используется на спутниках серии «Экспресс». Верхний участок диапазона был задействован изначально, а нижний сегодня применяется на нескольких спутниках и позволяет обслуживать всю территорию России. В этом диапазоне предоставляются все современные услуги спутниковой связи, в том числе передача данных, доступ в Интернет, магистральная связь, ТВ- и радиовещание, телевизионные перегоны. Земные станции С-диапазона используют антенны диаметром от 1,5 до 12 м и даже  25 м.

Станции типа VSAT тяготеют скорее к Ku-диапазону, и именно для него существует жесткая иерархия мощности и размера антенн. Но «в обмен» на эти ограничения пользователям VSAT предоставляется, по существу, безлицензионное право ставить и использовать станцию где угодно. VSAT-сетей C-диапазона в России нет, они есть в Индии, США и некоторых других странах. И дело здесь не в проблемах регулирования, просто так исторически сложилось.

По внутреннему российскому регламенту все полосы разделены на три части: правительственного использования, совместного использования и гражданского использования. Увы, размер полосы гражданского использования ничтожен (см. с. 39). А все полосы, относящиеся к фиксированной спутниковой связи, являются полосами совместного использования. В них работают как военные и государственные, так и гражданские сети.

     Правомочны ли притязания WiMAX на С-диапазон?

Притязания WiMAX, на мой взгляд, сильно преувеличены вообще. Насколько мне известно, по WiMAX-сетям ГКРЧ выдала несколько тысяч решений, выделила частоты по всей стране в огромном количестве. А сколько сетей за те три-четыре года, когда частоты были получены, введено в действие? Все пока только собираются… но заметного количества коммерческих сетей WiMAX в России нет.

Коротко – это «наезд» на спутниковую связь в мировом масштабе. А корни конфликта, как всегда, в древности. Уже более десяти лет производители оборудования продвигают идею выделения частотных полос для подвижной связи на глобальной основе. Так родился проект IMT-2000. За этот десяток лет рассматривалось множество полос-кандидатов. Но проблема в том, что на глобальной основе найти полосы чрезвычайно сложно: у каждой страны есть свои внутренние правила использования частот. К этому примешиваются разного рода политические, экономические, коммерческие и какие угодно соображения. Поэтому до сих пор не удалось найти участок спектра достаточного объема, где можно было бы разворачивать глобальные подвижные сети.

Одна из попыток добиться выделения дополнительного частотного ресурса для сетей IMT-2000 была предпринята на Всемирной конференции радиосвязи 2007 г., где в качестве кандидатных полос рассматривались полосы C-диапазона. Причем замахнулись на все 800 МГц диапазона C, которые широко используются во всем мире спутниковыми сетями.

Основные инициаторы этого движения – европейцы. Их C-диапазон вообще не волнует, поскольку они его для спутниковой связи не используют, а работают со спутниками только в Ku- и Ка-диапазонах.

Между прочим, на мой взгляд, такое распределение служб по спектру очень мудрое. В Европе в результате нескольких итераций диапазоны частот были разделены между спутниками и землей, что исключило проблему совместимости земных станций и наземных служб. Поэтому у них и стала возможной очень простая процедура частотного обеспечения сетей.

У нас же проблема с установкой земных станций возникает потому, что в этом диапазоне есть наземные средства, с которыми нужно обеспечить электромагнитную совместимость. А это – экспертиза, расчет помех и ограничения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Предложение «отнять» С-диапазон очень возмутило всю спутниковую общественность, включая российских представителей (мы, кстати, были одними из самых упорных противников этой идеи). В результате конференция приняла паллиативное решение: безальтернативно не отдавать, но позволить администрациям связи учесть отличия национальных распределений. Конечно, при таком использовании возникнут приграничные проблемы, связанные с совместимостью. Но они не столь масштабны.

Моя личная (не ГПКС!) точка зрения состоит в том, что высвобождение части С-диапазона для сетей WiMAX зависит от позиции государства: какой из сервисов будет более востребован – спутниковый или WiMAX, какой получит большее развитие и принесет больший доход в казну, с учетом, конечно, обеспечения безопасности страны. Таким должен быть критерий при выделении частот на развитие тех или иных технологий.

      Насколько WiMAX мешает спутниковым службам?

В той части спектра, которая используется WiMAX (нижний участок), при совместной работе (пока с фиксированным WiMAX и мобильными опытными зонами) уже сегодня возникли серьезные проблемы. Эти частоты очень трудно использовать для распространения телевидения: станции, которые находятся в зоне покрытия сети WiMAX, принимать спутниковый сигнал не могут в силу значительных помех. И никакие жесткие ограничения здесь ничего не изменят. Одно дело, сосуществование с РРС типа «точка–точка». Другое – с системой «точка–многоточка», где в ее зоне покрытия не найти места для земной станции.

Регулятор должен принимать принципиальное решение, что должно быть в этом диапазоне – «наземка» или спутники? Вместе не получится. Если «наземка», значит, нужно установить срок, соизмеримый со сроком жизни спутников, для вывода служб из данного участка. В противном случае будет очень плохо и тем и другим. Неконтролируемое развитие WiMAX может привести к тому, что земные станции не смогут работать, а WiMAX получит очень ограниченные возможности распространения.